СССР во второй половине 70-х – второй половине 80-х гг. ХХ века. Духовная и социальная жизнь советского общества

Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно - государственного аппарата наступил «золотой век». Начиная с 1965 года и по 1984 год в СССР установился период наиболее стабильного развития: были достигнуты наивысшие уровни в экономической, социальной и культурной областях, но в это же время начался всеобъемлющий кризис советского государства. В этот период завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. По-прежнему высшим органов власти был Верховный тайный совет (делился на Совет Союза и совет Национальностей). Выборы в него проходили раз в пять лет, а сессии собирались ежегодно. Они представляли собой формальные акты одобрения решений, принятых в эшелонах власти. В 1977 году была принята новая конституция СССР. В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. По ней Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Это должно было подчеркивать социальную однородность общества. Важнейшей задачей союзного государства провозглашалось формирование и укрепление"новой социальной и интернациональной общности" - советского народа.. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция). Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.

Высшим постоянно функционирующим органом власти был Президиум Верховного Совета. С 1965 по 1977 его председателем был Н. В. Подгорный, а с 1977 по 1982 (до своей смерти) – Л. И. Брежнев. Аппарат КПСС по-прежнему контролировал всю работу советских органов. Высшим исполнительным органом в стране был Совет Министров. Отличительной особенностью правительства в этот период было интенсивное разбухание аппарата (почти каждый год появлялись новые министерства и ведомства). Он стал самым большим (за исключением китайского) бюрократическим аппаратом в мире. Происходил процесс централизации партийной организации, усиления власти партократии. Все демократические начинания Хрущева были отменены (например, положение о занимании административного поста не более 2-х лет). В течение 70-х годов практически исчезло такое понятие, как демократические выборы. В «застойное двадцатилетие» было проведено 4 съезда КПСС – XXIII – XXVI. Был положен конец разоблачению культа личности Сталина, все чаще стали встречаться воспоминания о нем в положительном контексте. Разделы, содержавшие критику культа личности Сталина, исчезли при переиздании учебников по истории. По масштабам помпезности в адрес «лично товарища Брежнева» XXVI съезд 1981 года превзошел все предыдущие. Произошло как бы возрождение культа личности, но уже без личности, возрождение в виде фарса: больной и давно недееспособный Генеральный секретарь Л. И. Брежнев официально получил знаки почитания (вплоть до звания маршала СС), но в действительности он явно не пользовался уважением. Брежнев скончался в 1982 году.

В 60-80-х количество общественных организаций увеличивалось. Кроме крупных, давно существующих появилось много новых (Комитет советских женщин, комитет защиты мира, комитет молодежных организаций, Советский красный крест и др.). Но они не были по существу общественными, ими руководили партийные представители. Профсоюзы и комсомолы теряли последние черты демократизма. Членство в них зачастую носило обязательный характер, что привело к разбуханию их управленческого аппарата. Это отразилось на отношении к ним общественности, прежде всего молодежи. Власть теряла авторитет.

В 1965 году произошла попытка осуществления экономической реформы, связанная с именем Косыгина. Она начала формировать еще при Хрущеве, а при Брежневе осуществилась в 1965—1970 годы как реформа планирования и управления народным хозяйством. Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза. Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: