Билет№10. Русская культура 14-16 века

Летописание. Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Калите в Москве возобновляется каменное строительство, Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись в XIV в. ведущий жанр русской литературы. Со 2-й половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер, проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился особенно в литературе. Куликовской битве посвящены "Сказание о Мамаевом побоище" и поэма "Задонщина", написанная по образцу "Слова о полку Игореве". Возобновивлись культурные связи с балканскими странами Сербией и Болгарией. Литературу конца XV-начала XVI вв. отличает особая публицистичность, направленность на осмысление новых исторических явлений. Писатели стремились решить вопрос о месте России во всемирной истории, о связи ее с предшествующей историей человечества.

Архитектура. В XIV-XV вв. формируется московская архитектурная школа. Московский Кремль при Д. Донском окружен первой в Северо-Восточной Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего, псковского) зодчества. Уникальные памятники архитектуры начала XV в.-Собор Успения на Городке в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского, Андроникова монастырей, перестройка Московского Кремля при Иване III. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства-Успенского собора в Кремле. Образец Успенский собор во Владимире. При участии итальянских зодчих построены Архангельский собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата, дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского государства.

Живопись. Конец XV-начало XVI вв.-время расцвета древнерусской живописи. На Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой.Кисти Феофана Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева - фрески Успенского собора во Владимире и икона"Троица", написанная в память Сергия Радонежского, для главного собора, основанного им монастыря. На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий, расписывал Успенский собор Московского Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей, житийные иконы, посвященные русским святым: митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому, иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм-небольших изображений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: