Методологические основания теории личности в отечественной психологии

М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенко.

I. Биологическое и социальное (А.В. Петровский).

Природные органические черты в структуре личности существуют как социально обусловленные элементы. Природное (биологическое) существует в личности в превращенной форме.

II. Активность личности (В.А. Петровский).

Активность личности является базовым свойством и проявляется через деятельность, которая способная воздействовать и менять действительность, изменять самого человека как субъекта. Кроме этого, в процессе деятельности меняется и она сама, совершенствуясь, освобождаясь от ограничений, ранее присущих.

III. Личность и индивид (А.Н. Леонтьев).

Личность не есть индивид. Это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе. Хотя носителем этого качества является телесный, чувственный индивид.

IV. Структура личности (Э.В. Ильенков).

Личность проявляется в пространстве вне индивида, а именно в деятельности, в её продуктах, в отношениях к другим людям (методы изучения).

V. Понимание личности (А.В. Петровский).

Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, которые опосредуются совместной деятельностью. Эти отношения не расторжимы и заключены в конкретных индивидных свойствах (потребность в общении, безопасности), но к ним не сводимы à личностные проявления каждого члена группы вместе образуют особое качество самой группы à опосредует в дальнейшем проявлений личности членов этой группы.

VI. Анализ личности (В.А. Петровский).

Анализ должен происходить по трём взаимосвязанным линиям (аспектам):

Ø Интра-индивидный уровень

Ø Интер-индивидный уровень è целостность, единство

Ø Мета-индивидный уровень

Интраиндивидный уровень – внутренняя психологическая структура личности.

Интериндивидный – проявление и формирование личности при взаимодействии с другими людьми.

Метаиндивидный уровень – личность, как социально значимое образование (модель, идеал).

VII. Постулат максимизации (А.В. Петровский, В.А. Петровский).

Максимизация – это стремление индивида к максимальной персонализации (проблема индивидуальности, неповторимости).

à основные гипотезы.

§ Любое переживание, ценное для обозначения индивидуальности индивида актуализирует потребность в персонализации.

§ В любой ситуации индивид будет стремиться определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в данном случае доступны персонализации.

§ Невозможность персонализации в какой-либо ситуации приводит либо к поиску новых возможностей в себе, либо поиску других ситуаций.

§ Из двух и более партнёров по общению при прочих равных условиях субъект выбирает того, кто обеспечивает максимально полную персонализацию (друзья, партнёры).

VIII. Источник развития личности (А.В. Петровский).

Источник развития личности – это противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью общности, референтной для индивида принимать лишь те стороны индивидуальности, которые необходимы для функционирования и развития группы (этапы периодизации развития личности: адаптация à индивидуализация à интеграция).

По мнению отечественных авторов,

Личность = теоретическая модель личности = теория личности.

è Личность – системное качество индивида как субъекта общественных отношений, определяемое активной включенностью в них, имеющее трёхкомпонентную структуру (интра-, интер-, мета-…), развивающуюся в общении и совместной деятельности и ими опосредованную.

è

Содержание теории личности

Теория личности à компоненты à коркас.

Основная идея: каждая теория личности, притязающая на её объяснение, должна отвечать на ряд фундаментальных вопросов à есть некоторые компоненты теории à они образуют некоторый каркас (модель, схему) проблемы личности.

Эти проблемы рассматриваются в теории Зиглера.

Концептуальная область теории личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер):

  1. Структура личности (структурный аспект);
  2. Мотивация (процессуальный аспект);
  3. Развитие личности (динамический аспект, от рождения до смерти);
  4. Психопатология (этиологический аспект);
  5. Психическое здоровье (ресурсный аспект);
  6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия (практический аспект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: