Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка

Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК 3. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н. Назарбаев, первый секретарь Алма-Атинского обкома КПК М. Мендыбаев, прокурор республики Г. Елемисов и др. Успеха эти речи не имели.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены, пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.

Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.

После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС — 52, из ВЛКСМ — 758. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один — К. Рыскулбеков — по обвинению в убийстве С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».

В конце 1986 — начале 1987 гг. печать была заполнена организованными статьями, названия которых говорят сами за себя: «Нам горько», «Цена самолюбования», «Паутина», «Горький урок», «По поводу болезненного национального чувства», в которых события декабря трактовались в духе первого официального сообщения.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход в острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая неповиновение силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждения зданий.

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетых за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки.

Трагические последствия столкновений выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка, причинения многим телесных повреждений, в том числе и тяжких.

Безусловного осуждения заслуживают действия тех партийных и советских работников, которые дали указание создавать и вооружать гражданские формирования из числа рабочих и служащих, тем самым противопоставив друг другу массы людeй по национальному признаку, что придало событиям характер межнациональных столкновений. Такая политическая слепота и недомыслие привели к разжиганию межнациональной розни.

Официальные данные о последствиях событий были противоречивы и неточны. Количество задержанных, по данным МВД, было 2336, по данным КГБ -2212, прокуратуры — 2401 человек. Установлено, что с учетом доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек. Указывалось и разное число лиц, получивших телесные повреждения, — от 763 до 1137, по оценке комиссии — телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек.

До последнего времени руководители правоохранительных органов и прокуратуры отрицали применение саперных лопаток и служебных собак.

Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном. Характерно в этом отношении дело К. Рыскулбекова, приговоренного к смертной казни, по мнению комиссии, без достаточных оснований. Судьи различных инстанций, в том числе и Верховный суд республики, во многих случаях рассматривали дела в спешке, не проводили необходимых судебных разбирательств, по существу проштамповывая неубедительные выводы следствия. Работа судебно-следственного аппарата по делам об участниках событий характеризуется заведомой беспринципностью следователей и судей всех уровней и осуществлялась при неприкрытом давлении со стороны руководства суда и прокуратуры, политических властей, вынуждавших к принятию скорых и неправомерных обвинительных приговоров и заключений. В настоящее время из 99 осужденных 46 реабилитированы. Многие из осужденных, которым снижены сроки наказания, также заслуживают реабилитации.

Столь грубые и беззастенчивые нарушения законности со стороны сил охраны порядка, правоохранительных, следственных, судебных органов и прокуратуры стали возможны в силу того, что в полной мере сработала сложившаяся в стране жестко централизованная командно-административная система с непререкаемой и монопольной властью партийного аппарата, в конечном итоге — узкого круга лиц из числа политического руководства.

Не прибавляет авторитета партийным органам и та позиция, которую они заняли в оценке декабрьских событий и их последствий. За все время, прошедшее после событий, в этой позиции произошла лишь одна подвижка: содержащееся в постановлении ЦК КПСС обвинение в казахском национализме признано ошибочным. Однако если в свое время подобные обвинения раздавались громогласно по всей стране и во всех средствах массовой информации, то отмена произошла тихо, незаметно и безгласно. Публикация соответствующего решения Политбюро ЦК КПСС появилась лишь в малотиражном издании — „Известиях ЦК КПСС“.

По сути дела в этом постановлении нет и намека на признание властями хотя бы частично своей вины. Вновь говорится, что имели место выступления молодежи, спровоцированные экстремистами и националистическими элементами. Таким образом, обвинение повторено, хотя и в более завуалированной и ханжеской форме.

Считая главным виновником декабрьской драмы командно-административную систему, нельзя не видеть ее конкретных представителей, отдельных людей, в чьей власти было давать установки, влиять на ход событий и кто злоупотребил этой властью или ложно понятым долгом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, комиссия считает необходимым публично и поименно назвать партийных и государственных руководителей, чьи установки и указания обусловили применение силы при подавлении мирного политического выступления молодежи и кампанию репрессий против участников событий; должностных лиц, которые выполняя эти указания, отдавали приказы на применение незаконных методов подавления и репрессий; исполнителей, бездумно выполнявших незаконные приказы и распоряжения; работников правоохранительного и судебного аппарата, не обеспечивших соблюдение законности и нарушивших свой служебный долг; инициаторов создания и вооружения гражданских формирований.

Непосредственное руководство подавлением выступления и последующими репрессиями осуществляли представители центра.

Вместе с тем, объективность требует признать, что моральную ответственность за пассивную, соглашательскую позицию, самоустранение от влияния на принятие ключевых решений, ход событий и на развернутую за ними кампанию репрессий в равной мере должно разделить в целом Бюро ЦК Компартии Казахстана.

Комиссии, состоящей из людей разных национальностей, как и всем гражданам республики, дороги покой, мир, добрососедство и взаимное уважение народов. Члены комиссии убеждены, что правда, сказанная открыто, снимет многие больные вопросы, что это будет способствовать упрочению политической стабильности, от которой прежде всего зависит проведение политики экономического преобразования республики.

Вместе с тем мы разделяем горькие чувства людей, чьи судьбы были исковерканы декабрьскими событиями.

Лица, виновные в допущенных беззакониях, порою приводивших к противопоставлению друг другу братских народов, должны понести ответственность.

В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск «националистов». Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР.

Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. Однако в ноябре 1989 года, Верховный Совет, заслушав отчет сопредседателя Комиссии М. Шаханова, постановил преобразовать ее в «рабочую группу по рассмотрению жалоб «декабристов».

Под угрозой волнений и голодовки, которую были готовы объявить члены Комиссии, Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года». Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов» — 32 из них освободили за отсутствием состава преступления.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…»

В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы.

Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими — это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г. Колбина первым секретарем ЦК КПК, которое было воспринято как грубый диктат Центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями Центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки.

С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решений пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходившими количество демонстрантов…

Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату специальных частей внутренних войск МВД, принятое министром внутренних дел СССР А. Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководства, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным… Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительства республики узким кругом лиц.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая сопротивление силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждения зданий.

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки… По оценке Комиссии, телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек…

Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном».

Билет82------------- Независимость Республики Казахстан

Истинный смысл понятия «независимости» означает полную автономность и способность к самостоятельному развитию с помощью своих национальных факторов цивилизации. 16 декабря 1991 года Казахстан приобрел независимость, обретя новый статус и новые возможности, которые сегодня прочно укрепились в мировом сообществе. BNews.kz предлагает вспомнить, как наша страна сделала свой первый шаг к этому важному событию, как это отразилось на всех отраслях жизни Казахстана и что мы представляем сегодня.

История независимости республики Казахстан

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев: Независимость — самая священная ценность для всех казахстанцев

Летом 1990 года в Казахстане разгорелись споры о суверенитете. В октябре Казахстан объявил о своем суверенитете. В апреле 1990 года Верховный совет избрал Назарбаева президентом Казахстана. Когда в августе 1991 года ГКЧП объявил об отстранении Горбачева от власти, казахстанский руководитель на второй день заявил об осуждении переворота. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. В переходный период он распустил компартию и установил республиканский контроль над экономикой. В декабре 1991 Назарбаев провел президентские выборы и был избран президентом. В условиях распада СССР он провозгласил 16 декабря 1991 года независимость Казахстана.

Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 30 августа 1995 года на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

В 1997 года принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана.

Разработана и принята к реализации Программа «О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года».

Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан»

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев: Конституция является фундаментом успешного пути Казахстана в 21 веке - это творение единой всенародной воли

Именно 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан», оформивший юридический статус республики как суверенного государства. Конституционный закон объявил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории.

Конституционный закон закрепил курс государства на создание самостоятельной экономической системы со своей финансово-кредитной, налоговой и таможенной политикой, основанной на многообразии форм собственности. Экономическая система, утвержденная в Конституционном законе, укрепилась созданием финансово-кредитных, налоговых и таможенных институтов, введением в экономический оборот в 1993 году собственной национальной валюты - тенге.

Признание Казахстана мировым сообществом

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев: Без международного признания, гарантий границ со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии социальной сферы оставались бы пустым звуком
Сразу же после принятия Конституционного закона Казахстан был признан многими государствами мира как полноценный член мирового сообщества, были созданы все необходимые международно-правовые механизмы сотрудничества, республика приобрела право голоса при участии в решении вопросов регионального и глобального характера.

Первым шагом к признанию Казахстана мировым сообществом был отказ в 1991 году страны от ядерного вооружения. Первой страной, признавшей Казахстан независимым государством, стала Турция.

Более чем в 40 странах мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участником важнейших международных конвенций, договоров
В целом Казахстан установил дипломатические отношения со 138 государствами мирового сообщества и располагает одной из наиболее разветвленной сетью дипломатических представительств среди стран СНГ. За годы независимости Казахстан открыл 75 загранпредставительств в 56 странах, в том числе 45 посольств, 6 дипломатических миссий, 8 генеральных консульств и 6 консульств. По совместительству Казахстан представлен в 27 странах.


Республика Казахстан является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица. Не так давно появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот.

Существовавшая система экономики радикально преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах.

В республике существуют 16 политических партий и 25000 неправительственных организаций, обеспечивающих политическое многообразие и социальную стабильность.

Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия.

Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.
Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” — первый шаг к становлению суверенного государства Казахстан

В ходе демократических преобразований, затронувших абсолютно все стороны общественной жизни республики, сознание большинства населения было уже подведено к идее государственного суверенитета, который требовал принятия соответствующего документа. И таким документом стала Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” от 25 октября 1990 года, открывшая принципиально новую страницу в политической истории Казахстана. Необходимо отметить, что, несмотря на отрицательную реакцию союзного центра по поводу разработки данной Декларации, принятие этого важного политико-правового документа в истории Казахстана и его последующее восприятие прошло сравнительно легко, без каких-либо политических конфликтов и кровавых столкновений. Имперские силы восприняли Декларацию как неизбежный процесс, который уже нельзя было остановить. Но все же обсуждение текста Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” вызвало много дискуссий и споров, особенно среди депутатов Верховного Совета Казахской ССР. Некоторые депутаты выступали с заявлениями, что проект Декларации готовился келейно, узким кругом лиц, предъявляли необоснованные претензии к процедуре обсуждения проекта Декларации на заседаниях Верховного Совета, заявляя, что проект Декларации не обсуждался в комитетах и комиссиях Верховного Совета. Много споров среди депутатов вызвали вопросы регулирования миграции и собственности, права республики на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел. Часто дискутировались вопросы вокруг языка — вносились предложения ввести в текст Декларации положения о придании статуса государственного двум языках — казахскому и русскому, несмотря на Конституцию Казахской ССР и принятый ранее Закон Казахской ССР “О языках”, где государственным языком признан казахский, а русскому языку придан статус языка межнационального общения.

Принятие Декларации стало поворотным моментом в жизни народов Казахстана, определив первостепенную задачу государства — создание достойных и равных условий жизни для всех граждан республики. Этот политико-правовой документ положил начало созданию правовой основы для перехода на качественно новый этап обеспечения реальных прав и свобод граждан. Декларация открыла перспективы для выхода Казахстана на прямые контакты с внешним миром. Как суверенное государство, Казахстан приобрел право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций. Впервые в истории Казахстана Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” провозглашала, что “территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия. Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону”. Декларация устанавливала верховенство Конституции и законов республики на своей территории. Важным аспектом в этом плане явилось провозглашение в Декларации положения о том, что республика имеет право приостанавливать на своей территории действия законов или других нормативных актов СССР, в случае если они нарушали суверенные права и Конституцию республики. Декларация стала важным источником правовой системы государства. Ее особенное место среди других политико-правовых документов определялось тем, что разработка и принятие нового Основного Закона государства — Конституции и других законодательных актов должны исходить из основополагающих принципов и положений Декларации. Декларация, таким образом, стала базой для создания национального законодательства и новой Конституции государства. В условиях времени, когда принималась Декларация, данное положение явилось значительным продвижением к становлению конституционализма в Казахстане. Одним из реальных воплощений Декларации стало принятие 28 января 1993 года первой Конституции Республики Казахстан.

Огромное значение Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” можно определить тем, что впервые на самом высшем государственном уровне было провозглашено мировому сообществу, что государственная власть в стране обладает независимостью, верховенством и самостоятельностью, и что республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством страны. Большое значение Декларации для становления реальной государственной независимости Республики Казахстан обусловливается также тем, что Декларация закрепила одной из важнейших задач республики защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане. Декларация установила также исключительную собственность республики на землю и ее недра, воду и воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на все национальное богатство республики, составляющее основу ее суверенитета.

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РК

П осле известных событий в Москве в августе 1991 года в республике произошел бурный рост национального самосознания, который отразил стремление Казахстана к обретению государственной независимости. В этот период в республике произошли важные общественно-политические события, которые повлекли за собой изменение государственного строя Казахстана: 1 декабря 1991 года всенародным голосованием Президентом страны был избран И.А. Назарбаев; 10 декабря 1991 года Верховным Советом республики был принят Закон “Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики”; 16 декабря 1991 года на вечернем заседании VII сессии Верховного Совета Республики Казахстан был принят Конституционный Закон Республики Казахстан “О государственной независимости Республики Казахстан”.

Несмотря на острую необходимость принятия данного конституционного акта, процесс его обсуждения и принятия носил очень напряженный характер. Некоторые депутаты заявляли, не является ли принятие данного конституционного акта попыткой создать исключительно национальную республику; вносили вопросы о проведении референдума по принятию закона; выступали против закрепления в преамбуле конституционного закона права казахской нации на самоопределение; поднимали необоснованные вопросы о порядке голосования при принятии закона и многие другие вопросы.

Конституционный Закон Республики Казахстан “О государственной независимости Республики Казахстан” стал важным законодательным этапом процесса суверенизации Казахстана. С этого акта, вобравшего в себя достижения правовых, социально-экономических и политических преобразований в Казахстане, начался новый этап конституционного развития республики. Прогрессивный характер Конституционного Закона проявился в том, что он провозгласил независимость Казахстана, свободную от условностей. Если в момент принятия Декларации республика все еще оглядывалась на Союз и возможность заключения Союзного договора, то к моменту принятия Конституционного Закона республика окончательно взяла курс на полную независимость.

Закон стал определенным показателем уровня политической зрелости общества, закономерным результатом произошедших в республике событий. Развивая положения Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” в полной мере отразил те новые кардинальные изменения, которые произошли в общественно-политической жизни государства с момента провозглашения его государственного суверенитета. Развитие национальной государственности, гарантированность прав и свобод человека, строительство гражданского общества и правового государства, обеспечение гражданского мира и межнационального согласия — вот стратегические задачи, которые стояли перед молодым суверенным государством Казахстан, и нашли свое непосредственное отражение в Конституционном Законе о государственной независимости.

Гарантированность прав и свобод личности — один из важнейших принципов, заложенных в основу Конституционного Закона. Положение закона о том, что государство признает приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и иных общепризнанных нормах международного права, имеет принципиальное значение для демократического развития суверенного Казахстана. В Конституционном Законе Республики Казахстан “О государственной независимости Республики Казахстан” нашел свое отражение принцип народного суверенитета. Единственным источником государственной власти в республике Конституционный Закон признает только народ Казахстана. В статье 6 Закона говорится: “… единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы...”. Огромное значение для подлинной независимости любого государства имеют его национальные богатства. Поэтому в данном конституционном акте о государственной независимости республики нашло свое юридическое отражение то, что называется экономической основой государственной независимости. Земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал — все это исключительная собственность Республики Казахстан.

Конституционный Закон открыл новые перспективы для вхождения Казахстана в мировое сообщество государств. С момента провозглашения своей независимости Казахстан становится полноправным субъектом международного права. Республика вправе участвовать в деятельности международных организаций, самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности. Хотелось бы подчеркнуть положение Конституционного Закона о том, что Казахстан открыт для признания ее государственной независимости другими государствами мира. Эта норма, в конечном итоге, явилась определенным сигналом для дальнейшего признания многими государствами мира независимости Республики Казахстан. Для защиты государственной независимости и территориальной целостности Казахстана Конституционный Закон впервые предусматривал создание собственных Вооруженных Сил. Данная норма Конституционного Закона нашла свое логическое отражение в другом нормативном акте государства — в Законе Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года “Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан”.

Билет83----------------- О государственных символах Республики Казахстан

«Государственные символы – это одна из незыблемых основ нашего государства, нашего суверенитета.
Они выражают священный объединяющий образ Независимости»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: