Николай Иванович Костомаров (1817-1885)

Ни к какой школе не принадлежал, преподавал в разных университетах, не основал свою школу. Не было учеников. Он бы оригинален, многие считали его ненаучным – нет сложившихся традиций в тех сферах, которые он изучал. Исторические работы – по-русски, литературное творчество – на украинском языке, хорошо знал польский язык. Основная проблема русско-украинско-польские отношения. Его часто обвиняли в русофобии, в украинофильстве. Жил в Петербурге и похоронен также. Он принадлежит Украине и России. Костомаров придерживался взгляда, что Малороссы и русские разные народы, разные культуры. Выделял отличия: русские – подчинены государству, государство играет важную роль (это минус), Русские не свободны, украинцы – народ демократический, нет своих традиций государственности; теория борьбы – единодержавное и удельно-вечевое (федеративное); украинцам ближе поляки. Проявление азиатчины в русской истории, государство собой обязано монголо-татарам.

Костомаров написал автобиографию, которую опубликовал: написана ярко, занимательно, на удивление необычная.

По происхождению он из провинции, Воронежская губерния, его отец – помещик, отставной капитан. Его по происхождению дворянином назвать не можем – он был незаконно рожденный. Его мать – крепостная. Отец Костомарова женился на своей крепостной. Сын не был официально признан законом. Юридически оставался крепостным. Воспитывался в имении отца - барчонок. Он обучался на дому, учился в пансионе Москве. В 1828 году на каникулах его отец погибает, убит дворовыми людьми в лесу. И они же обокрали дом: деньги из шкатулки. Мать оказалась нищая. Приехали родственники делить наследство. Вдова не могла отстоять ничего: шантажировали сыном. Мать отказалась от своей доли, чтобы оставили сына. Николай ощутил резкую перемену социального статуса. Они бедствовали, получить образование он не мог. Он учился в Воронежской гимназии, вынужден был поступать в Харьковский университет.

Харьковский университет – самый слабый: нет традиций, преподавали случайные малообразованные люди. Только в конце обучения в университете появилось 2 молодых профессора, вернувшихся из-за границы (Лунин и …). Он полюбил историю. Болезнь глаз у Костомарова - последствие оспы. Он определялся на военную службу юнкером в драгунский полк. Написал первый исторический труд – история казачьего полка (был архив). Службу пришлось оставить – не нравилось ему + болезнь глаз. Должен носить очки, придирались офицеры – не по уставу форма. Вернулся в Харьков в 1837 году: решил наверстывать свое образование – снова стал посещать лекции. В 1838 году – отправился в Москву, лекции Погодина,… Заинтересовала скептическая школа. Интерес к этнографии – стал совершать экспедиции по селам в разное время: записывал песни, сказания, поговорки на украинском языке. Псевдоним Еремей Галка. Магистерский экзамен и диссертация в 1842 г. в Харьковском университете «О причинах и характере унии в Западной России» (об униатской церкви). Костомаров попытался разобраться почему появилась эта церковь в Западной России. Костомаров воспроизводит критическую картину. Настороженность со стороны коллег. Отложили защиту, началось разбирательство (дошло до Уварова) – отдать на дополнительное рецензирование Устрялову, написан негативный отзыв. Уваров дал распоряжение – отобрать и сжечь все экземпляры. Защищать нельзя.

Пишет вторую магистерскую диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». Предмет исследования – фольклор (украинский). Изучал то, что называлось мужицкими песнями. Противоречит академической науке. Поддержали профессор Лунин и филолог Срезневский – присудили степень 1844 год. Не единогласно.

В Киеве открылся новый университет Св. Владимира. В 1846 году – прочитал пробную лекцию, стал профессором русской истории. Костомарова арестовывают. Конвоировали из Киева в Петербург, посадили в Петропавловскую крепость. Он оказался причастен к делу Кирилло-мефодиевского братства – неформальное общество киевских интеллигентов, обвинение в заговоре. Дело искусственно раздуто. В мае 1847 года – приговор: лишить занимаемой кафедры. заключить в крепость на 1 год, отправить на службу в дальнюю губернию, не связанную с преподаванием. В тюрьме совершенствовался в языках: греческий, испанский. Тяжело заболел. В 1848 году отправлен в ссылку в Саратов чиновником. Запрет писать по ученой части. Но он умудрился писать в стол: Бунт Стеньки Разина,… он смог опубликовать «Народные песни» в Саратовских губернских ведомостях без подписи. Обратило внимание начальство в Петербурге. До 1856 года Костомаров пробыл в Саратове. Освобожден по амнистии. Костомаров не знал, чем будет заниматься. Хотел приобщиться к университету: подал прошение в Казанский университет – министерство народного просвещения не разрешило. Оставался служить в Саратове. В 1857-58 гг. публикует большие труды «Богдан Хмельницкий: возвращение южной Руси к России», «Очерк торговли 18 …», «Бунт Стеньки Разина». Костомаров становится всероссийски известным автором. Использовались необычные источники: фольклор, этнографический материал. Труды написаны живо и ярко.

В 1859 году Костомаров становится профессором Петербургского университета. Устрялова не избрали, взяли Костомарова. Но дальше он там не закрепился, остался белой вороной. Начало было триумфальным. Лекции были новаторские – изучать историю народа. Он вступил в конфликт с М.П. Погодиным. Выступил против Костомарова, против концепции происхождения Руси: Русь произошла из Литвы, племя жмузь. Негодование Погодина – вызвал Костомарова на публичный диспут (1й в истории России) в Петербурге. Этот диспут ничем не закончился, каждый остался на своем. В 1862 году вынужден был подать в отставку – конфликт со студентами, не отменил занятие в знак солидарности с Павловым (попавшим под опалу). Студенты сорвали лекцию. В университет он не вернулся. Начальство приняло решение: Костомарову стали выплачивать жалование профессора ежегодно, до преподавания не допускали. Благоприятные условия для творчества. Серия «Исторические монография и исследования» - 21 том.

Среди сочинений особое место занимает 7 выпусков «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Субъективность подборки главнейших деятелей. Нет ссылок на источники. Произведение популярное, рассчитано на широкую публику. Надиктовывал, он писал тогда, когда обострялась болезнь глаз. Можно найти множество ошибок – писал по памяти. Самобытное оригинальное произведение.

Многие сочинения вызывали полемику. «Смутное время Московского государства», + «личности Смутного времени» - развенчивание героев. Нет дошедших источников с характеристиками личностей. Оценки даны уже в 18 веке. Все ставит под сомнение. Отповедь со стороны Погодина: стал писать статьи против Костомарова. Полемика в печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: