Падение Римской империи

Почти четыреста лет Римская Империя правила землями Средиземноморья и Европы.

Закат Римской Империи начался с Запада. В период с 400 по 430 года нашей эры многочисленные племена варваров вторглись в границы Империи и остановились во Франции, Северной Африке и Испании. Они постепенно выходили из власти римлян. Западные части империи, такие как Италия, Франция, Испания и Северная Африка к 500 году стали независимыми от римлян. Эти земли стали управляться германскими королями.

К причинам падения Западной Римской Империи можно отнести отсутствие боеспособной армии, слабое руководство войсками, нежелание крупных землевладельцев отдавать работников в армию, снижение авторитета императорской власти. Возрастающая численность населения увеличивала затраты принятия совместных решений и стимула для любой личности уклониться от его назначения.

Император Диоклетиан разделил Римскую Империю на две половины в 286 году нашей эры. Несмотря на то, что западная часть «пала» восточная часть Империи на протяжении длительного времени оставалась сильной. Центр Империи находился в городе Византии, который позже был переименован в Константинополь, а еще позже в Стамбул. На протяжении нескольких тысячелетий город считался главным городом мира. В 1453 году Римская Империя прекратила свое существование. Турки захватили столицу Империи.

7. Этно-культурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Теории происхождения древнерусского государства.

Норманская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями славянского государства.

«Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером, приглашенными Петром I работать в Петербургскую Академию наук. Они попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неподготовленности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. По их мнению, государственность была привнесена славянам извне.

Антинорманская теория — направление в историографии, сторонники которой отвергают и опровергают норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания русского государства. Не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманизм критикует преувеличенное, в рамках норманской теории, значение такого участия. Одним из недавних трудов сторонников антинорманизма стала монография В. В. Фомина.

Против этой теории первым выступил М.В. Ломоносов. Его и его сторонников стали называть антинорманнистами. М. В. Ломоносов отождествлял русь (россы) с пруссами, последних причисляя к славянам. В этом Михаил Васильевич полагался в первую очередь на свое личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским»

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян. Множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

Виднейшим антинорманистом XIX века был Д. И. Иловайский. Он являлся сторонником южного происхождения руси. Отстаивал изначальное славянство болгар, большую роль славян в Великом Переселении Народов и важную роль славян в союзе гуннов. Особую остроту спор норманнистов и антинорманнистов приобрел в 30-е годы XX века на фоне обострившейся политической ситуации в Европе. Пришедшие к власти в Германии фашисты использовали существовавшие теоретические концепции для обоснования своих агрессивных планов. Пытаясь доказать неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, германские историки выдвинули тезис об организующей роли германского начала в Польше, Чехии, на Руси.

Государство восточных славян, получившее название Русь, возникло в конце 9 века. Оно простиралось от берегов финского залива до Черного моря. Собственно государство Древней Руси заселяли славяне и отчасти финско-угорские племена. Своеобразием древнерусского государства было двуязычие. Варяги(русичи) говорили на своем языке, остальные говорили на славянском. Постепенно двуязычие проходило путь осваивания славянского языка. В основном были подчинены все славянские племена, формирование территориальных структур завершилось к концу 10 века. Структура государства формировалась при князе Владимире, который ввел деление государства.

8. Восточные славяне в древности. Проблема формирования элиты Древней Руси. Князь, дружина, роль вече.

Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер, т.е. производили все для собственного потребления.

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие. Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот.

Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов (Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск)

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования – древние славяне были язычниками. Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума. Во всех землях важную роль играло народное вече.

Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и ополчение. Первоначально в постоянные отряды («дворы князей») входили дворовые слуги, как свободные, так и зависимые («холопы»). Позже служба князю стала основываться на его договоре со своим слугой (боярином) и стала постоянной. Само слово «боярин» берет свое происхождение от слова «боляр» или «боец».

При необходимости, в случае военной опасности собиралось народное ополчение во главе с тысяцким, по решению вечевого собрания. Из военных составляли свободные люди – крестьяне и горожане. Оно строилось по «десятичному принципу». Воины объединялись в десятки, десятки – в сотни, сотни – в тысячи. Большинство командиров – десятских, сотских, тысяцких – выбирали сами воины. Воины хорошо знали друг друга.

Свободный человек должен был контролировать свои чувства, отвечать за себя, родственников и зависимых людей. За предумышленное убийство в соответствии с «Русской Правдой», сводом законов первой половины XI в. имущество конфисковалось, а семья полностью обращалась в рабство. За клок во­лос, вырванный из бороды или усов, обиженному свободному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гривен (гривна – слиток серебра весом примерно в 200 граммов). Так ценилось личное достоинство свободного человека. Убийство каралось штрафом в размере 40 гривен.

«Муж» Древней Руси был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали все боеспособные мужчины.

Своеобразную общину составляло и население городов, среди которых наибольший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип – «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы, князья и бояре.

Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, предаваемое от отца к сыну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: