Концепция и взгляды

В основе его исторических взглядов – признание самобытности русского исторического процесса, нет целостной законченной концепции. Невозможно осмыслить русский исторический процесс с выводами и обобщениями, т.к. русская история не может быть подведена под ту или иную теорию. В русской истории много чудесного и необъяснимого. Он сравнивал Россию и Запад, их противоположность обусловлена географией. Россия рождалась 200 лет, начиналась не с завоевания, а с добровольного призвания варягов – не социальная борьба, а любовь и единение. Искали правду, а не право, там где правда, там обида. Не любят форму. Революционное начало в России принадлежит власти, государству, все преобразования – по воле правителя и монарха. Для русского наукой является вера, нет рациональности. До Петра 1 отсутствовало светское образование. Погодин не осуждал Петра, полагал, что Петр великий государь – воплощение революционного начала. В 19 веке бессмысленно говорить о том, что плохо, а что хорошо. Нет никакой альтернативы. Близок к теории официальной народности. Ход истории России не может быть подведен под какую-либо концепцию. Изучать источники, извлекать достоверные факты, изучать факты. Критическое изучение исторических источников. Не принимал во внимание новые методы, использовал метод «математический» - перечисление фактов.

Высокая русская образованность 12-13 вв. Полемизировал из-за варяжского вопроса со славянистами и скептической школой. Занимался древнейшими периодами истории. Доказал подлинность ПВЛ, существование договоров князей Олега и Игоря с Константинополем. Основной вопрос – происхождение Руси. Влияние государства на общественность. Открыл источники, критико-библиографическая обработка.

Древлехранилище собранное Погодиным: письменные и материальные источники.

«Государственная школа» русской историографии

Господствующее направление русской историографии середины – второй половины XIX века. Историки не использовали это название, так их записали последователи, активно использовал Милюков П.Н.. Нет лучшего названия. Государственная школа – связано с тем, что историки, принадлежавшие к этому направлению, в основу исторического процесса в России ставили государство и его деятельность. Карамзина к этой школе не относят. Какой смысл вкладывать в слово «государство»? Карамзин: «государство» = власть, персона правителя. Историки государственной школы: государство = общественный, социально-политический институт, философский подход; форма организации общественной жизни. Государство – некий этап в развитии общества. Эти мысли брали от Гегеля и других немецких философов. В качестве синонима «государственной школы» = «историко-юридическая (юридическая) школа» - внешняя, формальная сторона направления. Форма жизнедеятельности общества отражается в юридических памятниках, преобладает их использование. Детально изучали историю гос. учреждений, права, политическую историю, как деятельность гос. учреждений.

Предпосылки формирования «государственной школы» (Московский университет).

1. Гегель. Культ. Его часто не понимали, как следует. Идея закономерного развития человеческого общества, которая фактически приводила к отрицанию случайности. Случайность есть, но не влияет на магистральную линию развития истории. Государство – высшее развитие идей человеческого общества, результат развития идеи, абсолютного духа, воплощение нравственности.

2. Немецкая историческая школа – Б.Г. Нибур, К.Г. Миллер, Савиньи и т.д. Развитие человеческих обществ – не есть результат случайностей или единичной воли отдельных лиц, а развитие общества совершается ОРГАНИЧЕСКИ (идея закономерности) – идея органического развития общества. Общество рассматривалось как организм, развивающееся по строгим законам. Законы не может отменить ни личность, ни случайность. Осознать, понять, объяснить закономерности.

Вне программы: кружок Станкевича например. Последующие поколения стремились развивать идеи Гегеля и немецкой исторической школы, применили к своему обществу.

Два поколения историков-государственников.

1й этап – становление школы: появление «теории родового быта» - К.Д. Кавелин (1818-1885), С.М. Соловьев. Суть: развитие органическое, государство – продукт органического развития общества. Как конкретно государство возникло? Не было государства ранее – родовой быт, люди жили родами. Первоначальная форма в развитии. Как общество эволюционируя осуществляет этот переход от родового быта к государству – задача историка. Всю русскую историю Кавелин и Соловьев стремились представлять как последовательный, органически стройный переход от кровных родственных общественных союзов, от родового быта к быту государственному. Кавелин – статья 1847 г. в журнале «Современник» «Взгляд на юридический быт древней России». В основе лежали лекции (1819 г.р.), которые он читал в университете. Он спорит с теми, кто считал, что историки должны изучать только факты политической истории. Призывает к разработке ТЕОРИЙ.

Предшественник Кавелина (немец, живший в России), российский историк, преподаватель Дерптского университета – Густав Эверс, младший современник Карамзина. Его труды были малоизвестными, печатались на немецком. Изучал историю России – эволюцию общественных отношений в России. «Древнейшее право русов». Предложил схему развития общественных отношений: семья – род – племя – государство.

Кавелин объединил все идеи. Он переосмыслил предшественников. Кавелин усовершенствовал концепцию Эверса, перенес схему на междукняжеские отношения и скорректировал. Кавелин оставил только 2 элемента. Семья – поздний элемент развития рода. Род распадается - семья. Племя исключает. Род – семья – государство. Эволюция отношений в роде князей – роде Рюриковичей. Кавелин не считал Рюриковичей основателем государства. Государство – личность, не определяется положением в роду. Кавелин – теория либерализма. Свидетельством прогресса – осознание первичности и прав человека и гражданина. Переход к государственным отношениям от родовых. У Кавелина получилась схема: 1. Существует род, община (характерно общее владение, все принадлежит роду, общине). Князья – родовое владение. – Родовые связи начинают ослабевать (лествичный порядок не соблюдался), появились князья-изгои (лишившиеся волостей). – 2. Семья и вотчина (главное не родовые, а семейные связи). Князья начинают стремиться закрепить волость за собой и передавать по наследству. Частное владение закрепить за собой. - Переход власти по наследству. Переходный этап – недогосударство, период Московского царства. Накопление земель для своих непосредственных потомков. – 3. Государство и зачатки личности. Когда он совершился? Кавелин ответа дать не мог (эволюционный процесс), переход не совершался одномоментно. – 4. Государство на европейский манер – преобразования Петра 1. Главная высшая ценность – личность.

Соловьев в те же годы писал диссертации: рассматривал междукняжеские отношения. «Об отношении Новгорода к Великим князьям», «История отношений между князьями Рюрикова дома».

2й этап – Б.Н. Чичерин (1828 – 1904), крупнейший теоретик «государственной школы». Оставил воспоминания. По своим философским убеждениям – самый последовательный гегельянец в России. В большей степени обладал философским взглядом ума. Теоретик-систематик. Выделил три закономерных этапа в развитии общества: 1. Кровно-родственный союз. Во времена Древней Руси распались, ослабли. Дописьменные времена. – 2. Гражданское общество – Древняя Русь. Часть общества отличная от государства: нет государства, родов. Люди - индивидуальности, граждане, нет законов. Равные - частно-договорные отношения, неравные – сильный закабалял слабого. Это ненормальное общество. Порядок «бродячая Русь». Нет привязанностей. – 3. Поворотная точка русской истории – образование государство. Государство людей прикрепило к месту. Общество перевело в стационарное состояние. Открылись возможности для прогрессивного развития общества. Государство учредило сословия. Приучив людей к порядку, государство инициировало раскрепощение сословий (дворянство, крестьяне), когда они готовы. Эпоха реформ Александра 2 – как результат закономерного развития общества. Чичерин определял государство – «неразделенность общества, территории и верховной власти». Под государством он понимал политическую форму всего общества, властный союз народа, отождествлял государство со всем политическим устройством (организмом) общества.

Кавелин – историк публицист, Чичерин – теоретик-систематик, Соловьев – чисто историк. Историк-исследователь.

Основные положения государственной теории:

1. Признание органического закономерного развития русского народа от родовых отношений к государственным.

2. Понимание этого развития как смены правовых норм: сначала право, основанное на кровном родстве (род), затем вотчинное договорное частное право (гражданское общество), и, наконец, публичное право (государство).

3. Особенностью русской истории признавалась инертность народа, прогрессивное движение связывалось с государством, его складыванием, развитием.

4. Государство – движущая и единственно могущественная сила в истории России. В интересах обороны или прогресса государство сначала закрепостило все сословия, а дальше с 18 века государство же начинает раскрепощение сословий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: