С.Рахманинов:жизнь и творчество. Основные сочинения для фортепиано

Творческий путь. Крупнейший композитор, дирижёр, гениальный пианист. Время, когда работал, было временем новаторства, искания нового в музыке: Скрябин, Дебюсси, Равель. Композиторы ново-венской школы: Шонберг, Берг, Веберн.Рахманинов не стремился к такому радикальному новаторству. Он воспринимал и развивал музыкальные традиции, на их основе создал свой стиль. Писал во всех жанрах, кроме балета.Самый главный жанр – фортепианный концерт, который он мыслил как симфонию. 4 концерта для фортепиано и рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, которую часто называют 5 концертом. В его музыкальном языке ясно проступает русская песенность, приёмы русского песенного развёртывания, образующие широкие, бесконечные мелодии, которые ассоциируются с русскими просторами. Очень свойственно подголосочное развитие. Он обращался к древним пластам русской музыки и знаменному распеву: «Всенощная», 3 концерт. Притворил колокольное звучание, в след Мусоргскому, не только в кантате «Колокола», но и во многих других произведениях: 1, 3 симфонии, 2, 3 концерты, симфонические танцы, фортепианные пьесы. Рахманинов – композитор-лирик, этим он близок Чайковскому. С Чайковским его роднит трагическое восприятие мира. В его музыке присутствует мужественность, волевое начало. Свойственны ему восторженные ликования, картины природы. Эпическая широта роднит его с Бородиным. Рахманинову не чужд ориентальный элемент, но он выявляется не так конкретно: проявляется в томном характере музыки. Асафьев: «Где музыка медлит и плавно колышется в длительном, пассивном созерцании».По характеру пианизма ближе к Листу. Творчество Рахманинова очень цельно, но расположено не равномерно по творческому пути. Очень много было написано в русский период до 1917 года. Его стиль претерпел эволюцию к концу жизни, но нет радикального переосмысления, как у Скрябина. Родился в имении Онег Новгородской губернии. Дворянская семья. С 1885 года учился в Московской консерватории у Зверева. В старших классах учился у Зилотти (двоюродный брат), у Танеева. В 1891 году закончил консерваторию как пианист, а в 1892 как композитор. Экзаменационная работа – опера «Алеко», одноактная, по поэме Пушкина. Чайковский был восхищён оперой и добился её постановки. В консерватории написал 1 концерт. Проявилась эмоциональность, богатый мелодический дар, лирико-трагический характер. Первый период творчества – до 20 века. Вариации на тему Шопена для фортепиано. Романсы: «Не пой, красавица, при мне», «Весенние воды», «Островок». 1 сюита для 2-х фортепиано, пьесы для фортепиано, среди них – музыкальные моменты. В 1893 году, потрясённый смертью Чайковского, написал элегическое трио «Памяти великого художника». Написал симфоническую фантазию «Утёс» и 1 симфонию, которая в 1897 году неудачно была исполнена под управлением Глазунова. Симфония с треском провалилась. У Рахманинова началась депрессия, лечился у доктора Даля. 3 года ничего не писал, но начал дирижировать в Мамонтовском театре. Подружился с Шаляпиным. В 1899 году поехал в Лондон, как пианист и дирижёр, со своими произведениями. 1901 – 1917 гг. Полная творческая зрелость. С 1904 – 1906 гг. – дирижирует в Большом театре. С 1906 – 1909 гг. – Германия, Италия, приезжал в Россию. Написал 2 концерт, с ним вышел из депрессии и посвятил его доктору Далю, 3 концерт. Оперы: «Франческо да Римини», «Скупой рыцарь», соната для виолончели и фортепиано. Кантаты: «Весна», «Колокола». 2 тетради прелюдий, этюды-картины, 2 симфонию, 2 сонаты для фортепиано, симфоническую поэму «Остров мёртвых». Хоровые циклы: «Всенощная», «Литургия». Дружит с актёрами МХАТа, дружил с Чеховым, Буниным. В 1910 году уехал на гастроли в США. Последний период - 1918 – 1943 гг. Жил в Америке, а в 30-е гг. – дом в Швейцарии. 10 лет ничего не писал. Концертирует по Европе. Начал писать с 1927 года. Написал 4 фортепианный концерт, 3 русских народных песни для хора с оркестром, вариации на тему Карелли, рапсодию на тему Паганини, 3 симфонию. 40 -е гг. – симфонические танцы для оркестра, фортепианные транскрипции, редактировал свои произведения. В поздних произведениях появились новые черты. Сохранились мощные аккордовые фактуры, яркие мелодии, но чувствуется стремление к большей аскетичности, строгости письма, ясности фактуры, больше стаккатных звучаний. Всё это заметно в 4 концерте. Усиливается трагизм. В 3 симфонии и в рапсодии на тему Паганини есть цитата из Диесираэ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: