В основе его исторических взглядов – признание самобытности русского исторического процесса, нет целостной законченной концепции. Невозможно осмыслить русский исторический процесс с выводами и обобщениями, т.к. русская история не может быть подведена под ту или иную теорию. В русской истории много чудесного и необъяснимого. Он сравнивал Россию и Запад, их противоположность обусловлена географией. Россия рождалась 200 лет, начиналась не с завоевания, а с добровольного призвания варягов – не социальная борьба, а любовь и единение. Искали правду, а не право, там где правда, там обида. Не любят форму. Революционное начало в России принадлежит власти, государству, все преобразования – по воле правителя и монарха. Для русского наукой является вера, нет рациональности. До Петра 1 отсутствовало светское образование. Погодин не осуждал Петра, полагал, что Петр великий государь – воплощение революционного начала. В 19 веке бессмысленно говорить о том, что плохо, а что хорошо. Нет никакой альтернативы. Близок к теории официальной народности. Ход истории России не может быть подведен под какую-либо концепцию. Изучать источники, извлекать достоверные факты, изучать факты. Критическое изучение исторических источников. Не принимал во внимание новые методы, использовал метод «математический» - перечисление фактов.
|
|
Высокая русская образованность 12-13 вв. Полемизировал из-за варяжского вопроса со славянистами и скептической школой. Занимался древнейшими периодами истории. Доказал подлинность ПВЛ, существование договоров князей Олега и Игоря с Константинополем. Основной вопрос – происхождение Руси. Влияние государства на общественность. Открыл источники, критико-библиографическая обработка.
Древлехранилище собранное Погодиным: письменные и материальные источники.
«Государственная школа» русской историографии
Господствующее направление русской историографии середины – второй половины XIX века. Историки не использовали это название, так их записали последователи, активно использовал Милюков П.Н.. Нет лучшего названия. Государственная школа – связано с тем, что историки, принадлежавшие к этому направлению, в основу исторического процесса в России ставили государство и его деятельность. Карамзина к этой школе не относят. Какой смысл вкладывать в слово «государство»? Карамзин: «государство» = власть, персона правителя. Историки государственной школы: государство = общественный, социально-политический институт, философский подход; форма организации общественной жизни. Государство – некий этап в развитии общества. Эти мысли брали от Гегеля и других немецких философов. В качестве синонима «государственной школы» = «историко-юридическая (юридическая) школа» - внешняя, формальная сторона направления. Форма жизнедеятельности общества отражается в юридических памятниках, преобладает их использование. Детально изучали историю гос. учреждений, права, политическую историю, как деятельность гос. учреждений.
|
|
Предпосылки формирования «государственной школы» (Московский университет).
1. Гегель. Культ. Его часто не понимали, как следует. Идея закономерного развития человеческого общества, которая фактически приводила к отрицанию случайности. Случайность есть, но не влияет на магистральную линию развития истории. Государство – высшее развитие идей человеческого общества, результат развития идеи, абсолютного духа, воплощение нравственности.
2. Немецкая историческая школа – Б.Г. Нибур, К.Г. Миллер, Савиньи и т.д. Развитие человеческих обществ – не есть результат случайностей или единичной воли отдельных лиц, а развитие общества совершается ОРГАНИЧЕСКИ (идея закономерности) – идея органического развития общества. Общество рассматривалось как организм, развивающееся по строгим законам. Законы не может отменить ни личность, ни случайность. Осознать, понять, объяснить закономерности.
Вне программы: кружок Станкевича например. Последующие поколения стремились развивать идеи Гегеля и немецкой исторической школы, применили к своему обществу.
Два поколения историков-государственников.
1й этап – становление школы: появление «теории родового быта» - К.Д. Кавелин (1818-1885), С.М. Соловьев. Суть: развитие органическое, государство – продукт органического развития общества. Как конкретно государство возникло? Не было государства ранее – родовой быт, люди жили родами. Первоначальная форма в развитии. Как общество эволюционируя осуществляет этот переход от родового быта к государству – задача историка. Всю русскую историю Кавелин и Соловьев стремились представлять как последовательный, органически стройный переход от кровных родственных общественных союзов, от родового быта к быту государственному. Кавелин – статья 1847 г. в журнале «Современник» «Взгляд на юридический быт древней России». В основе лежали лекции (1819 г.р.), которые он читал в университете. Он спорит с теми, кто считал, что историки должны изучать только факты политической истории. Призывает к разработке ТЕОРИЙ.
Предшественник Кавелина (немец, живший в России), российский историк, преподаватель Дерптского университета – Густав Эверс, младший современник Карамзина. Его труды были малоизвестными, печатались на немецком. Изучал историю России – эволюцию общественных отношений в России. «Древнейшее право русов». Предложил схему развития общественных отношений: семья – род – племя – государство.
Кавелин объединил все идеи. Он переосмыслил предшественников. Кавелин усовершенствовал концепцию Эверса, перенес схему на междукняжеские отношения и скорректировал. Кавелин оставил только 2 элемента. Семья – поздний элемент развития рода. Род распадается - семья. Племя исключает. Род – семья – государство. Эволюция отношений в роде князей – роде Рюриковичей. Кавелин не считал Рюриковичей основателем государства. Государство – личность, не определяется положением в роду. Кавелин – теория либерализма. Свидетельством прогресса – осознание первичности и прав человека и гражданина. Переход к государственным отношениям от родовых. У Кавелина получилась схема: 1. Существует род, община (характерно общее владение, все принадлежит роду, общине). Князья – родовое владение. – Родовые связи начинают ослабевать (лествичный порядок не соблюдался), появились князья-изгои (лишившиеся волостей). – 2. Семья и вотчина (главное не родовые, а семейные связи). Князья начинают стремиться закрепить волость за собой и передавать по наследству. Частное владение закрепить за собой. - Переход власти по наследству. Переходный этап – недогосударство, период Московского царства. Накопление земель для своих непосредственных потомков. – 3. Государство и зачатки личности. Когда он совершился? Кавелин ответа дать не мог (эволюционный процесс), переход не совершался одномоментно. – 4. Государство на европейский манер – преобразования Петра 1. Главная высшая ценность – личность.
|
|
Соловьев в те же годы писал диссертации: рассматривал междукняжеские отношения. «Об отношении Новгорода к Великим князьям», «История отношений между князьями Рюрикова дома».
2й этап – Б.Н. Чичерин (1828 – 1904), крупнейший теоретик «государственной школы». Оставил воспоминания. По своим философским убеждениям – самый последовательный гегельянец в России. В большей степени обладал философским взглядом ума. Теоретик-систематик. Выделил три закономерных этапа в развитии общества: 1. Кровно-родственный союз. Во времена Древней Руси распались, ослабли. Дописьменные времена. – 2. Гражданское общество – Древняя Русь. Часть общества отличная от государства: нет государства, родов. Люди - индивидуальности, граждане, нет законов. Равные - частно-договорные отношения, неравные – сильный закабалял слабого. Это ненормальное общество. Порядок «бродячая Русь». Нет привязанностей. – 3. Поворотная точка русской истории – образование государство. Государство людей прикрепило к месту. Общество перевело в стационарное состояние. Открылись возможности для прогрессивного развития общества. Государство учредило сословия. Приучив людей к порядку, государство инициировало раскрепощение сословий (дворянство, крестьяне), когда они готовы. Эпоха реформ Александра 2 – как результат закономерного развития общества. Чичерин определял государство – «неразделенность общества, территории и верховной власти». Под государством он понимал политическую форму всего общества, властный союз народа, отождествлял государство со всем политическим устройством (организмом) общества.
|
|
Кавелин – историк публицист, Чичерин – теоретик-систематик, Соловьев – чисто историк. Историк-исследователь.
Основные положения государственной теории:
1. Признание органического закономерного развития русского народа от родовых отношений к государственным.
2. Понимание этого развития как смены правовых норм: сначала право, основанное на кровном родстве (род), затем вотчинное договорное частное право (гражданское общество), и, наконец, публичное право (государство).
3. Особенностью русской истории признавалась инертность народа, прогрессивное движение связывалось с государством, его складыванием, развитием.
4. Государство – движущая и единственно могущественная сила в истории России. В интересах обороны или прогресса государство сначала закрепостило все сословия, а дальше с 18 века государство же начинает раскрепощение сословий.