Общественно-политическая и культурная жизнь страны. Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО Его функции были вновь распределены между СНК, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы носил формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. Сталин, получивший из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, являлся ничем не ограниченным диктатором.
В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В. Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.
|
|
Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. С надеждой возвращались домой демобилизованные и эвакуированные. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако чаще всего они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. В Западной Украине и Прибалтике действовали вооруженные отряды националистов. В антиправительственную борьбу были вовлечены здесь сотни тысяч людей. После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.
С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (нарком Л.П Берия) и НКГБ СССР. В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-х - начале 50-х гг. было огромным и всеобъемлющим, существовала налаженная система тотального шпионажа, подавления малейших проявлений инакомыслия. Методы работы репрессивного аппарата изменились по сравнению с периодом 20-30-х гг., превратив его в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной власти. Внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития.
|
|
Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Готовился даже судебный процесс против Жукова. Многие видные военачальники были арестованы. Шла борьба за власть между сторонниками репрессий (Маленков, Берия) и более молодыми деятелями, склонными к либерализации административно-командной системы (Кузнецов, Вознесенский, Родионов). После смерти в 1948 г. Жданова, победу одержало старое окружение Сталина. Фабрикуется так называемое «Ленинградское дело». Главными обвиняемыми стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов и другие. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, около 2 тыс. ленинградских коммунистов репрессированы.
В 1952 г. было сфабриковано «дело врачей-отравителей». Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. В условиях командно-административной системы возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.
Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от «задач социалистического строительства».
В 1946 г по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей.
В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов было временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время, продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.
Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Лихорадило высшую школу, которая испытывала острый недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе. Несмотря на все это, страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. В 40-е - начале 50-х годов советская наука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной техники, но все они, в основном, были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи первого в мире «социалистического» государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.
|
|
В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жестокому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.
Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой. За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения.
Давление и контроль на науку и искусство со стороны партийно-государственного аппарата были велики. Художественные и научные установки были не приоритетом творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. - сам Сталин. Все это вело к постепенной деградации гуманитарной науки в СССР.
Также отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. Поэтому удар был нанесен по той части советской интеллигенции, которая стремилась показать достижения Запада более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность, искусства.
|
|
Печально известно постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О журнале «Звезда» и «Ленинград», направленное в основном против А. Ахматовой и М. Зощенко, чье творчество было отнесено к антинародному. Через несколько дней после постановления они были исключены из Союза писателей. Лишен был возможности жить литературным трудом А. Платонов. Позже появились постановления о репертуаре театров, о кинофильме «Большая жизнь», опере В Мурадели «Великая дружба». В практику вошло запрещение литературных, музыкальных, кинематографических произведений, закрытие журналов. 1948 г. прошел под знаком борьбы с «формалистами» в музыке - Шостаковичем, Прокофьевым и др. Затем началась борьба с космополитизмом, основной жертвой которой стала еврейская интеллигенция - Михоэлс, Маркиш и др.
Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX вв.