М.Глинка: творч. путь, обзор основных жанров. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

Родился в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста полюбил народную песню. Патриотические струны взыграли рано (1812 г.).любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и на флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться на фортепиано. В 20 лет запел тенором.1812-1822 гг. Годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь формировалась личность. Он познакомился с Пушкиным и полюбил его творчество. Брал уроки по фортепиано у Джона Фильда, потом у его ученика Майера. Посещал концерты, оперу. Знал Глюка, Моцарта, Россини. Летом работал с оркестром дяди.Первые произведения: фортепианные вариации (среди них вариации на тему «Среди долины ровная»), 2 увертюры, романсы («Моя арфа», «Не скучай», «Верный певец»), начал писать симфонию B-dur, но не закончил. В 20-е годы стремился к исполнительской деятельности. Выступал в музыкальных кружках как певец, пианист, скрипач. Приобрел известность в кружках. Познакомился с Варлаамовым. Принимал участие в бытовом музицировании, в ансамблях, дирижировал хором певчих. Писал много камерных ансамблей для бытового музицирования, но стал стремиться к профессионализму. В конце 20-х годов встречался с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским, Жуковским, Мицкевичем, Дельвигом (который имел свой музыкальный кружок). В музыкальном кружке Дельвига пел романсы на его (Дельвига) стихи: «Не осенний частый дождичек», «Ах, ты, ночь ли, ноченька». В начале 30-х годов стал известным композитором. Изучал народную русскую песню, восточную музыку, ездил в Пятигорск, где изучал кавказскую музыку, что отразилось в «Руслане и Людмиле».

1830-1834 гг. – Италия Италия, Вена и Берлин. В Италии изучал bel canto и изучал итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. Писал вставные арии (в итальянских операх), вариации на итальянские темы, серенады на итальянские темы из опер. встретили в Италии очень тепло. Брал несколько уроков у Базили, но он Глинке не понравился. В Италии задумал написать русскую оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина». Из романсов к этому времени выделялись «Венецианская ночь» и «Победитель».Поехал в Берлин. Захотел написать русскую симфонию. Стал писать увертюру-симфонию на русские темы, но не завершил. Написал каприччио на русские народные темы для фортепиано в 4 руки, вариации на тему «Соловья» Алябьева. В Берлине стал заниматься у Зигфрида Дена. В 1834 году стал работать над «Иваном Сусаниным». Сюжет подсказал Жуковский. Либреттистом стал барон фон Розен. Постановка оперы прошла в 1836 году в Петербурге. Постановка вызвала бурную полемику. Это способствовало развитию русской критики. Статьи писали Одоевский, Мельгунов, Неверов.

1836-1842 гг. (между операми) Годы расцвета творчества. Годы признания в России и за рубежом. В это время были написаны лучшие произведения: «Князь Холмский», цикл романсов на Кукольника, лучшие романсы на стихи Пушкина – «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье»; романсы «Сомнение» (Кукольник), «Ночной смотр» (Жуковский), «Вальс-фантазия» в первой редакции для фортепиано. Это – нелегкое время.разводился с женой. Возглавлял придворную певческую капеллу в Петербурге. Ездил по стране в поисках хороших голосов. В 1839 г. ушел из капеллы.1842 г. – «Руслан и Людмила». Текст Широкого, кое-где самого Глинки, Пушкина, есть фрагменты Кукольника. Жанр новый (5 действий) – сказочно-эпическая опера. Он необычен для русской музыки. Оперу высоко оценили Одоевский, Лист, который приезжал в Россию. Царь невзлюбил оперу. 1844-1857 гг. Последний период. В 1844 году отправился в Париж. Там получил признание. Поклонником Глинки стал Берлиоз (написал о нем статью). В Париже задумал написать симфоническое произведение с народными темами.1845-1848 гг. – Испания. бросился изучать народные испанские песни и танцы. Результатами этого стали: «Арагонская хота» (45 г.), «Ночь в Мадриде» (48 г.). В 1848 году написал «Камаринскую» – фантазию на русские темы. Позднее написал пушкинские романсы «За здравый кубок», «Мэри», «Адель».1848-1857 гг. –живет в разных городах: Петербург, Варшава, Париж, Берлин и др. В начале 50-х годов – расцвет творчества Даргомыжского, первые успехи Балакирева, время первых выступлений Серова и Стасова (критики). сблизился с Балакиревым, Серовым, Стасовым и Даргомыжским. Давал Даргомыжскому советы по написанию «Русалки» и давал ему тетради Дена. Написал оркестровые вариации «Вальса-фантазии». В 1854-1855 гг. пишет «Записки» (автобиографические).В 1856 году поехал к Дену в Берлин. Тщательно изучал полифонию строгого письма, Баха, Генделя. замыслил создать образцы русской национальной полифонии, но не успел. Умер в Берлине. Первую биографию Глинки написал Стасов. Это было начало его критической деятельности.

Основные жанры:

1) романс и песня;2) опера – историческая и сказочно-фантастическая; 3) симфоническая музыка: а) жанровый симфонизм («Камаринская», две испанские увертюры); б) лирико-драматический симфонизм («Вальс-фантазия»); в) драматический симфонизм (увертюра «Князь Холмский»). Черты стиля: музыкальный язык раннего романтизма – классическая основа, плюс новые средства – терцовые сопоставления, целотонная гамма.

Опера«Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там. Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К.Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней. Антонида ждёт возвращения своего жениха - ратника Собинина, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: «Что гадать о свадьбе - горю нет конца». С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
Второе действие. Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Но вот появляется гонец, он сообщает о тяжелом положении польского войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы окончательно разгромить врага. Поляки в смятении. Тут же созревает план нового захватнического вторжения. Большой отряд собирается в поход. Третье действие. В доме Ивана Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Внезапно появляются поляки, они требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам же решает завести поляков в непроходимую лесную глушь. С пением свадебной величальной приходят подружки Антониды. Они находят невесту в слезах: девушка опасается за жизнь отца. Появляется Собинин. Вместе с крестьянами он решает отправиться на поиски Сусанина и польского отряда. Четвертое действие. Собянин со своими людьми с трудом пробирается по засыпанному снегом лесу, разыскивая следы польского отряда. Ворота монастыря, где находятся ополченцы и посадские люди. Поздней ночью прибегает сюда Ваня и долго стучится в запертые ворота.Наконец ворота открываются. Ваня сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски врага. Непроходимая лесная глушь. Морозная ночь. Сюда Сусанин завёл поляков. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поднимается метель. Поляки просыпаются. Они поняли наконец, что Сусанин умышленно завёл их сюда, и убивают его. Эпилог. В Москве, на Красной площади народ празднует победу над врагом. Появляются Антонида и Ваня вместе с Собининым. Они рассказывают о трагической гибели отца. В заключительном хоре «Славься» народ славит родную землю и погибших героев, славит всех оинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. и сердечная отзычивость.

Руслан и Людмила. В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений. Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге. Краткое содержание Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы.2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски. В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь. Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества. Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев — великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору. Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира — Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы. В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна. В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан. Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез ее в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.

Музык.культура России 1860-1870-х гг.:РМО,консерватории,содружество композиторов «Могучая кучка». Музык.и научн.деят-сть А.Бородина.Опера «Князь Игорь» и симфония №2(«Богатырская»).

Это время расцвета рус.культуры. В литературе – Тургенев, Толстой, Островский, Салтыков-Щедрин. В живописи – Крамской, Куинджи, Репин, Перов. В скульптуре – Антокольский. Расцвет науки – Менделеев, Тимирязев, Сеченов. Большую роль сыграла отмена крепостного права. Время подъема музыкального искусства. В 60-е годы под руководством Балакирева образовался кружок «Могучая кучка». Такое название им дал Стасов[i]. Официальное название - «Новая русская музыкальная школа». Состав «Могучей кучки»: Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин. Все они люди разных профессий. Их объединяла музыка (хобби). Параллельно в живописи появился кружок художников-передвижников («Товарищество передвижных выставок») – Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан.

И те и другие («Могучая кучка» и «Передвижники») развивали национальные традиции в искусстве. В это же время в Москве создается артистический кружок по инициативе Николая Рубинштейна. Ему содействовали Одоевский и Островский. В этот кружок входили актеры Малого театра. В нем часто бывал Чайковский.В 1859 году в Петербурге, а потом и в Москве открылось Русское музыкальное общество (РМО). Оно давало концерты зарубежной и русской музыки. На основе классов РМО в 1862 году открылась Петербургская консерватория под руководством Антона Рубинштейна. Один из первых ее студентов был П. И. Чайковский. В 1862 г. образовалась бесплатная муз.школа в Петербурге по инициативе Балакирева, Стасова и Ломакина. Там учились не профессионалы. В концертах бесплатной музыкальной школы играли в основном русскую музыку в противовес консерватории («кучкисты»). Они выступали против западных методов обучения в консерватории. Петербургская консерватория много переняла от Лейпцигской консерватории В 1866 г. Николай Рубинштейн (брат Антона Рубинштейна) открыл Московскую консерваторию. Одним из первых профессоров П. И. Чайковский. В 60-70е гг. в русской музыке был огромный интерес к русской истории, к роли народа в истории, к отдельным личностям – «Борис Годунов» (1868-1874). С 1872 года Мусоргский пишет «Хованщину» (не закончил). С 1869 года Бородин пишет «Князя Игоря», но не закончил. Римский-Корсаков пишет «Псковитянку» – историческая муз.драма. У Чайковского – «Опричник», а в 1879 г. он заинтересовался французской историей и написал «Орлеанскую деву» по трагедии Шиллеру.60-70-е гг. – время создания классического балета – «Лебединое озеро». Новаторским произведением в фортепианной музыке стали «Картинки с выставки» Мусоргского (1874 г.). У композиторов появился большой интерес к народной песне. Появились 2 сборника у Римского-Корсакова – «40 русских народных песен» и «100 русских народных песен», «40 народных песен» у Балакирева, сборники песен у Чайковского.

Бородин Родился в 1833 году, был побочным сыном князя Гедеонова, мать – дочь солдата. Князь влиял на обучение талантливого сына. Играл на фортепиано, флейте. Писать музыку стал рано. Первые произведения: концерт для флейты, трио для 2-х скрипок и виолончели, полька «Элен». 1850 – 1856гг. Учёба в медико-хирургической академии Петербурга. Любимый ученик выдающегося химика Зинина. Также интересовался литературой, философией. Знал Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Участвовал в любительских квартетах (играл на виолончели). Писал фуги, песни в народном духе. Окончил академию. Прошёл врачебную стажировку, начал исследования в области органической химии. Защитил докторскую диссертацию. 1859 – 1862гг. Научная командировка в Германию, Италию, Францию. Сочинил инструментальные ансамбли, и лучший из них – фортепианный квинтет. В этой командировке познакомился с Протопоповой – пианисткой из Москвы. Стала его женой. Привила любовь к Шуману и Шопену. 1862 – 1869гг. Период до «Князя Игоря». Работа над 1 симфонией. В 62 году вернулся в Россию, стал профессором медико-хирургической академии. Познакомился с Балакиревым, и вошёл в кружок «Могучей кучки». Под руководством Балакирева писал симфонию. 1-ое исполнение было в 69 году. Дирижировал Балакирев. Имела успех. В конце периода возникли первые романсы, оперетта «Богатыри». 1869 – 1876гг. Время написания 2 симфонии и «Князя Игоря». (Идею подсказал Стасов.) Оперу не закончил. В 76 году закончил 2 симфонию. В 72 году Бородин отвлекся на создание (совместно с другими композиторами) оперы «Млада», по заказу театра. Бородину досталось 4 действие. Но оперу не закончили.Бородин продолжал бурную научную деятельность. Преподавал там. Принимал участие в издании журнала «Знание». Писал научные труды. Быт Бородина был не устроен: болела жена. Музыку писал урывками. Конец 70-х и до 87 года Написал свои лучшие струнные квартеты (1 и 2), симфоническую картину «В Средней Азии», несколько романсов. В 80-е писал мало: 3 незаконченных симфоний, маленькая сюита для фортепиано. Меньше стал заниматься наукой. Переживал по поводу закрытия женских курсов. Но в это время растет его европейская известность, исполняются его симфонии. Особенно ценил Бородина Лист. Бородин 3 раза был в Веймаре. О встречах с Листом, Бородин написал очерки. В 85–86гг. ездил в Бельгию на исполнение симфонии. (Имел большой успех.) В конце жизни общался с Лядовым, Глазуновым. В 1887 году внезапно умер. (Весь день был здоров, потом внезапно упал и умер.) Римский-Корсаков и Глазунов полностью дописали «Князя Игоря», подготовили к печати 2 симфонию, 2 квартет, романсы. Глазунов дописал 3 симфонию и оркестровал. А опера впервые была поставлена в 90-е, и прошла с большим успехом.

«Князь Игорь» 1869 год – начало работы, но не закончил. Глазунов по памяти написал увертюру и 3 действие.Бородин начал писать оперу по совету Стасова. Либретто писал сам. В опере присутствуют восточные элементы. Не всё «Слово о полку Игоря» вошло в оперу: нет битвы, речи князя Киевского. Жанр: эпическая русская опера.
Площадь в Путивле. Русская рать готовится к выступлению в поход. Из собора выходит князь Игорь с сыном Владимиром, Владимиром Галицким и прочими князьями и боярами. Народ славит князей и молится за их победу в битве с врагом "за веру, за Русь". Внезапно темнеет - начинается солнечное затмение. Все в ужасе глядят на небо и, видя в этом явлении "знамение божье", отговаривают князя Игоря идти в поход. Однако, Игорь полон решимости и, попрощавшись с женой - княгиней Ярославной, и получив благословение Старца, князь Игорь со своей дружиной выступает в поход.

Действие первое Картина 1. Княжий двор Владимира Галицкого. Владимир похваляется, Во двор вбегает толпа девушек, просят князя Галицкого освободить их подружку, которую "выкрали люди недобрые". Князь прогоняет девушек и отправляется и терем пировать. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка, сбежавшие от князя Игоря. Они пускают слух, что "дружины Игоря побиты, да и князья убиты все."

Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня горюет в неизвестности о судьбе мужа, вспоминает прежние счастливые дни и ждет гонца с весточкой от князя. Входит няня, говорит, что пришли девушки, просят защиты от Владимира Галицкого, который..."забрал девку в терем к себе" и не отпускает, а дружина его пьёт-гуляет, "забижают всех, да бесчинствуют хуже ворогов, хуже половцев", Входит Владимир Галицкий. Девушки в испуге убегают. Ярославна пытается заступиться за захваченную девку, но Владимир отвечает княгине дерзко, угрожает: "мне стоит только кликнуть клич, я сам у вас здесь князем сяду. Все в Путивле за меня!" - и уходит. Ярославна в волнении и тоске. С поклонами входят думные бояре. Они принесли недобрую весть: - вся рать, отправленная с князем в поход, разбита в неравном бою. Князь Игорь ранен и, вместе с братом и сыном взят в плен. А на Путивль идет войной половецкий хан Гзак. Верные бояре успокаивают княгиню. Народ готов дать отпор врагу и отстоять родной Путивль. В окно видно зарево пожара. Слышны плач и причитания женщин. Звучит набатный колокол. Бояре опоясываются мечами, готовятся к обороне.

Действие второе Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу - Кончаковну. Она грустит, ожидая свидания с возлюбленным. Стражники ведут русских пленников. По приказу ханской дочери девушки приветствуют пленников, угощают их. Наступает вечер, все расходятся, на страже остается лишь Овлур. К шатру Кончаковны осторожно приближается Владимир Игоревич. В каватине "Медленно день угасает" он изливает свою любовь к ханской дочери. Из шатра выбегает Кончаковна. Молодые люди признаются друг другу в любви и сокрушаются о невозможности сыграть свадьбу. Любовную сцену прерывает появление князя Игоря. Он погружен в тяжёлые думы о "бранной славы горестном конце", о родной земле, о Ярославне. Его мучит "постыдный плен" и князь Игорь всей душой стремится вырваться на волю и тогда: "я свой позор сумею искупить - я Русь от недруга спасу!" Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещённый половчанин, и предлагает князю бежать из плена. Игорь в сомнении: ведь он у хана на поруках, и Кончак принимает его как гостя. В сопровождении слуг и невольниц из-за шатра выходит хан Кончак. Он гостеприимен и уважителен по отношению к своему пленнику: "ты смел и правды не боишься" и старается развлечь князя музыкой и восточными плясками. Половцы славят своего хана.

Действие третье С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, приветствует его и приказывает устроить пир горой, а "пленных - крепко сторожить". Половцы расходятся, а русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей, и уговаривают Игоря: "Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей!" Князь Игорь принимает решение о побеге. Овлур, напоив допьяна сторожевых, готовит лошадей для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности, и ханская дочь ударами в бубен поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбегаются половцы, появляется Кончак и другие ханы. Узнав о побеге, Кончак восклицает: "Вот молодец! Недаром я так его любил. На месте Игоря я бы так же поступил... Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей." Он приказывает женить Владимира на Кончаковне и готовиться в поход на Русь.
Действие четвёртое Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна проливает горькие слёзы, тоскуя по любимому мужу и глядя на разорённые ханом Гзаком окрестности. Всматриваясь вдаль, замечает двух всадников. Они приближаются. И о, радость! Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к княгине. Овлур с конями отходит в сторону. Князь Игорь и Ярославна счастливы встречей. Колокольный звон разносит радостную весть. Собирается народ и величает князя и княгиню. Однако, Игорь не может быть спокоен, пока враг не сломлен. Он готов идти в новый поход.

«Богатырская» симфония рождалась вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят отрывочно, фрагментарно, как оттеняющие интермедии. И мелькнувший было наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле. Первая часть симфонии вполне соответствует названию «эпическая», которое часто упоминают в связи со всеми произведениями Бородина. Это название означает многое: и склонность к картинности, и преобладание изложения над развитием, и господство вариационности, и тяготение к сопоставлениям.

16.Характеристика творчества М.Мусоргского, обзор основных жанров. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «картинки с выставки».

Родился 9 марта в 1839 году в небольшом имении своих родителей в сельце Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Раннее детство его протекало в деревенской обстановке, в окружении крестьян, быт которых он близко узнал. Первые музыкальные впечатления его связаны с народной песней. Музыкальные занятия начались рано (первой учительницей была мать). Когда ему было 10 лет, отец отвёз его вместе со старшим братом в Петербург, там он был принят в школу гвардейских подпрапорщиков. В 1856 году, после окончания школы, он был зачислен офицером в Преображенский полк. В Петербурге он брал уроки у педагога по фортепиано Герке. В 1856 году один из военных товарищей (любитель музыки) привёл Мусоргского в дом Даргомыжского, где он познакомился с Кюи, Балакиревым. В 1858 году он выходит в отставку. 1858 – 1868 гг. Это годы учения и творческих исканий, появление первых зрелых произведений. В начале 60-х Мусоргский был на положении ученика Балакирева, но композиторское мастерство приобреталось непосредственно на практике сочинения. Самостоятельно изучал Глинку, Моцарта, Бетховена и др. В этот период он написал оперу «Саламбо» (по одноимённому роману французского писателя Флобера), но не закончил. Вторая опера «Женитьба» (по Гоголю), тоже не закончил. В эти же годы он пишет свои ранние романсы, создаёт ряд инструментальных произведений, среди них – мелкие фортепианные и оркестровые пьесы, а также «Ночь на Лысой горе» – симфоническая фантазия, навеянная народным преданием о шабаше ведьм. 1868 – 1874 гг. Годы создания «Бориса Годунова». Наряду с этим пишет «Хованщину». Над «Хованщиной» Мусоргский работал с 1872 г. Либретто сочинял сам. Материалом служили многочисленные исторические документы и исследования, литературные источники и мемуары, которые он тщательно собирал и изучал.На рубеже 60-70-х им были написаны «Раёк» и вокальный цикл «Детская» на собственные слова. 1874 – 1881 гг. Последний период жизни. Был самым мрачным в жизни Мусоргского. В последние годы Мусоргскому приходилось много выступать в концертах в качестве аккомпаниатора. Его превосходное исполнительское мастерство, легкость чтения с листа и артистизм снискали ему заслуженную славу одного из лучших аккомпаниаторов Петербурга.В 1879 году Мусоргский совершил концертную поездку по югу России (Украина, Крым) с известной певицей Леоновой. Это было последние радостное событие в жизни композитора.Ненормальный образ жизни подрывал здоровье композитора. Наступали признаки тяжёлого физического заболевания. В феврале 1881 года Мусоргского на квартире у Леоновой настиг удар. В тяжёлом состоянии композитор был помещён в Николаевский военный госпиталь. Там же Репин писал с умирающего свой знаменитый портрет. 16 марта 1881 года Мусоргский скончался.И в последний период жизни он был постоянно полон творческих замыслов. В его воображении вырисовывались контуры третьей народной музыкальной драмы «Пугачёвщина», которую ему так и не довелось написать.

Опера «Борис Годунов» В опере проходят сцены: избрание Годунова царём и всеобщее ликование. Болезнь Бориса и интриги его окружения, голодный люд под стенами Кремля. «Комедия в настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве» — таково полное название исторической драмы Пушкина, положенной в основу сюжета оперы Мусоргского «Борис Годунов». Внимание композитора к трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" привлек в 1868 его друг, историк русской словесности и фольклорист профессор В. В. Никольский. Фабула пушкинской трагедии относится к началу XVII века, одной из переломных эпох в истории русского народа.Мусоргский сам пишет либретто, несколько сократив количество сцен и действующих лиц и изменив некоторые стихи. К сочинению музыки приступил в октябре 1868 года. Через год партитура оперы в четырех частях была окончена, а осенью 1870 года представлена в дирекцию императорских театров. Однако опера не была "одобрена для исполнения на русской оперной сцене". В 1871-72 годах композитор создает вторую редакцию оперы, завершив ее сценой народного восстания под Кромами, что по-новому осветило ее содержание. Снова представленная в театральную дирекцию, опреа была еще раз отвергнута. Н. А. Римский-Корсаков объяснял это новизной музыки, поставившей "в тупик почтенный комитет". Только в 1874 году "Борис Годунов" прозвучал почти целиком (без сцены в келье Пимена). Опера имела большой успех и давалась в течение ближайших сезонов. В 1881 году Мусоргский скончался. Его рукописи оказались у Римского-Корсакова - "для приведения их в порядок и приготовления к изданию". В ближайшие годы композитор сделал собственную редакцию оперы, по своему усмотрению изменив текст, структуру сцен и инструментовку Мусоргского. Исполненная в этой редакции на сцене Русской частной оперы С. И. Мамонтова в 1898 году, опера снова получила полное признание. Партию царя Бориса впервые пел Ф. И. Шаляпин. В последующие годы гениальная опера Мусоргского продолжала завоевывать все большую и большую популярность на столичной и провинциальной оперной сцене в России, а после "русских сезонов" в Париже, начиная с 1908 года, также и за рубежом.

Опера «Хованщина».Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто "Хованщины" не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы черпал в различных. исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. "Хованщина" впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года. В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

«Картинки с выставки» были написаны под впечатлением от выставки произведений художника В.Гартмана, друга композитора, внезапно умершего. Выставку организовал весной 1874 года В.В.Стасов. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусорского, и работа закипела. Вскоре, в июне 1874 года, «Картинки с выставки» были закончены. Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Как каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Первая картинка – «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома.В следующей «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и спокойное, зачарованное настроение. Третья – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа.Четвертая «Быдло». На рисунке изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. Рисунок представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющей характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов». Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком.В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа.Миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку «Римские катакомбы».

Следующая картина – «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги.
последней картинке – «Богатырские ворота».символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл. «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: