Внутренняя политика Николая I. Крымская война: причины, ход, итоги

Став императором, Николай сделал из восстания декабристов соответствующие выводы: необходимы реформы общественного строя и правительственного аппарата, четкие и ясные законы. Реформирование страны Николай решил провести с помощью бюрократии под своим непосредственным руководством.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия при Николае превратилась в самый главный правительственный орган и была разделена на несколько отделений: I отделение представляло собой личную канцелярию царя; II должно было упорядочить законы Российской империи («кодификация»). Эта гигантская работа была проведена под руководством М.М. Сперанского, вновь востребованного властями. В результате был создан «Свод законов Российской империи». III отделение с Корпусом жандармов занялось делами политического сыска (его возглавил А.Х. Бенкендорф). Быстро стал расти бюрократический аппарат. Однако после революционных потрясений в Европе в 1830–1831 гг. Николай отказался от дальнейших реформ, сосредоточившись в основном на охране существующих порядков.

Особо остро в правление Николая I стоял крестьянский вопрос. К его решению подталкивали постоянные крестьянские волнения и осознание правительством бесперспективности сохранения крепостного права. В крестьянском законодательстве правительство ликвидировало военные поселения, запретило отправлять крепостных крестьян на заводы, ограничило право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, прекратило продажу крепостных с публичного торга, их дарение, уплату крестьянами за долги. Все эти меры были призваны только регламентировать крепостное право, они часто носили рекомендательный характер и проблемы не решали. Были попытки и более общего подхода к решению вопроса о крепостных крестьянах. На улучшение положения государственных крестьян были направлены реформы П.Д. Киселева, возглавившего Министерство государственных имуществ. В частности, государственные крестьяне получили самоуправление, конечно, под надзором государственных чиновников. Несколько улучшилось их хозяйственное и бытовое положение. Деятельность Киселева на посту министра в течение 25 лет привела к тому, что к моменту отмены крепостного права положение государственных крестьян было несколько лучше, чем крепостных.

В первой половине ХIХ в. в экономической жизни России, в рамках крепостнической системы, продолжилось развитие товарных отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все больше работали на рынок. К 30‑м годам относится начало промышленного переворота, коснувшегося прежде всего легкой промышленности. На смену мануфактурам появились фабрики со все более сложными машинами и оборудованием. Увеличилась их закупка за границей. В России были построены первые машиностроительные предприятия. В связи с промышленным переворотом выросла производительность труда. В 1837 г. с разрешения Николая на частные средства была построена небольшая железная дорога между Петербургом и Царским Селом; в 1851 г. было открыто регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой. Быстрее развивался водный паровой транспорт. Правительство вынуждено было поддерживать развитие капитализма, однако боялось, что его развитие подрывает основы крепостнических порядков и экономическое положение дворянства – социальной опоры самодержавия.

Характерной чертой николаевского режима был страх перед просвещением и стремление, чтобы оно не стало проводником вредных политических идей в обществе. «Истинное просвещение» стало насаждаться по формуле министра С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность», ставшей ключевой в правлении Николая I. Гимназическое образование должно было стать уделом только дворянских детей, а для детей мещан и купцов предназначались уездные училища; ограничено было образование крестьянских детей, чтобы не развивать у них мысли о выходе из того состояния, в котором они находились. Систему образования реформировали так, чтобы дать каждому сословию просвещение согласно положению, которое оно должно занимать в обществе. Одновременно были приняты меры к прекращению воспитания и обучения детей частными учителями, так как было замечено, что многие декабристы воспитывались в частных пансионах. Однако приостановить процесс распространения просвещения оказалось невозможно. Жизнь требовала образованных чиновников, инженеров, врачей, учителей, агрономов. В царствование Николая продолжало увеличиваться число гимназий, высших учебных заведений.

Наиболее ограничительные тенденции николаевского режима проявились в отношении печати и литературы. Цензура должна была служить барьером для проникновения в общество «вредных идей».

Можно сказать, что правление Николая I было в некотором роде «вторым изданием» аракчеевщины, но уже в исполнении самого царя. Николай искренне считал свою деятельность благом для России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: