Политический строй московского княжества XIV первой половины XV ВВ. Мало чем отличался от сложившейся в XII-XIII ВВ. Политической системы русских княжеств

Московский князь обладал высшей судебной и административной властью, существовала Боярская дума (знатные феодалы, духовные лица). Большую роль играл московский тысяцкий глава городского ополчения.

Отдельными городами и областями управляли на принципах "кормления", т.е. получения доходов от населения, наместники и волостели. Население вотчин чаще всего было подсудно своим землевладельцам. Из вотчинной юрисдикции чаще всего исключались наиболее серьезные преступления — дела о "душегубстве", "разбое" и "татьбе с поличным", суд по которым принадлежал самому князю.

В составе Московского княжества в разные периоды существовали и удельные образования во главе со своими удельными князьями. В пределах своих уделов они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю. Особенность управления XIV-XV вв.- соединение княжеского вотчинного управления с государственным. Князь выступал, прежде всего, как владелец своего княжества на вотчинном праве. Значительные перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского государства в конце XV — нач. XVI вв.Иван III проводил политику возвышения власти великого князя. Бывшие до этого вольными слугами, бояре и князья теперь присягают на верность московскому князю и подписывают особые клятвенные грамоты. Переход боярина или князя на службу к другому государю рассматривается теперь как государственное преступление — измена.

Повышению авторитета великого князя московского способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. Иван III принимает в качестве государственного герба России византийского двуглавого орла, вводятся официальные одежды, напоминающие византийские императорские одеяния, придворная жизнь усложняется по образцу византийского двора. Князья и знать становились придворными великого князя. Отношения между различными группами феодальной знати регулировались при помощи системы местнического счета. На государственные должности назначали в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Наиболее высокое место в этой иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей — рюриковичи и гедиминовичи.

Главным органом власти по-прежнему была Боярская дума. Помимо думы значительное влияние на политику московского государя оказывал митрополит и Освященный собор-собрание высшего духовенства. Существовали два общегосударственных органа-Дворец и Казна. Сначала это были органы вотчинного управления, которые позже приобрели функции государственных. Дворец, возглавлявшийся дворецким, ведал первоначально личными землями великого князя, затем рассматривали поземельные споры, судили население. После ликвидации уделов для управления землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский.

Казна ведала не только финансовыми вопросами, там хранился государственный архив и печать, выполняла функции государственной канцелярии. Создавались специальные учреждения приказы, которые руководили отдельными группами дел-военными, финансовыми, иностранными, судебными. Первоначально приказы создавались внутри Дворца и Казны, когда определенная группа вопросов поручалась ("приказывалась") боярину с приданным ему штатом чиновников. Впервые приказы упоминаются в 1511 г. На местах продолжала существовать старая система кормлений. Территория страны делилась на уезды, которые в основном совпадали с удельным территориальным делением. Уезды в свою очередь делились на волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях-волостелям.

Судебник Ивана III. составлен и принят общерусский Судебник в 1497 г. (устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы всей страны; ограничил право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню (26 ноября). Условие перехода-уплата "пожилого" компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.

Церковь. В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Владимир, перестал быть церковным центром Руси. Московские князья стремились поднять духовное значение княжества. Калита уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Митрополиты часто останавливались, жили в Москве. Митрополит Петр, заложил по просьбе московского князя каменный Успенский собор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, придали Москве значение церковного центра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переселился из Владимира в Москву. Русские митрополиты следили за деятельностью московских князей и оказывали им содействие. Митрополит Алексий фактически-глава Московского княжества, и возвращение в руки московского князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его заслугой. Поддержку малолетнему Василию II оказывал митрополит Фотий. Русская церковь-единственный институт, объединивший все русские земли, в т.ч. и входившие в состав Великого княжества Литовского, могла проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. В истории церкви XIV в. интересен как время духовного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергия Радонежского, его учеников.

Флорентийская уния. Значительные перемены в положении русской церкви произошли в XV в. Погибавшая под ударами турок османов, Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. После возвращения Исидора в Москву он смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом. В 1442 г. в Москве поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.

Внешняя политика. Московско-ордынские отношения. Первые московские князья выступали продолжателями политики Невского, связанной с поддержанием мирных отношений с ордынскими ханами. Эта политика активно проводилась Калитой, который стремился использовать Орду в качестве средства для достижения собственных политических целей. Проявлял вассальную покорность, исправно платил выход, но стремился к максимально возможной самостоятельности во внутренних делах. Политика умиротворения Орды способствовала прекращению набегов, что позволило значительно укрепить Московское княжество. Со 2-й половины XIV в. начинают проявляться признаки ослабления Золотой Орды, вызванные начавшимся процессом феодального дробления. Из состава этого государства выделились самостоятельные и полу самостоятельные орды, которые вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Усобицы в Орде сопровождались калейдоскопической сменой ханов, а иногда одновременным правлением нескольких ханов. Все ханы требовали уплаты дани, даров и поминков, что порождало неустойчивость и напряженность в отношениях между Ордой и Русью. Резко возросло число набегов ордынских правителей на русские земли. Московское княжество располагало к этому времени достаточным количеством сил для того, чтобы оказать сопротивление ордынцам. Борьба с Золотой Ордой становится важной составной частью политики объединения русских земель. Московский князь выступил организатором общерусского сопротивления ордынцам. В 1378 г. на р. Воже московские войска разбили сильное войско мурзы Бегича.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: