Ключевский Василий Осипович (1841-1911)

С Соловьевым никогда не конфликтовал, посвящал работы своему учителю. Родился в Пензе (или в уезде), он выходил из духовного сословия. Однако, его отец был простым сельским священником, малообразованный. Семья жила очень бедно. В 1850 г. его отец погиб, семья оказалась в нищете. Они перебираются в Пензу, поступил в семинарию. Решил, что священником он быть не хочет, его влекло светское гуманитарное образование. Если бы закончил семинарию, ему пришлось бы идти священником или в духовную академию. Он испросил у своего начальства отпускное (увольнительное) свидетельство до выпускных экзаменов. 1861 г. – не закончив курса духовного училища, В.О. Ключевский поехал в Москву. Он впервые в 20летнем возрасте увидел ж\д.

Сохранились письма Ключевского. Поступил в университет: с 1861 года на историко-филологический факультет Московского университета. Изначально его привлекала филология (под впечатлением от Буслаева История древней словесности). Тяга к филологии сохранилась на всю жизнь. С 3 курса он определился, что будет историком. Ближе к выпуску Ключевскому предстояло выбрать (шел на диплом с отличием) тему для кандидатского сочинения. Все его квалификационные работы посвящены разным темам – широта интереса. 1. Сказание иностранцев о Московском государстве. Работа оказалась новаторской. В принципе, эти источники использовались в литературе, начиная с Карамзина (записки путешественников), до Ключевского никто не делал предметом специального изучения. Он избрал аспект изучения (раньше не использовался), автор сам не вполне оценил свою идею – нет заключения. Эту работу не вполне оценивали последующие поколения историков – смотрели, как на источниковедческую работу. В современном мире стали понимать, что работа культурологическая, имагология. Он исследовал не сам текст источника, образ России в представлениях иностранных путешественников. Защитил работу, была напечатана в журнале и в виде книги. Заключения нет смысла давать, т.к. образ будет субъективным. После 1866 года он больше к этой работе не возвращался, больше не печатал. 1918, 1991 г. переиздания этой работы.

Ученый совет принял решение оставить студента при кафедре на 2 года в качестве стипендиата (аспирантура). Он должен был подготовиться к профессорскому званию – магистерскую диссертацию. Ключевский пишет: Древнерусские жития святых как исторический источник. Агиографическая источниковедческая работа. Также никто до него такой работы не писал: все жития собрать. Ключевский не уложился в данный срок – 6 лет на подготовку и защиту магистерского сочинения. Разыскивал источники (около 160 житий, 250 редакций, 5 тыс. списков), сличал списки. Очень кропотливая работа. Очень долго обдумывал эти источники – ответственность, как исследователя: показать важность источника для науки, Ключевский пришел к отрицательному выводу – житийная литература для исторических исследований может использоваться ограниченно. Источник – недостоверный. Он не стал ничего приукрашивать, выдал изученный им источник за важный, изложил то, что есть. Отрицательный результат – тоже результат. 1871 г. опубликована. Ее потом не переиздавали, интересна узкому кругу специалистов.

С 1871 г. – стал служить в Московской духовной академии по кафедре русской гражданской истории (36 лет) в Сергиевом Посаде. С 1879 года он стал работать в Московском университете (умер Соловьев), стал его приемником. Ключевский не был доктором науки.

10 лет на подготовку докторской диссертации - 1871-81гг. Боярская дума Древней Руси. Название обманчиво, содержание гораздо шире названия. Целостная концепция русского исторического процесса. Автор избрал в качестве средства для показа истории России – высший орган управления – боярскую думу (придумал Ключевский, т.к. нет четкого названия). Верховный государственный орган, который связан с общественно-политическим развитием России в промежутке времени до Петра 1 (начало 18 века) 10-18 вв. Боярская дума - «маховое колесо, приводившее в движение весь правительственный механизм». Ключевский рассматривает историю думы в связи с образованием «общественных классов». Автора не интересуют события, а процесс развития общества. С 1882 года Ключевский становится профессором университета. В конце 80-х гг. был деканом факультета, проректором. Но этими обязанностями он тяготился. В 1893 г. повелением Государя императора (Ал3) отправили преподавать историю Великому князю Георгию Александровичу (на Кавказ). В 1994 г. когда умер Ал3, его окружение Ключевскому попыталось заказать (принудить) написать книгу об Ал3. Ему пришлось выступить на заседании общества истории России и древностей, произнес речь об умершем императоре. Студенты были недовольны таким поведением Ключевского. Восприняли как попытку Ключевского выслужиться перед властью.

В 1900 АН избирает Ключевского своим действительным членом. В 1908 г. – почетный член Академии по разряду изящной словесности (признание заслуг с точки зрения художественности лекций. Последние годы жизни с 1902 года – подготовка к изданию «Курса русской истории». 1904 г – опубликована 1я часть. Это привлекло внимание. 1906 г – 2 часть, 1908 – 3, 1910 – 4. Пятую часть он довести до печати не успел, опубликована позже учеником. Это университетский курс поделенные на части и лекции – 86.

Особенности курса лекций Ключевского:

1. Это была первая и единственная попытка (в дореволюционное время) проблемного подхода к изложению русской истории. Курс резко порывал с традицией, предлагал не систематическое изложение событий, а раскрытие основных, по мнению автора, теоретических обобщений, характеризующих исторический процесс.

2. Ключевский акцентировал внимание не на истории государства, а на истории общества и народа в широком смысле слова. Государство – часть народа, общества.

3. Художественная форма изложения.

Сохранились блокноты с записями, метафорами, сравнениями – процесс создания книги.

1я часть – 20 лекций – до середины 15 века.

2я часть – 21-40 лекции – третий период, до конца 16, начала 17 века.

3я часть – 41-58 лекции – весь 17 век.

4я часть – 59-74 лекции – от Петра Великого до 1862 года.

5я часть – 75-86 лекции – от Екатерины 2 до эпохи великих реформ Александра 2.

Отказ от общепринятой периодизации истории России по княжениям и царствованиям. Обратил внимание на многообразие исторического процесса, показать взаимодействие разных исторических сил, каждая из которых в отдельные моменты могла приобретать определяющее значение: географический, этнографический, политический, экономический, социальный. В обобщенном виде: три «равнозначных фактора» в истории – личность, общество, природа. Применительно к истории России он пытался определить основной фактор русской истории, который проходит через все периоды – колонизация. «История России есть история страны, которая колонизуется». Колонизация – миграция масс населения на огромной территории. Ключевский предложил свою периодизацию исходя из этого фактора. Делит историю на периоды в зависимости от передвижения основной массы населения и от географических условий. Он попытался и остальные факторы вписать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: