Понятие и сущность монополий

Монополия - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Ситуация чистой монополии возникает в том случае, если одно из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5-6% валовогонационального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конкуренции.

Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное количество продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но и к «частичным монополиям» - довольно распространенному в экономике явлению. В каких же формах проявляются эти барьеры?

Препятствием для проникновения фирм в отрасль, прежде всего, являются относительно низкие издержки производства. Уровень технической и технологической оснащенности современных производств настолько высок, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только при очень крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, сталелитейной, нефтехимической и некоторых других отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/3 рынка своих товаров. Естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в такие отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как для достижения нормального для отрасли объема производства необходим длительный срок накопления. Однако и для крупных предприятий задача вхождения в отрасль практически неразрешима в связи с тем, что новому производству очень сложно получить крупный денежный капитал. В итоге производство контролируется рядом базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющих их.[1]

В общественном хозяйстве существуют отрасли, являющиеся естественными монополиями. Это, например, электрические и железнодорожные компании, водо- и газоснабжение и т. д. Им обычно предоставляется исключительные государственные привилегии. Конкуренция в подобных отраслях недопустима. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению городов и населенных пунктов.

Государство устанавливает легальные барьеры для проникновения в ту или иную сферу занятости, что достигается посредством выдачи патентов и лицензий. Патенты представляют собой государственные удостоверения, выдающиеся частным лицам или предприятиям с целью узаконивания их изобретательских прав и защиты от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. Фирмы в этом случае достигают монопольной степени власти на рынке научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок, которая ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организаций.

Государственные лицензии предоставляют фирмам или государственным организациям исключительное право на производство определенных товаров или их реализацию. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на продажу алкогольных напитков, производство медицинских препаратов и т. д.

Преградой на пути проникновения конкурентов в отрасль может служить институт частной собственности. Фирма или консорциум, владеющие месторождением полезных ископаемых, будут препятствовать появлению конкурентов в сфере своей деятельности. Подобная ситуация складывается во многих отраслях экономики.

Серьезным препятствием на пути проникновения в отрасль являются и приемы нечестной конкуренции, допускаемые фирмами, действующими в данной сфере, по отношению ко вновь вступающим или к «собратьям»- конкурентам. Например, могут быть организованы реклама в целях «поношения» продукта своего конкурента, а также давление на поставщиков ресурсов и банки с целью непредставления кредитов и т.д. Эта же политика может быть использована при ценообразовании. Хотя многие из подобных действий являются противозаконными, тем не менее они часто используются конкурирующими фирмами.[1]

В то же время следует иметь в виду, существующие преграды на пути проникновения в отрасль можно обойти посредством разработки новой или отличающейся от уже существующей продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Кроме того, когда монополии становятся с точки зрения, например, интересов общества неприемлемыми, и тогда в силу вступают антимонопольные законодательства. Таким образом защищаются интересы малого бизнеса. Поскольку последний играет значительную роль в производстве товаров, их реализации, оказании услуг, обеспечении занятости населения и т.д., государство принимает меры по охране его интересов. Это ослабляет силу монополистического давления на конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: