Самая большая и самая маленькая статья Конституции РК

Текст Конституции состоит из 9-ти разделов. Всего в главном законе страны - 98 статей.

Самая большая по количеству слов и в русской и в казахской версии Конституции - статья 61 раздела IV «Парламент».

Статья гласит о праве законодательной инициативы, праве Президента РК определять приоритетность рассмотрения законопроектов, праве Парламента издавать законы и о процедуре передачи законопроекта от Мажилиса Сенату.

Самая маленькая по количеству слов - 38 статья раздела II «Человек и гражданин», которая гласит о том, что граждане страны обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

38 статья также является самой маленькой по количеству слов и в казахской версии Конституции РК.

Билет 85---------------------Партии и движения в независимомо Казахстане

Партия «Нур Ота́н» (каз. Нұр Отан — свет отечества) — крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Основана в1999 году по инициативе действующего президента Нурсултана Назарбаева как партия «Отан», он же является её лидером.

«Нур Отан» переводится с казахского на русский язык как «свет отечества», но в прессе его иногда называют «Новый Отан». Молодёжное крыло партии «Нур Отан» называется «Жас Отан», что переводится, как «Молодое Отечество».

22 декабря 2006 года на 10 внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-Демократическую партию «Нур Отан», также приняли проект постановления о внесении изменений и дополнений в устав РПП «Отан».

18 октября 2013 народно-демократическая партия «Нур Отан» переименовали в Нyр Отан.

1 марта 1999 года открылся первый съезд Республиканской политической партии «Отан», на котором присутствовало около 400 делегатов от всех областей, городов и районов страны. В их числе были представители 17 национальностей, 104 предпринимателя и бизнесмена, 67 работников бюджетной сферы, 122 государственных служащих. Делегаты единогласно избрали президента Казахстана Нурсултана Назарбаева первым председателем партии «Отан».

Оно было поддержано Партией Народного единства Казахстана, Демократической партией Казахстана, Либеральным движением Казахстана и завершилось объединительным съездом. Впоследствии в состав партии «Отан» вошли Партия справедливости, Народно-кооперативная партия Казахстана, Республиканская политическая партия труда.

Партия «Отан» — крупная влиятельная политическая сила.

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (ДПК «Ак жол») (каз. Қазақстанның «Ақ жол» Демократиялық Партиясы («Ақ жол» ҚДП)) — политическая партия в Казахстане, позиционирующая себя, как «конструктивная оппозиция». Зарегистрирована в органах юстиции 3 апреля 2002 года. Численность партии по данным Центральной избирательной комиссии Казахстана составляет 175 862 членов. В Мажилисе третьего созыва партия имела 2 мандата. На выборах в Мажилис в 2007 году партия получила 3,09 % голосов и не прошла в Парламент. Является членом Координационный Совет демократических сил Казахстана c 15 октября 2004 года.

Партия образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). В январе 2002 года из-за разногласий с организаторами движения ДВК часть членов Политсовета движения объявили о создании новой демократической партии «Ак Жол» (Светлый путь). 3 апреля 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана

На выборах в Мажилис в 2004 года по официальным данным партия получила 12,04 % голосов. Всего партия получила два мандата в мажилисе третьего созыва (Алихан Байменов — по партийным спискам, Амалбек Тшан — по одномандатному округу). Один из сопредседателей партии, Алихан Байменов, отказался от депутатского мандата, мотивируя свое решение нечестностью проведенных выборов

Демократическая партия «Адиле́т», ДП «Адиле́т» (каз. «Әділет» Демократиялық партиясы, «Әділет» ДП; каз. әділет — справедливость) — политическая партия, функционирующая в Казахстане. Председателем партии является Толеген Сыдыхов. Зарегистрирована 14 июня 2004 года, как Демократическая партия Казахстана. Численность партии составляет 70 000 человек. Партия строится по территориальному принципу и имеет отделения во всех областях республики и в городах Астана и Алма-Ата.

Демократическая партия Казахстана (ДПК) организовалась 14 июня 2004 года на базе общественно-политического движения «За правовой Казахстан», которое функционировало с начала 2002 года Председателем партии стал Максут Султанович Нарикбаев.

Партия основана с целью консолидировать гражданскую волю граждан Казахстана путем укрепления правовой государственности, всемерно укреплять межнациональное согласие и политическую стабильность, воспитать у казахстанцев истинные чувства патриотизма. Своей главной задачей партия считает построение в Казахстане правового демократического социального государства, создание эффективной, передовой и развитой экономической системы, формирование гражданского общества

Партия постоянно позиционирует себя в качестве партии среднего класса и бизнес

Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» (КСДП «Ауыл») (каз. Қазақстан социал-демократиялық «Ауыл» партиясы («Ауыл» ҚСДП)) — политическая партия, функционирующая в Казахстане. Партия зарегистрирована 1 марта 2002 года, 2 апреля 2003 года прошла перерегистрацию. Партия численностью 61 043 человек имеет структурные подразделения во всех областях Казахстана. Председателем партии является Гани Алимович Калиев. Является наблюдателем Координационного Совета демократических сил Казахстана c 22 октября 2004 года.

Своими целями партия декларирует усиление государственного регулирования и поддержку аграрного сектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан

Организационная структура партии строится по территориальному принципу. Филиалы и представительства партии не имеют прав юридических лиц, действуют на основе Положения, утвержденного Президиумом Политсовета партии, и руководствуются в своей деятельности Уставом и Программой партии, иными решениями её руководящих органов

Высшим руководящим органом партии является Съезд (конференция). Высшим руководящим органом филиала или представительства Партии является конференция (общее собрание) филиала или представительства партии. Руководящими органами являются Политсовет партии (между съездами), собрание первичной партийной организации

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) (каз. Қазақстан коммунистік халық партия (ҚКХП)) — политическая партия, функционирующая в Казахстане. Секретарями Центрального Комитета партии являются Айкын Конуров, Дмитрий Лёгкий и Жамбыл Ахметбеков. 21 июня 2004 года партия прошла государственную регистрацию. На момент регистрации в рядах партии насчитывалось 90 000 человек[1]. По итогам выборов в мажилис в 2004 году партия получила 1,98 % голосов. На выборах в мажилис в 2007 году партия получила 1,29 % голосов и не прошла в парламент. Навыборах 2012 года, от участия в которой была отстранена Коммунистическая партия Казахстана, КНПК набрала 7,19 % и смогла пройти в парламет.

Партия возникла в результате раскола Коммунистической партии Казахстана. Идея создания партии принадлежит 12 членам Центрального Комитета Компартии Казахстана, вышедшим из её состава из-за разногласий с первым секретарем ЦК КПКС. А. Абдильдиным[2]. Поводом для раскола с КПК послужило избрание секретарём КПК депутата Мажилиса Толена Тохтасынова[3]. В КНПК перешли около 15 тысяч человек из КПК. Учредительный съезд КНПК состоялся в апреле 2004 года, 21 июня 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана[2].

Заявленной целью партии является движение к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром общества согласно идеологии КНПК должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей[16].

Для достижения поставленной цели партия ставит перед собой следующие задачи[16]:

· В политической сфере: борьба за демократизацию, завоевание власти, установление подлинного народовластия, построение Народной Республики Казахстан, признание форм собственности, исключающих эксплуатацию человека, а именно: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной.

· В экономической области — преодоление сырьевой направленности в развитии экономики, внедрение современных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, восстановление государственной собственности на базовые отрасли экономики.

· В социальной сфере — восстановление и расширение объёма социальных гарантий для населения, существовавших в стране до начала реформ (1990 год).

· В международных отношениях — поддержка интеграционных процессов республики со странами СНГ, борьба с терроризмом, широкое международное сотрудничество.

С августа 1987 года в Алма-Ате начала действовать социально-экологическое объединение «Инициатива», в ноябре под эгидой Союза писателей Казахстана был образован Общественный комитет по проблемам Балхаша и Арала

.

Весной 1988 года происходил дальнейший бурный рост экологического движения. Этот процесс завершился созданием в июне 1988 года «Зеленого фронта», объединившего в своих рядах в тот момент все экологические и «околоэкологические» объединения. Постепенно география экологического движения расширялась и на другие области Казахстана.

Первой массовой общереспубликанской организацией в Казахстане стало антиядерное движение «Невада-Семипалатинск». Движение было организовано в конце февраля 1989 года по инициативе поэта О. Сулейменова, возглавлявшего Союз писателей республики, и быстро распространилось по Казахстану. Основным фактором его успеха выступила массовая поддержка движения казахским населением республики, которое справедливо воспринимало полигон как национальную трагедию своего народа. Чрезвычайно важную роль в развитии движения «Невада-Семипалатинск» сыграла фигура его основателя и лидера О. Сулейменова, который представлял собою общенационального лидера, а его высокий официальный статус исключал бесцеремонное вмешательство в дела «Невады» низшего эшелона властей и карательных органов.

Весной 1989 года казахская молодежь образовала неофициальное политическое общество «Форум». Летом 1989 года возникло общество «Желтоксан», объединившее репрессированных участников событий в Алма-Ате декабря 1986 года. Тогда же был создан Казахстанский общественный комитет по правам человека, основной задачей которого было провозглашено расследование обстоятельств произошедшего в декабре 1986 года в Алма-Ате.

Кроме того, начиная с весны 1989 года, в республике стали формироваться многочисленные объединения казахской национальной культуры, национально-культурные центры других народов, проживающих в Казахстане. Основным центром самодеятельных организаций в этот период стала Алма-Ата, которая в плане политических свобод для «неформалов» все сильнее отрывалась от областных центров.
Процесс формирования независимых движений логично завершился их объединением. Осенью 1989 года была создана Ассоциация независимых общественных организаций Казахстана (АНООК). Тогда же образовался независимый профсоюз кооператоров и арендаторов «Бiрлесу» и республиканское общество «Казак тiлi».

Билет86-----------------Социальные реформы

Ноябрь 1993-1995 гг. Независимые реформы в Казахстане.

Экономическая независимость была приобретена в условиях тяжелейшего социально-экономического наследия: инфляция достигла небывалых высот - 57-58% в месяц, чему немалой степени способствовала рублевая инвестиция из России и Узбекистана, полная стагнация производства в условиях небывалого разрыва межреспубликанских и внутренних производственно-хозяйственных связей, сопровождавшаяся кризисом неплатежей, снижением уровня жизни населения. В этих условиях Правительство было вынуждено сделать единственно верные ходы в состоянии жесточайшего цейтнота. В 1994 г. оно выступило с заявлением об экономической политике, где был объявлен курс на жесткую де- нежно-кредитную политику.

В результате предпринятых антикризисных мер в 1995 г. макроэконо- мическая ситуация в республике значительно улучшилась.

За время этой быстротечной реформы не замедлили о себе заявить и социальные результаты. Если в первом полугодии население в числе наиболее важных проблем называло рост цен, то к осени 1995 г. эта проблема отошла на второй-третий план.

Таковы были основные результаты реформ в Казахстане в 1994-1995 гг., которые создали основы для раз- работки более масштабной и углубленной программы реформ на 199б-1998 гг., которая была разработана и утверждена к реализации в декабре 1995 г.

В 1995 г., несмотря на некоторый рост реальной заработной платы, заметного улучшения уровня жизни населения не произошло. Около половины населения выживает за чертой бедности. Сократилось потребление материальных благ на душу населения, повысилась безработица, продолжались процессы углубления неоправданной дифференциации уровней оплаты между производственной и бюджетной сферами экономики, отдельными отраслями, а также категориями рабочих. По данным отчета о человеческом развитии Казахстана за 1997 год, 1996- 1998 гг. в стратегическом плане для Казахстана приобретают исключительно важное значение, потому что, по логике реформ, на этот период падает задача завершения этапа макроэкономической стабилизации и перехода к концепции и программам инвестиционного экономического роста.

По экспертным данным, в 1997- 1998 гг. специфика структурного кризиса будет связана с кризисом социальных отраслей, т.к. 1995-1996 гг. бы- ли связаны с двумя крупными проблемами: дефицитом республиканского бюджета и массовым банкротством предприятий. Эти факторы ставят под вопрос функционирование реального и социального секторов экономики.

Сегодня из-за снижения объемов социальных расходов в бюджете идет сокращение малокомплектных школ, объединение институтов, средних специальных учебных заведений, лечебных учреждений и объектов культуры. С введением Закона "0 банкротстве" встанет вопрос о ликвидации сотен предприятий, не подлежащих санации. Такое падение в социальном аспекте вызовет значительную безработицу уже в ближайшие годы.

На сегодняшний день основным источником доходов населения Казахстана по-прежнему остается заработная плата, т.к. ее доля составляет от 70 до 75%. Число предприятий и организаций, не выплачивающих своим работникам заработную плату в установленные сроки, на 1 декабря 19996 года

Одним из важных факторов падения уровня жизни населения является разрушение в результате проводимых реформ государственной социальной инфраструктуры. Идет сокращение бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания. В то же время отсутствуют достаточно дееспособные и, главное, доступные всем слоям населения негосударственные “дубликаты” этих сфер. Они могли бы появиться, если бы заработная плата, пенсии, пособия и т.п. выплаты возросли в такой степени, которая необходима для замещения ранее бесплатных услуг социальной инфраструктуры платными.

В результате вышеперечисленных причин сегодняшняя зарплата не выполняет ни одной из своих традиционных и естественных функций: не обеспечивает нормального воспроизводства большинства работников и их семей; перестала быть стимулом к труду, поскольку практически не зависит от его качества.

Несмотря на рост денежных доходов за последние три года, имеет место дальнейшее падение покупательной способности населения.

За 1996 г. индекс потребительских цен, характеризующих общий уровень инфляции, составил 128,7%. С момента ввода национальной валюты (ноябрь 1993 г.) цены выросли почти в 35 раз, а с начала реформы ценообразования (январь 1992 г.) – 18 тысяч раз.

На сегодняшний день в Казахстане не созданы достаточные условия для возможности заработков вторичного (альтернативного) дохода, которые позволили бы повысить уровень доходов отдельно взятой семьи. Всему трудоспособному населению страны должны быть предоставлены максимальные возможности заниматься трудовой деятельностью, приносящей ему вторичные статьи дохода в семейный бюджет. В то же время необходимо, чтобы эта деятельность была законодательно подкреплена соответствующими актами и постановлениями Правительства.

Существует разница в оплате между высококвалифицированным и неквалифицированным трудом в пользу последнего. Кризис в экономике стал благодатной почвой для случайного получения высоких доходов. Высокая оплата неквалифицированного труда по сравнению с высококвалифицированным вынудила специалистов высокого ранга заниматься неквалифицированным трудом в целях поддержания достойного уровня жизни или их выезда за пределы республики.

В 1995-1997 гг. формируются рыночные механизмы с одновременной прямой государственной поддержкой основных социальных отраслей и показателей. Именно в это время правительство под непосредственным контролем Президента страны в оперативном порядке занято решением проблем своевременных выплат заработной платы, пенсий и иных социальных трансфертов. Увеличиваются расходы на содержание социальных отраслей в государственном бюджете.

Глава государства Н.А. Назарбаев в своей стратегии 2030 определил восемь конкретных заданий правительству на 1998 г.:

1. Обеспечить полную и своевременную выплату пенсий, пособий и за- работной платы в бюджетных организациях.

2. Выдать в течение года микро- кредиты в сумме, эквивалентной 400 долларам С”А, сроком на 3 года не менее чем 30 тысячам наименее обеспеченных граждан для создания рабочих мест в первую очередь на селе.

3. Обеспечить, начиная с этого года, выдачу кредитов на развитие малом и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, свидание рабочих мест на сумму не менее чем в 100 млн. долларов США

4. Приступить к реализации широкомасштабной программы компьютеризации школ, прежде всего в сельской местности, выделив на эти цели уже в 1998 г. не менее 22 млн. долларов США.

5. Обеспечить удешевление кредитов для крестьянских и фермерских хо- зяйств не менее чем на 2,5 млрд. тенге.

6. Начать общественную кампанию за здоровый образ жизни.

7. Приступить к началу реализации программы жилищного строитель- ства, выделив на эти цели не менее 40 млн. долларов США.

8. Обеспечить полную посещаемость детьми школы.

Правительство утвердило Программу микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы. Программой будут охвачены наименее обеспеченные граждане республики, в основном сельское население, безработные трудоспособного возраста. Наиболее важными проектами в 1998 г. будут охвачены Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области.

Микрокредиты предоставляются гражданам, официально признанным безработным, при условии их добровольного отказа от любых видов социальной поддержки, выплачиваемые из Государственного фонда содействия занятости. Первый микрокредит предоставляется на сумму до 400 долларов США с годовой процентной ставкой 5% на срок не более 18 месяцев с учетом цикла производства работы и оказания услуг.

Для реализации программы создается Неправительственная организация кредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан (НПО). Помимо НПО в реализации программы будут задействованы соответствующие поздравления Агентства по стратегическому планированию и реформам, Министерства труда и социальной защиты населения, общественные и научные организации, иностранные и отечественные эксперты, местные исполнительные органы.

Таким образом, главной целью социальной политики Правительства РК является стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении бремени кризиса для наименее защищенных слоев населения.

С этой целью предусматривается: совершенствование системы социаль- ной защиты малоимущих слоев населения; усиление адресности соответствующих действий; рост реальной заработной платы; реформа системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

Билет 87----------------------- Астана - столица Республики Казахстан, символ государственного единства, квинтэссенция стратегических замыслов и устремлений независимого государства, важнейший национальный проект создания ультрасовременного мегаполиса XXI века. Стратегическое мышление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева определило перспективную линию развития страны на долгосрочный период, перенос столицы явился началом новой глобальной эпохи в истории независимого государства.

6 июля 1994 года Президент Казахстана выступил на пленарном заседании Верховного Совета Республики Казахстан с докладом «О переносе столицы РК». В тот же день Верховный Совет принял историческое решение - перенести столицу из Алматы в Акмолу. В Воззвании к народу Казахстана 10 октября 1997 года, Президент подчеркивал: «... на пороге ХХIвека заявляем о своем собственном выборе – новой столице под святым небом древней Сарыарки...Отныне и на века здесь, в центре огромной страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия».

20 октября 1997 года вышел Указ Президента РК Н.А. Назарбаева «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». В соответствии с ним, с 10 декабря 1997 года г. Акмола становится столицей суверенного Казахстана. Менее чем через месяц после выхода Указа, 8 ноября 1997 года, в город прибыли эталоны Государственных символов Казахстана: государственный флаг, герб и президентский штандарт. Началась новая страница в истории независимого Казахстана.

6 мая 1998 года согласно Указу Президента РК столица Казахстана г. Акмола была переименована в г. Астану. Переименование было произведено по ходатайству местных исполнительных и представительных органов с учетом пожеланий общественности города и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан.

10 июня 1998 года состоялась Международная презентация новой столицы суверенного Казахстана. Символично, что год международной презентации Астаны, стал стартом большого казахстанского пути - началом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Астана, истоки которой в блистательной многовековой истории номадической цивилизации Великой степи, постепенно превращается в крупнейший мегаполис центральноазиатского региона. «Качественный и количественный рост столицы непосредственно сопряжен с архитектурным обликом Астаны, где гармонично слились восточные традиции и дерзкий полет художественной мысли ведущих западных архитекторов. Генеральный план города был разработан с учетом идеи Президента Нурсултана Назарбаева о придании городу евразийского облика выдающимся японским зодчим Кисё Курокавой». Уникальные сооружения Астаны способны украсить любой мегаполис мира, а каждый из новых объектов столицы глубоко символичен, экспрессивен и динамичен.

Современный город раскинувшийся на берегах р. Есиль, удивляет своим стремительным взлетом, фантастическими проектами, сияющими огнями проспектов. Уже в 1999 году Астана добилась мирового признания. Новая столица независимого Казахстана была удостоена награды ЮНЕСКО «Город мира».Это звание присваивается новым городам планеты, которые смогли за короткое время добиться впечатляющих достижений в социально-экономическом, политическом и культурном развитии,реализовали цели по укреплению межнационального и межконфессионального сотрудничества. 16 июля 1999 г. в столице Боливии Ла-Пасе Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор вручил Астане медаль и сертификат победителя Международного конкурса «Города за мир». С этого времени Астана носит звание «Город Мира».

На современном этапе Астана является средоточием всех процессов происходящих в современном Казахстане, формируется уникальный образ города, которому под силу осуществление стратегических задач, стоящих перед нашим государством в XXI веке. В мае 2007 года по предложению Президента Казахстана в текст Конституции РК внесена статья о столице государства – г. Астана.

Перенос столицы создал максимум условий для самореализации и карьерного роста энергичных и амбициозных молодых людей, формирования нового поколения лидеров, активных строителей новой столицы, именно они моделируют образ новой столицы, специфику столичной деловой культуры и тот синтез западного и восточного, который воплощается в восприятии Астаны. По последним данным численность населения города Астаны на 1 мая 2013 года по текущему учету составила 788266 человек (1989 г. - 281,3 тыс. чел.). Население столицы – одно из самых молодых в стране. Средний возраст жителя столицы – 32 года.

Перенос столицы в многонациональный по своему составу населения регион способствовал укреплению полиэтнического государства, сохранению и приумножению дружбы и согласия между этническими группами в стране. Сформировался особый этнокультурный облик столицы, в котором ключевым понятием духовно-интеллектуального дискурса становится толерантность, а полиэтническая общность (более ста этносов) выступает единым городским анклавом, с присущим ей особенным столичным духом.

Астана изначально задумывалась не только как административный, но и как научный и культурный центр Казахстана. Астана – это растущая агломерация высокообразованных людей. На начало 2013 года систему образования г. Астаны представляют 265 организаций образования. Флагманом отечественной высшей школы является Назарбаев университет, вокруг которого создается интеллектуально-инновационный кластер. Его формирование предусмотрено проектом «дорожной карты» и будет включать создание индустриальной хай-тек-площадки для размещения наукоемких проектов и подразделений известных инновационных и производственных компаний, технопарк и бизнес-инкубатор, Центр инжиниринга, Центр коммерциализации технологий, венчурный фонд.

Астана - крупнейший культурный центр евразийского региона, по праву является культурной столицей страны и национальным коммуникационным центром, управляющим культурным обменом. Столичные университеты, музеи, театры, архивы, выставки, художественные мастерские, творческие союзы, концертные площадки делают столицу хранительницей лучших традиций и достижений культуры. Знаменательным событием культурной жизни столицы стало официальное открытие классического театра оперы и балета «Астана Опера», бесценного подарка к 15-летию Астаны. Под сводами театра Президент выступил со Стратегией «Казахстан-2050», в которой культура обозначена как неотъемлемая часть генетического кода нации.

Астана – эпицентр важнейших глобальных политических событий. С переносом столицы Казахстана в Астану получила новое содержание и реализацию внешняя политика Казахстана, построенная на принципах новой международной ответственности Казахстана, многовекторности и участии в борьбе с глобальными угрозами. Осуществление внешнеполитической деятельности независимого государства определило статус Астаны - дипломатической столицы, бренд «официальная Астана» становится показателем ответственности, действенности, получил всемирную известность. Столица Казахстана ассоциируется в мировом сообществе с политическими событиями поистине мирового масштаба. В Астане на самом высоком уровне проведены встречи Советов глав государств и правительств таких международных организаций как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАЗЭС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Мировое признание Астаны как реального геополитического центра ХХI века произошло 1 декабря 2010 года на Саммите ОБСЕ. Казахстан как председатель ОБСЕ, стал инициатором и проводником политики евразийской безопасности и сотрудничества. Астанинская Декларация, принятая на Саммите ОБСЕ стала уникальным документом, который открывает путь к дальнейшей согласованной работе по всем направлениям глобальной безопасности.

В начале XXI столетия Астана становится подлинной общепланетарной диалоговой площадкой по пропаганде и призыву к толерантности, миру и интеграции.Уникальным опытом нашего государства по укреплению межконфессионального согласия и единства народа на международном уровне, являются Съезды лидеров мировых и традиционных религий (2003,2006,2009, 2012 гг.).

Признанием потенциальных возможностей Астаны станет проведение Всемирной выставки EXPO-2017. Президент Казахстана отметил в Стратегии «Казахстан - 2050»: «Построили новую столицу страны – Астану. Это современный город, который стал нашим символом и гордостью. Мы смогли использовать потенциал столицы для того, чтобы показать миру возможности нашей страны. Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017». Этого бы не было, если бы не было Астаны. Такой чести удостаиваются далеко не все. Достаточно сказать, что наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO-2017 – мероприятие планетарного масштаба».

Столица Казахстана - Астана воспринимается сегодня не просто как административный центр страны, а как настоящий символ преобразований, происходящих в Казахстане, созидательной энергии, символ веры народа в свои силы, надежды и уверенности в своем будущем и в будущем своих потомков. Летопись новой столицы продолжается. Здесь создается хроника национальной истории в новом столетии.

Билет88------------------------ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАСТАНА

Сегодня мы можем смело говорить о том, что наше молодое государство состоялось как субъект международных отношений, как субъект геополитики. Важную роль в стремительном прогрессе Казахстана играют тесная взаимосвязь и сотрудничество политической и научной элит.

Из всех центральноазиатских государств именно Казахстан в наибольшей степени готов интегрироваться в мирохозяйственные связи. Страна занимает ведущее место в Центральной Азии по темпам экономического роста и дает более 60 процентов ВВП всего региона. Казахстан лидирует среди стран СНГ по объему иностранных инвестиций на душу населения. Республика на порядок опережает другие постсоветские государства по таким критериям, как внутренняя стабильность, адекватность законодательной базы, создание современной финансовой системы. Мощный экономический фундамент, создание основ либеральной рыночной экономики, своевременная модернизация политической системы и другие факторы позволили Казахстану занять достойное место в мировом сообществе и поставить перед собой далеко идущие цели в сфере внешней политики.

На пути развития региона стоит ряд проблем объективного и субъективного порядка. Замкнутое географическое положение делает регион уязвимым с точки зрения геоэкономики. Государства Центральной Азии не имеют собственного выхода к морям и океанам, что препятствует их динамичному взаимодействию с внешним миром. Центральноазиатские государства придерживаются разных моделей и темпов экономической и политической модернизации. Экономики стран региона имеют серьезные структурные проблемы, а Центральная Азия в целом является недостаточно конкурентоспособным регионом в условиях глобализации. Между государствами региона имеется немало противоречий, в том числе в энергетической и водной сферах.

Казахстан имеет достаточный экономический потенциал и международный авторитет, позволяющий ему играть более активную роль не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. Инициативы Казахстана в сфере внешней политики известны всему миру. Растет авторитет Казахстана как участника влиятельных международных организаций. Республика стала инициатором созыва СВМДА и проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий, а также активным сторонником развития диалога между Востоком и Западом. В целом активная внешнеполитическая стратегия нашей страны стала важным фактором укрепления мира и стабильности на международной арене.

Важным фактором при решении задач обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) является сложная военно-политическая обстановка, обусловленная его географическим положением, современной геополитической ситуацией, последними внутриполитическими событиями в ряде стран, входящих в данный регион. Большое влияние на ситуацию оказывают также пересекающиеся здесь политические и экономические интересы ведущих мировых держав. Распад СССР и стран социалистического содружества, положивший конец жесткому разделению мира на два противоположных лагеря, по времени совпал с началом широкомасштабных качественных изменений в геополитической структуре стран ЦАР.

В государствах Центральной Азии обостряется борьба за перераспределение интенсивно расходуемых природных и, прежде всего энергетических ресурсов, сфер влияния и транспортных потоков. Наиболее привлекательной для ведущих стран мира в этом контексте выглядит территория Республики Казахстан. Казахстан потенциально является плацдармом для укрепления своих геополитических позиций в регионе, важным источником энергоресурсов, особенно принимая во внимание нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке.

Политика руководства Казахстана направлена на увеличение потока иностранных инвестиций в страну. Основным инвестором в последнее время являются США, вложившие более 5 миллиардов долларов в экономику Казахстана и планирующие в период, включая 2010 год предоставление инвестиций в нефтегазовую отрасль до 200 миллионов долларов. Усиление экономического влияния Запада на страну, в частности Турции, может привести к тому, что в регионе может сложиться новая «южная ось», отрезающая Россию от перспективных рынков сбыта. Военная политика Казахстана ориентирована на создание немногочисленных по составу, но хорошо оснащенных вооруженных сил. Военная доктрина республики определяет сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности, подтверждает принципиальную приверженность политическим способам разрешения государственных противоречий и конфликтов.

Центральная Азия вызывает стратегический интерес со стороны США, Китая, России и других государств. Особое внимание проявляют США, обладающие значительными финансовыми ресурсами и потенциалом влияния на международное сообщество. Штаты рассматривают Центральную Азию как оформившуюся зону своих национальных интересов, поэтому предпринимают значительные усилия по развитию сотрудничества с Казахстаном. Вашингтон заинтересован в сотрудничестве с Астаной на взаимовыгодных условиях, особенно в нефтяном бизнесе и военно-технической сфере.

В свою очередь Китай с начала 90-х гг. ХХ в. целенаправленно продвигается в Центральную Азию. С 1993 г. КНР является крупным импортером нефти, а успешные реформы китайской экономики все больше усиливают ее зависимость от энергопоставок. Отсюда и проявление интереса к разведке запасов нефти в Казахстане.

Общность интересов КНР и стран региона привела к подписанию в 1996 г. между Россией, Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном «Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы», в 1997 г. — «Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы». Дальнейшее развитие отношений в регионе способствовало образованию Шанхайской пятерки, которая затем трансформировалась в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Пекин рассматривает ШОС как надежный инструмент укрепления региональной безопасности развития многосторонних отношений.


В настоящее время усилия Китая направлены на укрепление безопасности в ЦАР, так как это отвечает его интересам и соответствует новым направлениям политики национальной безопасности. Проникновение в Казахстан США Пекин воспринимает не только как фактор обострения экономической конкуренции, но и как попытку военно-политического и экономического сдерживания Китая. Что касается России, то китайская дипломатия исходит из признания традиционных политических и экономических интересов северного соседа в регионе и его ведущей роли в сфере региональной безопасности.
Российское направление во внешней политике Республики Казахстан всегда являлось одним из важнейших в силу геополитического соседства, политического веса в системе международных отношений, экономического потенциала Российской Федерации и других факторов. Традиционные позиции России в Казахстане базируются на факторах, имеющих долговременный характер и определяемых такими категориями, как география, геополитика и история, также их объединяет историческая общность, духовные, культурные межличностные связи.

Российский фактор во многом определяет внешнеполитическую ситуацию вокруг Казахстана на региональном и международном уровнях. Особое место Россия занимает в военно-политической сфере, выступая как лидер и гарант региональной безопасности. Важно то, что Казахстан является не ставкой во внешней политической игре, а фактором геополитики России. Очевидно также, что характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на современном этапе будет определяться новой усложнившейся геополитической ситуацией в регионе Центральной Азии, которая сформировалась в результате антитеррористической операции в Афганистане и американского военно-политического присутствия в регионе.

Превращение Центрально-Азиатского региона в новое поле политической и военной конфронтации противоречит интересам России и несет прямую угрозу ее безопасности. Для России важно, чтобы ЦАР был зоной стабильного динамичного развития, не отягощенной какими-либо внутренними или внешними очагами напряженности, открытой для взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому РФ концентрирует свои усилия на ключевых направлениях, в первую очередь на обеспечении региональной безопасности и стабильности в Центральной Азии. Это способствует укреплению стабильности и безопасности в Республике Казахстан, созданию благоприятных условий для подъема ее экономики.

В этом отношении показателен вывод американских войск из Узбекистана, нейтральный статус Туркменистана, формирование независимой от России политики Казахстана транспортировки углеводородов на мировые рынки и целый ряд других факторов.

Казахстан - партнер, старающийся не связывать себя лишними обещаниями и сохраняющий максимальное пространство для геополитического маневра и в двусторонних, и в многосторонних отношениях, и в рамках международных организаций. То есть, страны нашего региона все больше воспринимаются западным экспертным сообществом как самостоятельные политические единицы, а не «объекты воздействия». Но нельзя не сказать, что в то же время западная политологическая мысль не может расстаться с привычками советологии, выдвигая неоправданно обобщенные оценки региона. Казахстан и Центральная Азия до сих пор воспринимаются как объект изучения, а не как субъект, и как правило, ставится вопрос - каким должен стать Казахстан с тем, чтобы соответствовать их стратегическим интересам.


Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона. Безопасность важна также для экономического успеха. Это главный приоритет ее внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех государств.

Таким образом, вопросов в современной геополитике Казахстана много: понятие, сущность и структура международной безопасности; концептуальные подходы к международной безопасности; проблемы региональной безопасности в Центральной Азии; международный терроризм, политический экстремизм и проблема распространения наркотиков; Казахстан в структуре международной и региональной безопасности; концепции национальной безопасности; проблемы национальной безопасности Республики Казахстан. Таким образом, основными направлениями национальной безопасности Казахстана являются экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, духовно-нравственная, информационная.

Казахстан с его богатыми ресурсами и территорией всегда привлекал международную общественность. Как известно стабильность государства во многом зависит от внешнеполитических связей, у Казахстана их много. Казахстан, на сегодняшний день, по мнению экспертов, одно из ведущих государств Центрально-Азиатского региона. И от курса нашей внешней политики зависит стабильность не только в самом Казахстане, но и в соседних государствах.

Билет89-------------------------

На сегодняшний день статус казахского языка как государственного также является актуальным и острым. Основным является, конечно же, Закон РК «О языках в Республики Казахстан», принятый в 1997 году. Этот закон пришел на смену аналогичному Закону 1989 года. В нем углубленно отражены правовые основы функционирования языков и обязанности государства в создании условий для их изучения и развития.
Изучение государственного языка – это вопрос национальной безопасности, социальной стабильности и интеллектуальной развитости страны, который призван объединять граждан страны. В этой связи необходимо прежде всего сформировать реальную востребованность государственного языка, создать потребность в его использовании, сделать его привлекательным и престижным.
Сохранение и развитие государственного языка есть и будет одним из приоритетных направлений государственной политики. В том числе от языковой политики зависит стабильность, целостность нашего государства.

Между тем «языковой вопрос» продолжает оставаться актуальным для нашей страны.

И хотя государство многое делает для укрепления позиций государственного языка, ситуация продолжает носить разновекторный характер. В этом плане встает необходимость дальнейшего продолжения реализации комплекса мер по популяризации казахского языка. Это неоднократно отмечал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях и, в частности, в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан—2050» — новый политический курс состоявшегося государства».

«Наша задача — развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек», — заявил лидер нации.

Корнями в историю

Казахский язык во многом является уникальным. Так, например, как и тюрки, казахи издревле пользовались рунической письменностью. Далее, под арабско—мусульманским влиянием, казахский язык перешел на арабскую графику, а с 1929 года был произведен переход на латиницу с последующим переходом в 1940 году на кириллицу.

На сегодня казахский алфавит в нашей стране состоит из 42 букв на основе кириллицы с добавлением дополнительных букв. А с 2009 года началась подготовка к переводу государственного языка на латиницу. К слову, сегодня в Китае казахский алфавит использует арабицу, в Турции и других западных странах — суррогатную латиницу. Многие литературоведы приходят к единому мнению, что литературный казахский язык начал формироваться с XIX века благодаря выдающимся казахским просветителям Абаю Кунанбаеву, Ибраю Алтынсарину.

С 1991 года, после обретения независимости, Казахстан объявил казахский язык государственным языком. В Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, статья 7 гласит: «В Республике Казахстан государственным является казахский язык». Основываясь на Конституции, был принят Закон «О языках в Республике Казахстан». Согласно Закону «О языках» в статье 4 говорится о том, что «государственным языком Республики Казахстан является казахский язык».Необходимо отметить, что широко распространенное понятие «диаспора» применимо к ним с оговорками, так как исторически проживающие там являются потомками казахов, традиционно населявших эти земли.

Примечательно, что в местах компактного проживания этнических казахов ими же создаются культурные центры, общественные объединения, ставящие своей целью сохранение и приумножение казахской культуры вдали от своей исторической Родины.

За ним — будущее

Казахский язык, являясь государственным языком, должен быть априори языком государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства. И действовать во всех сферах общественных отношений на всей территории нашей страны. Между тем, как было указано в Концепции языковой политики РК, основная сложность в дальнейшей реализации языковой политики в Казахстане состоит в «создании оптимального языкового пространства государства», требующего «четкого определения функционального соотношения языков, при котором государственный язык должен занять достойное место». Вместе с тем, как не раз отмечал в своих выступлениях лидер нации, необходимо грамотно и взвешенно подходить к решению языкового вопроса.

«Надо, чтобы политика развития казахского языка не способствовала его отторжению, причем даже казахами. Наоборот, язык должен стать консолидатором народа Казахстана. Для этого языковую политику надо проводить грамотно и последовательно, не ущемляя ни один язык, на котором разговаривают казахстанцы», — сказал Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан—2050» — новый политический курс состоявшегося государства».

Действительно, в настоящее время требуется проведение широкомасштабной государственной политики по фактическому наделению казахского языка статусом государственного. И много уже сделано в этом направлении. Так, сегодня в стране более 60 процентов школьников обучаются на государственном языке, во всех школах введено его изучение. Другими словами, если ребенок пойдет в школу в 2013 году, то через десять — двенадцать лет страна получит новое поколение казахстанцев, поголовно владеющих казахским языком.

В этом плане своевременно прозвучали слова Ел Басы о значимости и необходимости изучения языка населением нашей страны. «Будущее Казахстана — в казахском языке. К 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни и станет языком повсеместного общения», — сказал Нурсултан Назарбаев, обращаясь с посланием к народу Казахстана.

Предпринимаемые меры, а также реализуемые государственные программы должны способствовать тому, чтобы к 2030 году 100 процентов официальной документации, 90 процентов теле— радиопередач, такое же количество учебных программ шло на государственном языке. Таким образом, к 2030 году казахский язык станет абсолютно господствующим языком.

В связи с этим приобретает актуальность активное изучение казахского языка жителями некоренной нацио­нальности. Надо отметить, что среди учащихся средних школ, колледжей, студентов вузов отмечается стремление овладеть государственным языком. В свою очередь и государство создает все условия для освоения языка. Конечно, существуют минусы в подходе к проблеме, методике преподавания и организации работы. Однако здесь нужно помнить непреложную истину, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И в этом плане (повсеместного использования государственного языка) в Казахстане делается немало

Билет90------------------------- Стратегии развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: