Вопрос №3. Славянский мир. Процесс этногенеза у восточных славян

Древнерусскаянародность явилась тем этническимобразованиемвосточных славян, котороевозникловпериодзарожденияиутверждение феодализма, в эпоху возникновения государства, в процессеформирования расширявшимсвоютерриторию,включаявсоставРуси неславянские этнические элементы.
В ходе Великогопереселения народов в Европу хлынули также славянские племена. По официальнойверсии они начали свое движение в Индии и происходили от так называемойславянской ветви народов Северной Индии. В 5 веке н.э. славяне расселились натерритории Восточной Европы и разделились на несколько частей:
1. южные -сербы, хорваты и т.д.
2. средняячасть славян – чехи, словаки, поляки

3. восточныеславяне – самая крупная группа славян, которая расселилась на Европейскойтерриториинынешней России. Ониобразовали 15 племенных союзов (поляне, древляне, дреговичи, полочане,ильменьские словене, кривичи, северяне, родимичи, вятичи, тиверцы, уличи,дулебы, волыняне, бужане).Все поселенияславян 5-7 вв. ВосточнойЕвропы, а ихмежду Днепром и Прутом и в соседней Румынии известно уже более сотни, какправило, не укреплены.Располагаютсяпоселения илина склонах пойменныхтеррас, подходя к разделу реки, или на возвышенных останцах, в пойме, средиболот. Сначала росли поселения, затем – города. Соответственно возникла игосударственность. Тому было несколько предпосылок:
1.экономические:
- Пашенное подсечное или трехпольноеземледелие (благоприятная равнинная местность)
- Наделение имуществом
- Сосредоточение ремесел в городах
- Зарождение торговых отношений (Путь изваряг в греки)
- Преобладание свободного труда над рабским
2.политические:
- Постоянная угроза нападения внешнихврагов
- Достаточно высокий уровень военнойорганизации
- Наличие элементов государственности
- Формирование племенных союзов
- Стремление родоплеменной знати к защитесвоих привилегий и захвату новых земель
3. социальные
- Сменародовой общины соседской
- Возникновениесоциального неравенства среди членов общины
- Складываниедревнерусской народности
- Наличие патриархальногорабства
4. духовные
- Языческаярелигия
Языческие боги:
®Род – бог неба, земли(главный)
®Ярило – бог солнца
®Перун – бог грома и молнии, войны, оружия
®Стрибог – бог ветра

№4. Основные этапы становления государственности в Древней Руси

Высокий уровень развития производственных сил позволил, Длительноегосподство сельской общины, поздний переход к рабовладельческому строю – всеэто ускорило становление феодализма и зарождения Русского государства.Появились вотчины, состоящие из усадьбы и поселения (община).
В 753г. Старая Ладога стала первой столицей Древнерусского государства.А уже в 862г. столица была перенесена в Новгород. На княжеский престол былприглашен варяг Рюрик. После его смерти в 879г. воцарился князь Олег,объединивший в 882г. Новгород и Киев, убив его правителей Аскольда и Дира. Таксогласно летописи сложилась Киевская Русь. Во время правления Олега Русьдостигла больших успехов в походах против Византии. Олег даже взял Царьград,столицу Византии.
Согласно договорам между Киевом и Константинополем русские купцыполучали значительную выгоду, также укрепились культурные связи 2 государств.
После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. Его правление известнопрежде всего восстанием древлян в 945г. когда Игорь решил дважды собрать с нихдань. Возмущенные древляне разгромили отряд Игоря, а его самого убили.

Княгиня Ольга, правившая после Игоря, жестоко отомстила древлянам исожгла их столицу Искоростень.В это жевремя были учреждены уроки – размер дани и погосты – места ее сбора.
При Ольге к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей иокончательно – древлян.
Сын Игоря и Ольги Святослав все свое княжение провел в военных походах.Были разгромлены Волжская Булгария и Хазарский каганат, покорены мордовскиеплемена, отражен натиск печенегов, но война с Византией закончилась неудачно:дружине Святослава с трудом удалось отступить. По дороге в Киев в 972г.Святослав попал в засаду печенегов в районе днепровских порогов и был убит.Согласно легенде печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу.
После гибели Святослава последовали несколько лет усобиц в ходе которыхвоцарился князь Владимир I.При нем все земли восточных славян вошли в состав киевской Руси. Был укрепленгосударственный аппарат и решена задача обороны от печенегов. На Южных иЮго-восточных границах страны был сооружен ряд мощных крепостей.

№5. Принятие христианства и его роль в укреплении государства.

При Владимире произошло великоесобытие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычествогосподствовало среди большинства населения, верховным был бог войны —громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане.Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником иподвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепитьязыческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, немогло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихсяфеодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.

Соседние с Киевской Русьюгосударства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е.вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени былихристианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет»,говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-затого, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имелисвоего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство вего византийском, будущем православном варианте. Был заключен династическийбрак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который былкрещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.
Можно выделить следующие причины,которые обусловили принятие Русью христианства:
1. Язычество приводило к изоляцииРуси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей иторговли;
2. Язычество мешало стабилизациии укреплению феодального строя на Руси;
3. Требовалась новая идеология,которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства иподчинения;
4. Монотеизм христианской религииукреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
5. Появляющееся социальноенеравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдатьбогатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость отфеодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной,Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду.Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жителигорода вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение вхристианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере,в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялисьвведению христианства. «Мечом и огнем Русь крещена была», — говорили современники.На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, ноодновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу,сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианствобыло принято всем народом.
Принятие христианства имело дляРуси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую,духовную и культурную жизнь русского народа:
1. церковь оказывала значительноевоздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе заединство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения(Куликовская битва);
2. принятие христианства кореннымобразом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальнымиевропейскими государствами, привело к установлению более тесных связей ссоседними христианизированными странами;
3. церковь способствовалаформированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупногоцерковного и монастырского землевладения;
4. принятие христианстваспособствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства,повлияло на развитие ремесла.
5. церковь способствовалараспространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг,летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы,библиотеки;
6. христианство укрепляломоногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.
Вместе с тем церковь оказывала инегативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересыгосподствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобыпревратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовалаинакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные делаотдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовалабеспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: