Сергей Федорович Платонов (1860-1933)

Родился в Чернигове. Семья переехала в Петербург, когда ему было 9 лет. Его предки - крестьяне, родители – коренные москвичи, отец – заведующий губернской типографией (чиновник), он сам стал дворянином. В 1878 году – Платонову 18 лет он вместе с отцом был признан потомственным дворянином (отец достиг советника). Учился в гимназии, задумывался об университете. Учился в частной гимназии Бычкова. Историко-филологический факультет в 1878 г. Петербургского университете. Он начинает разочаровываться в литературоведческих дисциплинах (невысокий уровень преподавания). С другой стороны его очаровали лекции Бестужева-Рюмина: атмосфера, внешний вид, манерой преподавания. Он сделал выбор в пользу истории. Одновременно он посещал лекции юридического факультета – Сергеевича и Градовского (четкие и логически выверенные лекции). Лекции Ключевского повлияли заочно – изготовленные студентами литографированные. Платонову понравилось внимание к общественным отношениям, новые подходы. Платонов позднее станет продолжателем традиции Петербургской школы одновременно достижения и традиции школы обогатить достижениями школы Московской – синтез двух школ.

1882 год – Платонову 22 года; заканчивает университет со степенью кандидата. По представлению Бестужева был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. К тому же Бестужев заболел и прекратил активную преподавательскую деятельность. Курсы он раздает своим ученикам. Платонову достался не университетский курс, а курс на высших женских курсах (только 17 век). В 23 года он прочитал свою первую лекцию. К 1883 г. относится первая печатная работа (студенческая) «Заметки по истории Московских Земских соборов» в Трудах научно-литературного студенческого общества, №1. Она послужила основой для кандидатской диссертации – выпускная квалификационная работа.

Магистерская диссертация «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени 17 века как исторический источник» 1888 год. Объект исследования – историко-литературные памятники Смутного времени, более 60 памятников письменности 17 века. Изучал по 150 рукописям. Он вводил в оборот большинство этих сочинений: Временник дьяка Ивана Тимофеева, мемуары Ивана Хворостинина,… Платонов магистр русской истории, преподает на кафедре в качестве приват-доцента (внештатный преподаватель). С 1890 года Платонов стал исполнять обязанности профессора в Петербургском университете, стал заведовать кафедрой не будучи доктором. Нужно сосредоточиться на докторской диссертации – 9 лет ушло. 1899 год – докторская диссертация «Очерки по истории Смуты в Московском государстве 16-17 вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)». Это уже синтез, подошел со стороны школы Ключевского. Платонов изучил источники, теперь логично переходит ко второму этапу (раньше историки не успевали): событийная сторона. Платонов: «эта книга была высшим научным достижением моей жизни, она не только дала степень доктора, но и …». Защищал диссертацию в Киеве в университете Св. Владимира, т.к. в Петербурге нет профессоров.

Новой подход к изучению Смуты. Не провиденциалистские позиции. Смута по Платонову сложный социальный и политический кризис в стране, истоки и последствия которого далеко выходят за рамки начала 17 века. Важная вступительная часть – географический обзор и социально политический кризис второй половины 16 века. В основе этого кризиса систематическое подчинение правительству трудящихся масс, служилым землевладельцам (с целью обороноспособности страны). В результате произошло резкое разрастание численности служилого сословия в 1850-80-е гг. и одновременно происходила раздача черносошных и дворцовых земель. Важное значение Платонов придавал экономическому закабалению владельцами своих крестьян, быстрое развитие кабальной службы. Впервые в отечественной историографии Платоновым была поставлена проблема формирования крепостного права и усиления социального гнета, как непосредственная предпосылка развития Смуты.

Периодизация Смуты по Платонову (влияние Ключевского):

1. Династическая борьба (борьба в рамках элит, среди боярства);

2. Социальная борьба;

3. Борьба национальная (вмешательство внешних сил)

По-новому характеризовалось время Ивана Грозного, опричнина. Переоценка. До: тиранство Ивана, его умопомрачение. Платонов: своеобразный государственный переворот, который осуществил сам царь. Платон усмотрел в опричнине особый план, направленный против удельной аристократии, бояр-княжат. И их Иван с помощью этой политики разгромил. Совершенно по-новому он отобразил конец Смуты. Смута расчистила дорогу для восхождения наверх поместному дворянству, завершается окончательный разгром боярства. Удельное дворянство выиграло, боярство и казачество потерпело поражение. Главную силу получили средние консервативные слои населения, именно они вывели Россию из Смуты: служилый люд, тяглые посадские общины. Их ополчение овладело Москвой, их начальники правили страной, они избрали Михаила Федоровича Романова. Он показал, что Смута стала тяжелым испытанием: все слои общества понесли потери.

Новый взгляд на деление русской истории: Смута даже имела большее значение, чем петровские реформы. Делить историю до Смуты и после. Новая история России начинается со Смуты.

Платонов: 17 и 18 век – вытекли из Смуты.

В 1909 году он опубликовал учебник по Русской истории для гимназий (совместно с учебником Иловайского). Отличался простой, ясной, доступной манерой изложения. Максимально объективно давать информацию. «Историк-объективист», «сторонник научного реализма», беспартийность науки. Сознательно стремился исключить разного рода легенды и патриотическую лирику из учебника.

Платоновым подготовлены Лекции по Русской истории (в основе курс, который он читал в университете) – на основе студенческих записей. До 1917 года выдержал 10 изданий.

Нет нужды вносить в историографию предвзятые точки зрения, задача ученого – дать разумное знание. Факты – обобщения и выводы на основе собранных и достоверно установленных фактов.

Рабочий день начинался в 7 утра – приемные часы в институте. По пустякам тревожить не станут. В обращении он был сдержан с подчиненными и незнакомыми людьми, свойственная тонкая ирония в поведении, выражении глаз. Многие коллеги не любили его: скрытый, тщеславный,…

В 1913 году Платонов вышел на пенсию, кафедру передал Рождественскому. Продолжал преподавать в качестве рядового профессора. Он сам считал, что активная академическая деятельность заканчивается. Планы личного характера. Хочет отдохнуть и путешествовать. Платонов не эмигрировал: большая семья, надеялся, что ненадолго, был монархистом. Нигде не высказывался об этом. Платонов оказался современником новой Смуты.

По началу Патонов приспособился к новым условиям: его позиции были приумножены, занял очень важные посты по линии Академии Наук. Не благодаря советской власти. 1920 г. – действительный член Академии. Его избрали более старшие коллеги. В 1918 году – председатель Археографической комиссии, заведующий Петроградским отделением главархива, археологического музея. С 1925 года стал директором Пушкинского дома и директор библиотеки Академии наук. В начале 20-х гг. Платонов пишет работы по истории в биографическом жанре: Борис Годунов. Иван Грозный, Петр Первый. Он вступился за русскую историю. Эти работы вызвали сопротивление: цензура запретила публикацию. Обращался в Наркомат, чтобы издать книгу. Проблемы с изданием научных работ.

Новая тема в его творчестве – Русский Север. 1923 г. – «Прошлое Русского Севера» - сборник статей. В 1927 году Платонову отказывают в зарубежных командировках. Только из-за протестов немецких ученых его включили в делегацию. Авторитет, вес, значение Платонова – вызывало раздражение неприятелей – Покровского. Покровский хотел избавиться от Платонова. 1929 год – избирают академиком-секретарем (руководитель) отделения гуманитарных наук Академии наук СССР. Его выдвинули беспартийные ученые. Не пустили в Академию кандидатов большевиков – «Академическое дело». Забаллотировали М. Лукина. Кураторы потребовали переписать протоколы избирательной комиссии. Лукин, Покровский и др. получили звание академиков. Разгром академии изнутри. «Академическое дело», январь 1930 года арестовали Платонова: в архиве нашли рукописи документов «политического значения», обвинили, что скрыл отречение Николая 2 в контрреволюционных целях. Находился под арестом больше года, признал свои монархические взгляды на допросах, никого не оговорил. Сослан в Самару, январь 1933 года умер.

Посмертная судьба. Сочинения историка живут самостоятельной жизнью, не зависят от автора. Посмертно его лишили звания Академика. Его работы были преданы забвению. В конце 30-х гг. его учебник был переиздан для высших партийных школ для служебного пользования. 1937 г. переиздана книга «Очерки русской Смуты» - разойдется по библиотекам. Изъяты все учебники Покровского. Нет учебников. Концепция смуты переделана – классовая борьба, а не борьба сословий. Особо выделена борьба крестьян, восстание Болотникова. В 60-х гг. Платонов тайно реабилитирован, с него сняты политические обвинения (Платонов – руководитель контрреволюционеров, пытавшиеся свергнуть советскую власть; был учителем великих князей, поддерживал связь с эмигрантами). Книг не переиздавали больше. В конце 80х гг. начался платоновский бунт: издаются лекции по русской истории и учебник для средних школ. До сих пор учебная литература Платонова пользуется спросом.

Петербургская школа превратилась в школу Платонова. Ученики:

· С.В. Рождественский «Служилое землевладение в Московском государстве 16 века» магистерская работа, докторская «Очерки по истории систем народного просвещения в России 18-19 вв.». Был репрессирован по Академическому делу. «Двинские бояре и двинское хозяйство в 14-16 вв.»

· А.Е. Пресняков – профессор университета в 1918 году. «Образование Великорусского государства». По-новому дает объяснение процесса образования, отвергал теорию родового княжеского владения. Семейное право в основе княжеского владения.

· Н.П. Павлов-Сильванский. Обосновал наличие в Древней Руси феодализма. «Феодализм в Древней Руси», «Феодализм удельной Руси». Суть одна, названия другие. Умер от холеры в 1908 году в 39 лет. Он вынужден был писать свои работы не в рамках университета. Магистерский экзамен он получил неуд. Оценку. Пошел служить чиновником в архиве. Все его работы написаны в неслужебное время. Пробовал себя в разных сферах. 19 век - цензурные ограничения. Первый из историков открыл «Русскую правду» Пестеля. Первый написал биографию Пестеля после 1905 года.

· Б.А. Романов. Один из младших учеников Платонова. Окончил университет в 1912 году. Работал в университете и в советские годы. Подвергался преследованиям. Умер в 1957 году. «Люди и нравы Древней Руси», комментарий к Русской правде и судебнику, «Очерки дипломатической истории Русско-японской войны». Он передал эстафету от Платонова к выпускникам истфака ленинградского университета. Нынешние историки Б.В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин,… ученики Романова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: