Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути сокращал молитвы, состоящие из четырёх рак‘атов, до двух. И также поступали Абу Бакр и ‘Умар. А ‘Усман поступал так в течение какого-то времени, а потом стал совершать молитву полностью.
Во-первых, это вопрос фикха, подлежащий иджтихаду. Допустим ‘Усман совершил иджтихад и ошибся. Если даже он и ошибся, то что в этом такого?
Разве эта ошибка, если это действительно была ошибка, лишает жизнь ‘Усмана неприкосновенности и делает дозволенным пролитие его крови? Был ли кто-нибудь защищён от ошибок, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?
К тому же, среди учёных есть разногласия в этом вопросе, и большинство учёных считают, что сокращение обязательной молитвы в путешествии является Сунной (желательным действием)[205], и не более. Если ‘Усман что-то и сделал, то это был отказ от желательного и совершение разрешённого. Или, другими словами, он отказался воспользоваться послаблением и совершил изначально утверждённое действие.
|
|
Что же касается причин, по которым ‘Усман совершал в пути обязательную молитву полностью, то относительно этого существуют две версии.
Согласно первой версии, ‘Усман женился в Мекке и, поскольку у него там была семья, естественно он считал дом, в котором они жили, своим домом. А человек находящийся дома, должен совершать молитву полностью, поскольку он не считается путником.
Согласно второй версии, он боялся ввести в искушение бедуинов. Он опасался, что вернувшись домой они станут сокращать молитву вместо того, чтобы совершать её полностью, мотивируя это поступками самого ‘Усмана. И он совершал молитву полностью, дабы они поняли, что изначально предписано совершать четыре рак‘ата. А Аллах знает обо всём лучше.
Когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) совершила молитву полностью в пути, ‘Урву спросили, почему она это сделала, и он сказал: "Она истолковала это предписание, как истолковал ‘Усман"[206].