double arrow

Виды и классификации монополий

Монополия – это рыночная структура, предполагающая наличие одной крупной фирмы в отрасли, являющейся единственным продавцом уникального продукта, полностью контролирующего цены на свою продукцию, выставляющая высокие барьеры для входа в отрасль.

Монополии по своему характеру, движущим силам, степени достижения и

формам проявления можно классифицировать по различным признакам.

           
     
 
 



Рис.1. Классификация монополии

Приведённое выше определение описывает абстрактную модель рынка - «чистую монополию». Эта модель рассматривается при изучении монополий в рамках учебной программы, для того, чтобы абстрагироваться от различных деталей каждого вида этой рыночной структуры. Это абсолютная, идеализированная модель монополии. Естественная монополия имеет все признаки, присущие «чистой монополии», такие как наличие единственного продавца; уникальность, незаменимость продукта; непреодолимые барьеры для вступления в отрасль; возможность полного контроля над ценой товара. Но это не значит, что естественная монополия и есть та абсолютная модель, все эти признаки не раскрывают её сущности. Главное кроется в причинах их образования. Естественной монополии присуща объективная детерминированность, которая кроется в её сущности. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.

Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объёме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

 
 


Риc. 2. Долгосрочные средние издержки естественной монополии

Причинами возникновения естественной монополии могут быть:

· Особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объёме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска;

· Экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

· Недостаточная ёмкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Естественные монополии функционируют в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Отличительная черта естественных монополий – наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения средних издержек по мере увеличения объёмов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощённые в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек.

Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

Однако и сказанного мало, чтобы считать ту или иную хозяйственную деятельность естественной монополией. Если исходить только из приведённых особенностей, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предприятий (на пример производство хлеба). Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов, от спроса на товары, конъюнктуры рынка в целом и иных причин.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: