Билет №16. 1). Искусство Византии. Храм св

1). Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Живопись.

Храм святой Софии. бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Ая-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османамиСофийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Город Константинополь возник на месте древнегреческой колонии Византии. Затем город переименовали в Константинополь в честь императора Константина. Он 1 перенял христианство. Все гос-во стали назвать Византией. Византия прошла сложный путь исторического развития (с 4 до середины 15 века). Византия была многонациональным государством. С принятием христианства у людей менялось представление о красоте. Красоту реального мира общество воспринимало, как отражение. Отсюда появилась роскошь церковных церемоний, росписей, мозаик. Человек задыался при входе в помещения. Византийский художник знал, что не все в мире подвластно разуму. Миром управляет Бог. Все ему подвластно. Всем правит церковь. Константинополь быстро строился. Его стали называть Вторым Римом.

Византийская живопись развивалась по 3 основным направлениям: 1). Монументальная фреска, мозаика - Ровенны

2). Иконопись - станковые картины были заменены на иконы, исконны нравились не всем. Люди разделились на 2 группы: иконопочитатели и иконоборцы. (6-8) век. Сначала победили иконоборцы, а потом иконопочитатели в 9-10 веке. Изображения становятся плоскими. Владимирская Богоматерь была написана неизвестным автором в 12 веке. 3). Миниатюра- в средние века книга -с виток была заменена на кодекс (книга со страницами), книги переписывались от руки и украшались небольшими рисунками - миниатюрами.

2). А.Иванов. Явление Христа народу.

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна. Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к созданию «Явления Христа народу».

Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картину приобрести было невозможно — она писалась по заказу Академии художеств и была как бы уже куплена ей.

На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями.

3). Каких приднестровских художников вы знаете?

Александр Фёдорович Фойницкий. Окончил церковно-приходскую школу и мужскую гимназию в Елизаветграде, затем — Одесское художественное училище (1912). Как способного выпускника, А. Ф. Фойницкого рекомендуют в Академию художеств, однако из-за отсутствия средств он вынужден принять предложение работать учителем рисования и черчения в Тирасполе, где художник и проживёт более шестидесяти лет. Участник Первой мировой войны и гражданской войны в составе Красной армии. С фронтов возвращается в Тирасполь и становится настоящим художником-летописцем города. Он создаёт полотна, посвящен­ные историческим событиям Тирасполя и созданнойМолдавской АССР: «Митинг по поводу образования МАССР. 28 июля 1924 года», «Первомайский парад в Тирасполе в 1925 году», «Ти­располь строится» (1932), «Новые дома в Тирасполе» (1933), «Учительский ин­ститут в Тирасполе» (1935), «Вес­на. Строительство театра в Тирасполе» (1939) и многие другие, а также картины, посвященные гражданской войне: «Партизаны у костра» (1932), «Штурм Пере­копа» (1938). В 1938 году по инициативе Фойницкого в Тирасполе создаётся Художественный музей МАССР.

Во время Великой Отечественной войны переживает тяготы немецко-румынской оккупации Тирасполя. Впоследствии создаёт картины, связанные с событиями 1941—1944 годов: «Пленные немцы» (1944), «Война» (1956), «Уходят» (1969).

А. Ф. Фойницкий работал не только в жанре исторического полотна, но и в жанре пейзажа: «Осень», «Март», «Оттепель», «Тихий вечер», «В распутицу», а также портрета: «Партизан», «Портрет девочки», «Портрет Марец­кого», «Автопортрет» и т. д.

В 1975 именем Фойницкого была названа Детская художественная школа в Тирасполе[1].

Виктор Радованов

Основные виды изобразительного искусства, в которых работает художник – живопись и графика. Как отметил художник, который около 50 лет преподает в художественной школе им.А.Ф. Фойницкого, среди картин, представленных на выставке, есть работы, написанные им еще в студенческие годы, а также совсем свежие.

«Есть работы, которые я делал с особым каким-то настроением. С удовольствием вспоминаю свой первый отдых в Карпатах и то, с каким упоением и подъемом работал над картинами», – сказал Радованов.

Педагогическая работа занимает большую часть времени художника, и времени на живопись остается не так много. «Когда вижу какой-то красивый пейзаж, тут же хочу его написать и порадовать своей работой окружающих. Очень люблю писать цветы, потому что когда смотришь на эти нежные создания, хочется передать их трепетность», – подчеркнул Радованов.
NR2.ru: http://www.nr2.ru/pmr/347648.html

Тираспольчанин Михаил Руденко всю свою жизнь посвятил изобразительному искусству. Основа его творчества – пейзажи и натюрморты. Вспоминая супруга, заслуженный работник культуры Приднестровья и первый директор Детской художественной школы им. А.Фойницкого Эмилия Руденко отметила, что в творческой жизни Михаил Иванович мог долго вынашивать идеи, но когда он переносил их на полотно, все удивлялась, как ему так просто удается подбирать цвета и так точно передавать настроение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: