Характеристика творчества Н.Римского-Корсакова, основные сочинения.Оперы «Садко», «Снегурочка»

Родился в городе Тихвине Новгородской губернии. С 6-ти лет учится играть на фортепиано, рано полюбил Глинку и написал дуэт в стиле песни Вани. А также увлекался морем. 1859-1862гг. Учёба в морском корпусе. По окончании стал гардемарином. В корпусе научился железной дисциплине. Брал уроки фортепиано Канилле. С ним стал писать первые произведения: фортепианные пьесы и симфонию. Канилле познакомил его с Балакиревым. Под его руководством Р.-К. изучал классиков (Листа, Берлиоза). Общался со Стасовым. Организовал музыкальный кружок в морском корпусе. Организовал хор (руководил им). После корпуса отправился в кругосветное плавание. Получил офицерство и вошёл в кружок «Могучая кучка». 60-е годы. Начало симфонического творчества. Первая симфония, которую исполнил Балакирев в корпусе в 65 году. Симфоническая картина «Садко». Симфоническая сюита, программная. Увертюра на русские темы. Романсы. В 1868 году начал писать оперу «Псковитянка» - историческая, музыкальная драма, по драме Мея. В 1872 году закончил. В это же время оркестровал «Каменного гостя» Даргомыжского. Жил в одной квартире с Мусоргским. 70-е годы. В 71 году стал профессором Петербургской консерватории, чем обидел Мусоргского. Преподавал сочинение, оркестровку. Был инспектором оркестров морского ведомства. Был директором бесплатной музыкальной школы. Сам трудился над своим образованием: занимался оркестровкой, полифонией, гармонией. Стал большим мастером. Всю технику воплотил во второй симфонии, в камерных ансамблях, полифонических хорах. В это же время увлекался поэзией, обрядами. В 70-е годы написал оперу «Майская ночь» по Гоголю. Лирико-комическая опера, там очень много обрядов, которые он изучал. 80-е годы. Полная творческая зрелость. Начинается с оперы «Снегурочка». Лирико-эпическая, по весенней сказке Островского. Была поставлена в Петербурге, потом в театре Мамонтова в Москве, а потом в Большом театре. В 80-е годы новый всплеск симфонической музыки: симфоническая картина «Садко», концерт фортепиано с оркестром, фантазия на народные темы для скрипки с оркестром, испанское каприччио и «Шехерезада» (программная симфоническая сюита). Завершил «Князя Игоря», «Хованщину», сделал новую редакцию «Бориса Годунова». Выступал как дирижёр за рубежом, преподавал в придворной певческой капелле. В середине 80-х. Образовал беляевский кружок. Он (Беляев) был лесопромышленником, меценатом. Руководителем всех музыкальных мероприятий стал Р.-К. На рубеже 80-90-хх. годов – кризис от нервного перенапряжения и семейной трагедии: умерли дети. Ничего не сочинял. Стал писать «Летопись моей музыкальной жизни». Вышел из кризиса в 94 году. 90-е годы. «Ночь перед рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане». В эти годы появились его оперы–драмы, психологические драмы. Одноактные: «Моцарт и Сальери», «Боярыня Верашелога» (по драме Мея). 1898 год – опера–драма «Царская невеста» (по драме Мея). Много романсов. В Мамонтовском театре его пели: Шаляпин, Забела-Врубель. Декорации делали: Врубель, Поленов, Серов. 1900-е годы. Время общественных выступлений. Написал: осенняя сказка «Кащей Бессмертный», 1904 год – «Сказание о невидимом граде Китиже и прекрасной деве Февронии». 1905–06 гг. – во время студенческих волнений он поддерживал студентов. Написал статью и был уволен. В знак протеста ушли: Глазунов, Лядов. Были проведены выборы директора – им стал Глазунов. Он вернул Р.- К. Последняя опера – сатира «Золотой петушок». Была поставлена после смерти. В последние годы работал над учебником оркестровки. Умер в усадьбе Любенск под Петербургом от болезни – Смерть Оперное творчество Оперы Р.-К. весьма различны по содержанию и художественному облику, по своим формам и музыкальной драматургии. У него есть исторические, сказочные, лирико-драматические, лирико-комедийные, сатирические произведения. Наряду с монументальными оперными полотнами композитор создавал и небольшие одноактные оперы; некоторые из них носят чисто камерный характер. Большая часть опер написана на русские сюжеты, заимствованные из классической русской литературы или из народного творчества.

САДКО..Тема былины о Садко волновала Римского-Корсакова с юности. Одно из первых его значительных произведений — симфоническая картина «Садко»; в 80-х гг. возник оперный замысел. В 1894 г., еще в период работы над "Ночью перед Рождеством", композитор начал делать наброски, а с середины 1895 г. вплотную приступил к сочинению и в 1896 г. завершил оперу-былину. Музыкальная драматургия «Садко» сочетает образы реальные и сказочные, что характерно для творчества композитора.в «Садко» исключительное значение имеют воля и решимость человека. В новом свете выступают взаимоотношения человека и природы: обручение Садко с Морской царевной носит символический характер. «Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.

А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати.Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне.Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. Действие I

Картина 1. Царство Мороза.Полночь. Мертвое царство Мороза. Леший провозглашает конец зимы. Возвращается Весна, лес оживает. Весна признается птицам, что скучает по теплому Солнцу, а здесь, на Севере, ее ждут ревнивый Мороз и их дочка Снегурочка. Незаконное рождение Снегурочки разгневало Ярилу-Солнце, и в мире с тех пор — разлад. Весна пытается согреть птиц, но появляется Мороз. Его ревность и нерешенная судьба выросшей дочери вызывают ссору Весны и Мороза, который предрекает гибель Снегурочки от любви. Родители решают оставить Снегурочку людям, отдав в семью бездетного Бобыля, и зовут дочь. Она тоже просит родителей отпустить ее к людям. Слышны голоса берендеев, идущих в лес прогонять зиму. Мороз поручает Лешему охранять Снегурочку, прощается с дочерью и исчезает. Весна вступает в свои права. Берендеи среди ночи приходят в мертвый лес для совершения обряда изгнания зимы, проводов Масленицы и зазывания весны. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку — «боярышню». Снегурочка предлагает им стать их дочкой. Она прощается с лесом, лес отвечает ей, заставляя берендеев пасть ниц перед магической силой Снегурочки. Картина 2. Царство Леля.Снегурочка приходит к людям. Лель помогает ей делать первые шаги по земле берендеев и уходит к другим девушкам. Не понимая, почему Лель не остался с ней, Снегурочка сознает, что жизнь среди людей — это не только песни, но и реальная боль. Появляется Купава, которая перед всем народом рассказывает Снегурочке о своем благополучии. Приплывает Мизгирь, жених Купавы, и выкупает невесту. Дав клятву Купаве, Мизгирь замечает Снегурочку. Но ни признание в любви, ни подкуп Бобыля и Бобылихи, не помогают ему завоевать девушку. Купава приводит берендеев и проклинает Снегурочку и Мизгиря. Народ требует царского суда над изменником и осуждает Снегурочку. Действие II. Картина 3. Храм Берендея Слепые гусляры вещают царю Берендею о радостной и спокойной жизни в его царстве. Им вторит Бермята. Царь, чувствуя неправду, предлагает в Ярилин день собрать всех влюбленных в зачарованном лесу и на утро объявить их мужьями и женами — тем самым попытаться восстановить в сердцах людей любовь. Приходит Купава и рассказывает царю обо всем, случившемся с ней, Мизгирем и Снегурочкой. Берендей объявляет суд над Мизгирем. Глашатаи-бирючи созывают народ. Картина 4. Суд Берендея. На суде Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. За бесчестный поступок Берендей приговаривает Мизгиря к вечному изгнанию. Появляется Снегурочка с Бобылем и Бобылихой. Потрясенный Берендей не верит, что такая красота может существовать без любви. Мизгирь и Лель вызываются исполнить просьбу царя «зажечь Снегурочки нетронутое сердце». Темнеет. Царь открывает берендеям дорогу в зачарованный лес. Сопровождаемые Лелем и шаманами, влюбленные обретают друг друга и отправляются в путь. За верную службу царь разрешает Лелю выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. «Возьми меня», — просит Снегурочка, но Лель выбирает Купаву. Снегурочка остается во дворце одна. Появляется Мизгирь и пытается силой завладеть Снегурочкой. Леший встает на ее защиту и заводит Мизгиря в зачарованный лес. Картина 5. Зачарованный лес.Мизгирь кружит по лесу в поисках любимой. Светлое видение Снегурочки ведет его по лесным лабиринтам. Снегурочка видит встречу Леля и Купавы. Ее страдания становятся невыносимыми. Она отправляется к матери Весне, готовая отдать за дар любви все, даже собственную жизнь. Действие III. Картина 6. Волшебное озеро. Снегурочка зовет мать. Весна поднимается из вод озера. Это последний час, когда она царит в земле берендеев — с рассветом наступит лето. Весна возлагает на голову дочери венок. С этого момента Снегурочка лишается дара бессмертия, вступая в земную жизнь. Прощаясь, Весна предостерегает дочь о смертельной опасности, но Снегурочка идет навстречу любви и людям. Картина 7. Ярилина долина.Встретив Мизгиря, Снегурочка говорит ему о своей любви, которая приведет ее к гибели. Мизгирь, отвечая на ее признание, не верит, что их счастью что-то может помешать.Восход солнца. Собираются берендеи, начинается обряд посвящения женихов и невест. Снегурочка, выходя к солнцу, пред царем и народом открывает свою любовь к Мизгирю. Пророчество Мороза сбывается — Снегурочка гибнет, тая в солнечных лучах. Мизгирь погибает, бросившись в озеро. Жертва Снегурочки возвращает Берендеям чудо любви и света.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: