Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

1. Век Екатерины II.

2. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года

Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г.

№1

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

- Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

- Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

- Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

- Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

- Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность. Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство – Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги. По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768–1774, 1787–1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

№2

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) – война между СССР и Германией в рамках Второй Мировой войны, закончившаяся победой Советского Союза над фашистами и взятием Берлина. Великая Отечественная Война стала одним из финальных этаповВторой Мировой.

Причины Великой Отечественной Войны

После поражения в Первой Мировой войне, Германия осталась в крайне тяжелом экономическом и политическом положении, однако, после прихода к власти Гитлера и проведения реформ, страна смогла нарастить свою военную мощь и стабилизировать экономику. Гитлер не принимал результатов Первой Мировой и хотел взять реванш, тем самым приведя Германию к мировому господству. В результате его военных походов, в 1939 году Германия вторглась в Польшу и затем Чехословакию. Началась новая война.

Армия Гитлера стремительно завоевывала новые территории, однако до определенного момента между Германией и СССР существовал мирный договор о ненападении, подписанный Гитлером и Сталиным. Впрочем, спустя два года после начала Второй Мировой, Гитлер нарушил соглашение о ненападении – его командованием был разработан план «Барбаросса», предполагающий стремительное нападение Германии на СССР и захват территорий в течение двух месяцев. В случае победы, Гитлер получал возможность начать войну с Соединенными Штатами, также ему открывался доступ к новым территориям и торговым путям.

Вопреки ожиданиям, неожиданное нападение на Россию не дало результатов – русская армия оказалась оснащена гораздо лучше, чем предполагал Гитлер и оказывала существенное сопротивление. Компания, рассчитанная на несколько месяцев превратилась в затяжную войну, которая позже получила название Великая Отечественная война.

Великая Отечественная война длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

Основные периоды Великой Отечественной войны

Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942). 22 июня Германия вторглась на территорию СССР и к концу года смогла завоевать Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Молдавию и Белоруссию – войска двинулись вглубь страны, чтобы захватить Москву. Российские войска терпели огромные потери, жители страны на захваченных территориях оказались в немецком плену и были угнаны в Германию в рабство. Однако, несмотря на то, что советская армия проигрывала, ей все же удалось остановить немцев на подходе к Ленинграду (город был взят в блокаду), Москве и Новгороду. План «Барбаросса» не дал желаемых результатов, битвы за эти города продолжались вплоть до 1942 года.

Период коренного перелома (1942-1943 гг.) 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск, которое дало существенные результаты – одна немецкая и четыре союзных армии были уничтожены. Советская армия продолжала наступление по всем направления, им удалось разгромить несколько армий, начать преследование немцев и отодвинуть границу фронта обратно в сторону запада. Благодаря наращиванию военных ресурсов (военная промышленность работала в особом режиме) советская армия существенно превосходила немецкую и могла теперь не только оказывать сопротивление, но и диктовать свои условия в войне. Из обороняющейся армия СССР превратилась в нападающую.

Третий период войны (1943-1945 гг.). Несмотря на то, что Германии удалось существенно нарастить мощь своей армии, она все еще уступала советской, и СССР продолжал играть ведущую наступательную роль в военных действиях. Советская армия продолжала продвигаться в сторону Берлина, отвоевывая захваченные территории. Был отвоеван Ленинград, и к 1944 году советские войска двинулись в сторону Польши, а затем и Германии. 8 мая Берлин был взят, а немецкие войска объявили безоговорочную капитуляцию.

Основные сражение Великой Отечественной войны

Оборона Заполярья (29 июня 1941 — 1 ноября 1944);

Битва за Москву(30 сентября 1941 — 20 апреля 1942);

Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944);

Ржевская битва (8 января 1942 — 31 марта 1943);

Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943);

Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943);

Курская битва(5 июля — 23 августа 1943);

Битва за Правобережную Украину (24 декабря 1943 — 17 апреля 1944);

Белорусская операция (23 июня — 29 августа 1944);

Прибалтийская операция (14 сентября — 24 ноября 1944);

Будапештская операция (29 октября 1944 — 13 февраля 1945);

Висло-Одерская операция (12 января — 3 февраля 1945);

Восточно-Прусская операция (13 января — 25 апреля 1945);

Битва за Берлин (16 апреля — 8 мая 1945).

Итоги и значение Великой Отечественной войны

Основное значение Великой Отечественной войны состояло в том, что она окончательно сломила немецкую армию, не давая Гитлеру возможности дальше продолжать свою борьбу за мировое господство. Война стала переломным моментов в ходе Второй Мировой и, фактически, ее завершением.

Однако победа далась СССР тяжело. Экономика страны на протяжении войны находилась в особом режиме, заводы работали, в основном, на военную промышленность, поэтому после войны пришлось столкнуться с тяжелейшим кризисом. Многие заводы были разрушены, большая часть мужского населения погибла, люди голодали и не могли работать. Страна находилась в тяжелейшем состоянии, и ей потребовалось немало лет на то, чтобы восстановиться.

Но, несмотря на то, что СССР находился в глубоком кризисе, страна превратилась в сверхдержаву, резко возросло ее политическое влияние на мировой арене, Союз стал одним из самых крупных и влиятельных государств, наравне с США и Великобританией.

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16 1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. 2. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь в послевоенные годы (1946-1964 гг.). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. №1 Предпосылки и особенности российского абсолютизма Абсолютная монархия – это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновникам. Абсолютная монархия создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные по сравнению с прежними средствами принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Она покончила с сепаратизмом феодальной знати, уничтожив остатки политической раздробленности, содействовала сплочению значительных по размеру территорий, установив в них единообразное управление, способствовала экономическому единству страны, и успешному развитию новых рыночных отношений. Абсолютная монархия субсидировала развитие мануфактур, ввела систему покровительственных пошлин, вела торговые войны. Поэтому в этот период она поддерживалась как купечеством, так и дворянством. К концу XVII в. абсолютная монархия начинает складываться в России как тип государственной власти. Период абсолютизма прошли в своем развитии все европейские государства. Основными признаками абсолютной монархии являются: 1. Сосредоточение всей власти в руках одного монарха; 2. Наличие сильного бюрократического аппарата; 3. Наличие постоянной армии; 4. Ликвидация сословно-представительных учреждений. Характерными чертами политики периода абсолютной монархии были: 1. Расширение территории; 2. Закрепощение крестьян; 3. Усиление роли государства; 4. Регламентация прав и обязанностей всех сословий. Совпадая по своей форме с абсолютными монархиями в Европе, российская монархия была иной по социально-экономическому содержанию. Особенностью абсолютизма в России было то, что он возник не на основе развития капиталистических отношений, как в Европе, а на основе крепостнических отношений. Социальной базой абсолютизма в России были не дворяне и буржуазия, как в Европе, а крепостническое дворянство, служилое сословие и купечество. Экономической основой российского абсолютизма было мануфактурное производство, барщинное хозяйство и складывающийся всероссийский рынок. С середины XVII в. при царе Алексее Михайловиче стали формироваться некоторые элементы абсолютизма. Так, реже стали созываться Земские Соборы, упала роль Боярской Думы и выросла роль приказной бюрократии, началось изживание основных принципов феодальной службы (местничества), увеличилось число солдатских и рейтерских полков иноземного строя, что приближало войска к регулярной армии. Кроме того, выросла роль светской культуры, Россия постепенно вливалась в систему европейских государств. Юридическое оформление абсолютизма форсированными темпами началось при Петре I. Это выразилось в том, что Россия в 1721 г. была объявлена империей, а Петр – императором. Законодательная формула абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского Устава выглядела так: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Духовный регламент» 1721 г. давал следующее определение: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Началось строительство новых органов власти и управления: создан Сенат (1721), учреждена должность Генерал-прокурора (1722), приказы были заменены коллегиями, проведена реформа местного самоуправления, упразднено Патриаршество (1700), вместо него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести появление государственной росписи расходов и доходов, переход к подушному обложению, а также создание «Табели о рангах», заложившей единые принципы выслуги по военной и гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный Регламент, Устав гражданской службы, Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии 1722 г. давал право императору самому назначать наследника престола. Экономической политикой периода абсолютизма стало поощрение торговли. Развитие горного дела, мануфактур и сельского хозяйства, связанного с нуждами государства, армии и флота. Это выращивание технических культур, овцеводство, коннозаводство, винокурение, лесное хозяйство. Новой стороной деятельности государства стало открытие и описание новых земель. Появилась в абсолютистском государстве и новая идеология. Распространились переводы трудов европейских политиков и юристов, появилось сочинение сподвижника Петра I. Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», где обосновывается идея сильной самодержавной власти. Оформление абсолютизма происходило в жестких формах – выросли повинности крестьян и посадских людей, были введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, население сгоняли на строительство дорог, каналов, крепостей, что вызывало многочисленные случаи гибели людей. Оформившись при Петре I, абсолютная монархия продолжала укрепляться при Анне Иоанновне, Елизавете, Екатерине II. №2 Социально-экономическое развитие: итоги и проблемы По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Население (по приблизительным данным ЦСУ) сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18%. Число инвалидов Отечественной войны в 1946 г. составило 2575694. Огромны были и материальные потери. Разруха народного хозяйства СССР была столь катастрофической, что последствия ее могли быть преодолены только через многие годы. Сокращение населения и, следовательно, рабочей силы, замена на предприятиях кадров трудоспособного возраста на стариков и подростков, мужчин – женщинами, квалифицированных рабочих – новичками; ухудшение жилищных условий; уничтожение, износ технического оборудования; снижение национального дохода и капитальных вложений – все это снижало производительность труда, уровень которой не шел ни в какое сравнение с довоенным. Трудности восстановительного периода усугублялись большими разрушениями на транспорте, исчерпанием запасов сырья, упадком сельского хозяйства, переводом экономики прибалтийских республик на социалистические рельсы хозяйствования, что влекло за собой ломку прежних социально-экономических отношений и требовало немалых затрат. Война вызвала глубокие изменения в сознании и настроениях людей. Народ отдал для победы все свои физические и духовные силы, все свои сбережения, десятки миллионов жизней, надеясь, что с миром придет и облегчение. Но надеяться на быстрый рост народного потребления, который бы стимулировал переориентацию экономики на производство продукции массового спроса, в этих условиях было нереально. Сказывалась и международная обстановка: в рамках проводимой США “атомной дипломатии” Советский Союз резко ускорил темпы по созданию собственного атомного оружия, что требовало громадных средств. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из европейской части страны на восток были заложены основы для дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны. Но эти положительные итоги не шли ни в какое сравнение с потерями, понесенными Советским Союзом в ходе фашистской агрессии, особенно если учесть число убитых и искалеченных войной. В труднейшем положении оказалась деревня. Непомерно тяжелая для колхозов хлебозаготовительная политика в годы войны еще более ужесточилась: хлеб забирался из хозяйств подчистую, нередко для выполнения госпоставок местные органы отнимали у колхозников зерно, выданное на трудодни или выращенное в личных хозяйствах. В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Первоочередными ставились следующие задачи: восстановление и развитие тяжелой промышленности и железно­дорожного транспорта, обеспечение технического прогресса во всех отраслях; повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой. Пятилетним планом предусматривалось восстановление довоенного уровня промышлен­ного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки его превышение на 48%. Ставилась задача развивать в пострадавших районах европейской России собственную энергетическую и топливную базу, увеличивать объем капиталовложений в экономику более отдаленных районов страны – в Сибири и на Дальнем Востоке. Пятилетний план ставил слишком трудные задачи для истощенной войной страны. Определяя их, советское руководство исходило из сложившегося на международной арене соотношения сил между двумя различными системами (социалистической и капиталистической). Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного. С переходом к мирному строительству произошли соответствующие изменения в правительственных структурах. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, действовавший как временный орган на период войны и чрезвычайного положения в стране. Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства. Председателем Совмина СССР и министром вооруженных сил страны был избран Сталин. Переключение средств и материальных ресурсов на мирные цели началось с весны 1945 г., а к июню на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий, в том числе оборонных. Особые проблемы стояли перед предприятиями, полностью переключенными в начале войны на производство военной продукции. Работа по реконверсии социалисти­ческой экономики в 1946 г. вскоре принесла свои плоды. За первый послевоенный год заметно увеличился рост производства основных видов продукции машиностроения – турбин, паровозов, вагонов, автомобилей, тракторов, комбайнов, экскаваторов и др. Предприятия, восстановленные в течение 4-й пятилетки, дали в 1950 г. 1/5 часть добытого в стране угля, 39% выплавленной стали и проката, 40% чугуна; на их долю приходилась значительная часть выработанной электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической, легкой и пищевой промышленности. На месте прежних было построено около 3200 предприятий, технически более совершенных и мощных. Восстановление ряда отраслей индустрии полностью завершилось к 1953 г. Параллельно с этим осуществлялась широкая программа нового промышленного и транспортного строительства. Огромные материальные средства были направлены на создание атомного оружия в ущерб производству предметов потребления, социально-культурной сфере, сельскому хозяйству. Уже в 1948 г. в Челябинской области был построен реактор по производству плутония, а к осени 1949 г. в СССР было создано атомное оружие. Это стало важнейшим событием конца 40-х годов не только для Советского Союза, но и для всего мира. В том же году правительство СССР заявило, что оно выступает за безусловное запрещение применения атомного оружия. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба. Первая в мире АЭС – Обнинская (под Москвой) – мощностью 5 тыс. кВт вступила в строй летом 1954 г. Сделав ставку на первоочередное развитие промышленности, правительство смотрело на деревню как на важнейший источник сырья, рабочих рук и хлеба, что в значительной степени затянуло восста­новление сельского хозяйства. Материально-производственная база колхозов, созданная в годы довоенных пятилеток, была почти полностью разорена – уничтожено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС; истреблена или вывезена в Германию почти четверть довоенного тракторного и комбайнового парка. Сохранившаяся сельхозтехника была предельно изношена; около 11% тракторов МТС из-за неисправно­сти не работали. Недостаток техники не восполнялся живой тягловой силой, поскольку поголовье лошадей в колхозах не составляло к концу 1945 г. и половины довоенного уровня. Более чем на четверть сократилась посевная площадь. Из-за недостатка техники и рабочих рук сельскохозяйственные работы проводились с опозданием, что приводило к резкому снижению урожайности. Многие колхозы, особенно оказавшиеся в оккупации, не располагали самым насущным для сколько-нибудь нормального ведения хозяйства. Люди жили в тяжелейших условиях, нередко в землянках, без элементарных жизненных удобств. В создавшихся условиях советское руководство принимает решение о скорейшем организационно-хозяйственном укреплении колхозов, создании их в тех районах страны, где раньше их не было и где индивидуальные крестьянские хозяйства составляли основу сельскохозяйственного производства (западные области Украины и Белоруссии, Правобережная Молдавия и республики Прибалтики). 19 сентября 1946 г. вышло постановление Совмина СССР и ЦК партии “О мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах”. Для контроля за соблюдением устава сельхозартели, предотвращения его нарушения, решения вопросов колхозного строительства был создан Совет по делам колхозов. Деятельность его способствовала организации и совершенствованию оплаты труда, разработке перспективных планов, подготовке руководящих кадров, созданию детских учреждений, конкретизации устава сельхозартели. К концу 4-й пятилетки многие последствия войны в сельском хозяйстве в основном были преодолены, укрепилась материально-техническая база, в районах, подвергшихся оккупации, восстановлены колхозы, МТС и совхозы, повысился уровень механизации сельско­хозяйственных работ. В 1948 г. принимается трехлетний план развития электрификации на селе. К концу пятилетки электроэнергию получали 80% МТС и 76% совхозов. В 1950 г. объем валовой продукции сельского хозяйства составил приблизительно 99% по сравнению с довоенным показателем. Однако заявление члена Политбюро Г. Маленкова на XIX съезде партии (октябрь 1952 г.) о том, что зерновая проблема в стране “решена с успехом, решена окончательно и бесповоротно”, не соответствовало действительности. В действующей заготовительной системе отразилось полное экономическое бесправие колхозов: государство “брало” у деревни хлеб и другие продукты за бесценок. О том, что хлебозаготовительные планы были для деревни непосильными, говорят следующие цифры: если в 1944 г. их выполнили около 58% колхозов страны, то в 1945 – 50%, 1946 – 42,1%, 1948 – 44,2%. Крестьянский двор (и колхозный, и единоличный) подлежал обложению государственным натуральным налогом в форме обязатель­ных поставок зерна, мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля и других продуктов. Помимо натурального налога крестьянское хозяйство облагалось денежным налогом. Если в 1940 г. средняя сумма налога на один колхозный двор равнялась 112 руб., то в 1951 г. – 523 руб. Налоги выросли почти в 5 раз, а земли и скота у крестьян в личном пользовании убавилось. Сложившуюся после войны систему управления деревней крестьяне рассматривали как враждебную не только своему жизненному укладу, но и существованию. По официальным данным, пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. был успешно выполнен, а важнейшие его задания “значительно перевыполнены”. В первую очередь, это достижения черной металлургии (выплавка стали и производство проката), добыча угля и нефти, выработка электроэнергии, производство станков и машин, продукция химической промышленности. Но как показывает статистика, план 4-й пятилетки по развитию сельскохозяйственного производства не был выполнен. Однако уровень сельскохозяйственного производства в 1950 г., по официальным данным, почти достиг уровня довоенного 1940 г. В июле 1952 г. Сталину был представлен проект директив пятого пятилетнего плана на 1951-1955 гг. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства за пятилетие примерно в 1,8 раза. Для производства средств производства темпы роста устанавли­вались в размере 18%, а для производства предметов потребления – 11%. Вдвое должны были возрасти капиталовложения в промы­шленность. Уже к 1953 г. темпы прироста валовой продукции промышленности, а также прирост по важнейшим ее видам (чугун, сталь, прокат, электроэнергия и пр.) превышали плановые задания. Эти достижения позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10, нефтепродуктов - в 3,3, угля – в 5,1, дров – в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, поставленная советским правительством, была выполнена, так как накопленные запасы были важнейшим условием гарантии СССР “от всяких случайностей”. Именно эти резервы, полученные в результате героического труда всего народа, позволили в будущем провести большинство реформ и начинаний. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17 1. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. 2. Советская культура в послевоенные годы (1946-1964 гг.). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. №1 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18 1. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. 2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война (1946-1964 гг.). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19 1. Мануфактурно-промышленное производство в XIX в. 2. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития (1954-1965 гг.). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 1. Становление индустриального общества в России: общее и особенное (конец XIX –начало XX в.). 2. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21 1. Общественно мысль и особенности общественного движения России XIX в. 2. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22 1. Реформы и реформаторы в России (вторая половина XIX в.). 2. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23 1. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. 2. Октябрьские события 1993 г. Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24 1. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. 2. Становление новой российской государственности (1993-2000 гг.). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25 1. Проблема экономического роста и модернизации в нач. XX века. 2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (90-е гг. XX века). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26 1. Революции и реформы: 1905 г. и П.А. Столыпин. Социальная трансформация общества. 2. Культура в современной России. Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского Филиал в г. Липецке Дисциплина «История» для студентов спец. 080100 для всех форм обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27 1. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма в нач. XX века. 2. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации (90-е гг. XX века). Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» 9 сентября 2013 года Зав. кафедрой ____________ Покидов М.Г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: