М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенко.
I. Биологическое и социальное (А.В. Петровский).
Природные органические черты в структуре личности существуют как социально обусловленные элементы. Природное (биологическое) существует в личности в превращенной форме.
II. Активность личности (В.А. Петровский).
Активность личности является базовым свойством и проявляется через деятельность, которая способная воздействовать и менять действительность, изменять самого человека как субъекта. Кроме этого, в процессе деятельности меняется и она сама, совершенствуясь, освобождаясь от ограничений, ранее присущих.
III. Личность и индивид (А.Н. Леонтьев).
Личность не есть индивид. Это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе. Хотя носителем этого качества является телесный, чувственный индивид.
IV. Структура личности (Э.В. Ильенков).
Личность проявляется в пространстве вне индивида, а именно в деятельности, в её продуктах, в отношениях к другим людям (методы изучения).
|
|
V. Понимание личности (А.В. Петровский).
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, которые опосредуются совместной деятельностью. Эти отношения не расторжимы и заключены в конкретных индивидных свойствах (потребность в общении, безопасности), но к ним не сводимы à личностные проявления каждого члена группы вместе образуют особое качество самой группы à опосредует в дальнейшем проявлений личности членов этой группы.
VI. Анализ личности (В.А. Петровский).
Анализ должен происходить по трём взаимосвязанным линиям (аспектам):
Ø Интра-индивидный уровень
Ø Интер-индивидный уровень è целостность, единство
Ø Мета-индивидный уровень
Интраиндивидный уровень – внутренняя психологическая структура личности.
Интериндивидный – проявление и формирование личности при взаимодействии с другими людьми.
Метаиндивидный уровень – личность, как социально значимое образование (модель, идеал).
VII. Постулат максимизации (А.В. Петровский, В.А. Петровский).
Максимизация – это стремление индивида к максимальной персонализации (проблема индивидуальности, неповторимости).
à основные гипотезы.
§ Любое переживание, ценное для обозначения индивидуальности индивида актуализирует потребность в персонализации.
§ В любой ситуации индивид будет стремиться определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в данном случае доступны персонализации.
§ Невозможность персонализации в какой-либо ситуации приводит либо к поиску новых возможностей в себе, либо поиску других ситуаций.
|
|
§ Из двух и более партнёров по общению при прочих равных условиях субъект выбирает того, кто обеспечивает максимально полную персонализацию (друзья, партнёры).
VIII. Источник развития личности (А.В. Петровский).
Источник развития личности – это противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью общности, референтной для индивида принимать лишь те стороны индивидуальности, которые необходимы для функционирования и развития группы (этапы периодизации развития личности: адаптация à индивидуализация à интеграция).
По мнению отечественных авторов,
Личность = теоретическая модель личности = теория личности.
è Личность – системное качество индивида как субъекта общественных отношений, определяемое активной включенностью в них, имеющее трёхкомпонентную структуру (интра-, интер-, мета-…), развивающуюся в общении и совместной деятельности и ими опосредованную.
è
Содержание теории личности
Теория личности à компоненты à коркас.
Основная идея: каждая теория личности, притязающая на её объяснение, должна отвечать на ряд фундаментальных вопросов à есть некоторые компоненты теории à они образуют некоторый каркас (модель, схему) проблемы личности.
Эти проблемы рассматриваются в теории Зиглера.
Концептуальная область теории личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер):
- Структура личности (структурный аспект);
- Мотивация (процессуальный аспект);
- Развитие личности (динамический аспект, от рождения до смерти);
- Психопатология (этиологический аспект);
- Психическое здоровье (ресурсный аспект);
- Изменение личности с помощью терапевтического воздействия (практический аспект).