Наиболее распространенные свойства мединских айатов и сур. 1 страница

1- удлиненность большинства сур и айатов, подробное изло­жение тем, спокойный и взвешенный тон законоположений;

2- расширенная и детальная аргументация доказательств и доводов, касающихся религиозных истин.

Эти тематические свойства и признаки, которые в целом мож­но назвать особенностями стиля и манеры изложения, позволяю­щими провести разделительную черту между мекканскими и мединскими айатами и сурами, – вне зависимости от того, являются ли они незыблемыми или просто распространенными, – отража­ют для нас магистральную линию, методы и формы исламского призыва в законоуложениях. Так, в Коране обращения, например, к жителям Медины, с точки зрения формы и стиля явственно от­личаются от аналогичных обращений к жителям Мекки, так как новая среда и атмосфера Медины требовала большей детализа­ции и более широкого толкования исламских законоположений.

Поэтому от краткости и лаконичности речей, обращенных к жителям Мекки, Коран переходит к более подробному разъясне­нию и широкому комментированию исламских заповедей в обращениях к обитателями Медины, особенно концентрируя их вни­мание на возможных труднопонимаемых пунктах айатов и сур.

Далее, говоря о свитках и списках Корана и их порядке, мы постараемся предоставить в распоряжение уважаемых читателей соответственно еще более обширную информацию. Однако, по­дытоживая здесь в конце нашу дискуссию о мекканских и медин­ских сурах и айатах, полагаем уместным привести в связи с этим высказывание Ибн Хассара и стихи, сложенные им на эту тему. В своей книге «Ан-Насих ва-л-мансух» он пишет, что, согласно еди­нодушному мнению ученых, двадцать сур являются мединскими, а относительно мекканского или мединского происхождения две­надцати других сур высказаны весьма противоречивые суждения. Остальные же суры, по единогласному утверждению ученых, яв­ляются мекканскими. Эти очень любопытные нижеследующие стихи он привел в той своей книге:

О спрашивающий авторитетного знатока о Книге Божьей

И о порядке и последовательности чтения её сур!

Как она была принесена избранным из племени Музар?

Да благословит Господь того избранного из племени Музар!

Какие её суры снизошли ему до его переселения,

А какие низошли позже в пустыне или городах?

Знаток этот должен знать отмененные и утвержденные айаты,

Подтверждать это решением, датой истории и теорией.

Разноречивы рассказы о Матери книг, но ведь

Полна смысла сура «Аль-Хиджр», напоминающая о ценностях.

Мать всех книг низошла в Матери городов

И не осталось от пяти истуканов ни следа после «Аль-Хамда»,

А после отъезда из Мекки наилучшего из людей низошло

Двадцать сур Корана, добавившись к десяти иным.

Четыре длинных суры из семи в их начале

И пятая из пяти других о военных трофеях полна притч.

Сура «Покаяние» Аллаху, если счесть ее, то она – шестая,

А суры «Свет» и «Партии» заслуживают почитания.

Затем сура «Железо», за которой следует «Взывающая»,

Потом «Переселение» и «Испытание» Аллаха для людей.

Сура, в которой Аллах изобличает «Лицемеров»,

И сура «Собрание», ниспосланная для поминающего.

И для «Развода» и «Запрета» суры силу имеют,

И «Победа» и «Помощь» напоминают о благотворении.

Во всем этом единодушны равии (чтецы) этих сур Корана.

Однако сведения, передаваемые о других сурах, противоречивы.

О том, когда ниспослана сура «Гром», разное говорят,

Но большинство утверждает, что сура «Гром» низошла тогда же, что и «Луна».

Так же и сура «Милосердный», чему свидетельство то, что составлено из рассказов о джиннах в преданиях. Известной стала сура о двенадцати апостолах, об «Утратах и приобретениях», от «Плутовства» предостерегающая.

И «Ночь Всемогущества» низошла на наш народ

И не случалось после нее «Землетрясения», учти это.

И «Скажи: Он – Аллах» стало образом Творца нашего,

И два призыва упования (аузу би-л-лахи) на Аллаха убережет от бедствия и придаст «Мощи».

То, в чём противоречат друг другу равии о разночтениях, Никогда не будет противоречием между людьми. Не всякому противоречию следует придавать значение, А только тому, что позволяет родиться истине.[166]

ГЛАВА ПЯТАЯ

Сура

Лингвистическое значение слова «сура». Существует ряд значений этого слова, основывающихся на производных от его корня и имеющих некоторое отношение к понятию суры, упот­ребляемому в Коране.

1. Некоторые языковеды считают её упрощенной и облегченной формой слова «су’ра», произносимого с хамзой, и означающего «объедки» «остатки пищи в посуде». Поскольку сура Корана счи­тается как бы отдельным его куском или отдельной частью, потому она названа так, то есть сурой, и лишь для облегчения произноше­ния не выговаривают хамзу, и это слово звучит как «сура».

2. Предполагается, что сура происходит от корня «сур», озна­чающего ограждение и крепостную стену. Суру принимают за стену, прочно ограждающую айаты и объединяющую их в единое целое. Под этим словом понимают также мощные и высокие го­родские стены.

3. Считается также, что слово «сура» происходит от слова «са вар», являющегося арабизированной формой персидского слова «даствара – дастбанд» («браслет»), ибо сура, подобно браслету, плотно облегает айаты Корана.

4. Словом «сура» обозначают и высокий статус, высокопос­тавленное положение. Так, древний арабский поэт Набига аз-Зубйани говорит:

«А лам тара анна-л-Лаха а'така суратан Тара кулла малькин дунаха йатазабзабу»[167].

Разве не видишь, что Аллах даровал тебе суру,

Смотри, ведь без неё любая мощь колеблется.

Поскольку Божественное слово даже в пределах одной суры обладает высочайшим положением и авторитетом, его и назвали сурой.

5. «Сура» может быть производной и от слова «тасаввур», оз­начающего «подъем», «восхождение», как, например, в айате «Из тасаввару-л-михраба…»[168] («И когда восходят на святилище...»), где подразумевается именно это значение. Сурой в этом смысле свод айатов называют потому, что словно наложенные друг на друга, они последовательно поднимаются вверх.[169] Абу-ль-Футуху ар-Рази принадлежат замечательные слова, кото­рые, на наш взгляд, весьма уместны в данном случае. Он пишет: «Знай, что сура обладает значением, достойным высочайшей чес­ти. Свидетельством тому служат изречения ан-Набиги в его стихах «А лам тара анна-л-Лаха а'така суратан...» («Разве не видишь, что Аллах даровал тебе суру») Городскую стену оттого называ­ют тоже сурой, что она высока и величественна. В этом значении данное слово употребляет тот, кто произносит его без хамзы. А в том случае, когда его произносят с хамзой, то, значит, оно проис­ходит от выражения «су’р ул-ма’», что означает «остаток воды».[170]

Терминологическое значение слова «сура». Аль-Джа‘бари говорит: «Раздел Корана, включающий айаты, имеющие начало и конец, называется сурой». Другие считают, что сура является разделом из коранических айатов, располагающихся между двумя «бисмила».[171]

Наименьшее число айатов (три айата) содержится в суре «Аль-Каусар», а наибольшее число айатов (двести восемьдесят шесть) со­держит сура «Аль-Бакара». Но не следует забывать, что само слово «сура» и его форма множественного числа «сувар», как и слово «айат» (мн. число – «аййат»), употреблены во многих местах Ко­рана.

Порядок сур Корана. В одной из наших прошлых бесед мы сделали краткий вывод, что существующий порядок коранических сур, начинающихся с суры «Аль-Хамд» («Хвала») и завершающихся сурой «Ан-Нас» («Люди»), абсолютно не зависит от порядка их нисхождения. Отсюда возникает вопрос: на чем был основан порядок низошедших айатов и сур в теперь уже запи­санном Коране? Ведь согласно всем преданиям, передаваемым суннитскими и шиитскими мухаддисами, Священный Коран низ­водился не в том порядке, в каком существует сейчас, а в следу­ющем: сура «Аль-Аляк», сура «Нун», сура «Аль-Музаммил», сура «Аль-Муддасир» и т.д.[172]

Если, согласно некоторым хадисам, мы признаем суру «Аль-Хамд», первой сурой, ниспосланной в Мекке, то сура «Аль-Бакара» и большинство прочих длинных сур, содержащихся в первой по­ловине Корана, непременно являются мединскими, подобно тому, как короткие суры в большинстве своем являются мекканскими. По всей видимости, существующий в Коране порядок айатов и сур обратно противоположен порядку их нисхождения. Вопрос состоит в том, произведена ли эта перемена айатов и сур Корана с ведома и веления самого Пророка (С) или же вкусы и пристрастия его сподвижников как-то воздействали на сложе­ние ныне существующего порядка в Коране? То есть при сборе и классификации айатов и сур и их расположении действовали ли сподвижники по указанию Пророка (С) или распоряжались ими сообразно своим вкусам и по своему усмотрению и сами упоря­дочили его? Другими словами, является ли нынешний порядок айатов и сур Корана результатом решения каких-либо авторитет­ных знатоков его или внушением свыше? Для ответа на данный вопрос мы вынуждены будем сначала вкратце изложить сужде­ния и мнения мусульманских ученых по поводу существующего порядка сур в Коране, а затем представить уважаемым читателям собственное мнение.

Доводы о том, что порядок сур Корана является плодом решения авторитетов. Большинство ученых в области коранических наук сходятся в том, что ныне существующий поря­док сур в Коране является результатом решения авторитетных знатоков и этот порядок устроен сподвижниками Пророка (С) после его кончины в соответствии с их собственными вкусами и желаниями.

Кади Абубакр аль-Бакиллани в одном из своих высказываний отдает предпочтение именно этому предположению.

А Ибн Фарис говорит, что в благоустроении и упорядочении сур Корана заметны два варианта. В первом варианте порядок айатов и сур внушен свыше и осуществлен по указанию самого Пророка (С). Во втором варианте упорядочение сур взяли на себя сподвижники Пророка (С), которые расположили их сообразно своему собственному видению и разумению. Доводом в пользу этого предположения служат различия в списках Корана, подго­товленных сподвижниками. Эти списки отличаются в плане рас­положения сур. Некоторые сподвижники располагали айаты и суры в порядке их нисхождения, как, например, это сделано в списке Повелителя правоверных Али (Мир ему!), где суры идут в сле­дующей последовательности: «Икра’», «Аль-Мудассир», «Нун», «Аль-Музаммиль», «Таббат», «Ат-Такуир» и т.д. В данном случае в списке Али (Мир ему!) мекканские суры идут впереди мединс­ких, тогда как в списке Абдуллаха ибн Мас‘уда они следуют так: «Аль-Бакара», «Али Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)» и так далее, что сильно от­личает его от списка Али (Мир ему!) Точно такого же рода отличия наблюдаются и между списка­ми других сподвижников Пророка (С), что свидетельствует о том, что порядок сур установлен в результате общепринятого решения людей сведущих, а мнение и видение Пророка (С) не было причастно к этому.

Аз-Заркаши также входит в число ученых, которые полага­ют, что порядок сур в Коране установлен на основании дискус­сии знатоков и по их заключению, а доказательством тому слу­жат разночтения в коранических списках сподвижников Пророка (С).[173] Даже Аль-Аштах в своей книге «Аль-Масахиф» утверждает, что «семь длинных» сур расположены в порядке, установленном Усманом, и потому сура «Аль-Анфал» и сура «Ат-Тауба» оказались размещенными в числе «семи длинных» сур рядом друг с другом и неразделенными «бисмилой».[174]

Покойный Мухаддис Нури пишет, что одним из свидетельств свободного авторитетного заключения относительно порядка айатов и сур существующего Корана является список Повелителя право­верных Али (Мир ему!), расположившего в нем мекканские айаты перед мединскими и отмененные айаты перед отменяющими.[175]

Эти доводы и свидетельства наряду с прочими признаками, которые мы не стали упоминать полностью ввиду необходимости соблюдения краткости изложения, показывают, что порядок сур в существующем Коране установлен согласно взглядам и разуме­нию сподвижников Пророка (С). Но разве можно, не исследуя и не рассматривая доводы противоположной стороны, принять на веру данную гипотезу? Разумеется, нет. И потому ниже мы рас­смотрим гипотезу других ученых вкупе с их аргументами.

Доводы о том, что существующий порядок сур Корана нис­послан свыше. Следующая гипотеза о порядке сур Корана наста­ивает на том, что он ниспослан внушением свыше. Как говорит аль-Кирмани в своем сочинении «Аль-Бурхан», порядок сур Корана в нынешнем виде был уже записан так на божественной скрижа­ли и именно в такой последовательности Пророк ислама (С) пере­читывал Коран перед Джабраилом. В год своей кончины Пророк (С) дважды перечитывал полностью Коран перед Джабраилом именно в таком порядке. Последним айатом, ниспосланным Про­року (С), был, как известно, айат «Ва иттаку йауман турджа'уна фихи ила-л-Лах» («Бойтесь Дня, когда вы возвращены будете к Аллаху»), который Джабраил велел расположить между айатами «Ад-Дайн» и «Ар-Риба».[176] Ан-Нишапури в своём тафсире еще яснее высказывается о том, что Коран был собран воедино уже во времена Пророка (С), ибо не было айата, который по велению Пророка (С) не был бы постав­лен в Коране туда, куда он конкретно указал писцам Откровения. А также не было такой суры, о которой он не говорил бы писцам Откровения: «Расположите её рядом с такой-то сурой». Как гово­рит по этому поводу Ибн Аббас, после нисхождения каждой суры Пророк (С) приглашал человека, записывавшего Откровение, и просил его поместить эту суру в том месте Корана, на которое он сам указывал или просто называл это место.

Даже ан-Нишапури, убежденный в том, что сбор и приведе­ние в порядок Корана состоялись еще при жизни Пророка (С), наконец, высказывается, что суры не были ниспосланы в один раз и единовременно в виде готового списка. Он же заявляет, что каждый, кто думает, что существующий порядок сур Корана есть дело рук Усмана, тот сомневается в достоверности Корана и при­знает допущение в нем ошибок и искажений.[177]

В некоторых источниках по кораническим наукам даже бо­лее громким и категоричным тоном изъявляется согласие с вы­шеприведенным мнением в том смысле, что айаты и суры Корана упорядочены во времена Пророка (С), и потому данный порядок следует признать внушенным Всевышним, а не установленным людьми, пусть даже весьма авторитетными. Ведь, без сомнения, Коран был собран при жизни Пророка (С), ибо сам Пророк (С) первоначально и его ближайшие соратники читали некоторые из сур Корана в своих молитвах. Пророк (С) излагал даже свое мнение по поводу полезности и благости чтения большинства сур в разных ситуациях и конкретизировал процесс и сроки, в которых должно завершаться полное перечитывание Корана, что является показателем упорядочения сур в эпоху Пророка (С), хотя и тогда Коран еще не был оформлен в самостоятельный список. Уже поз­днее, когда чтецы и декламаторы Корана нередко стали нарушать установленные правила чтения Корана, Усман был вынужден за­няться составлением единого списка и расположением в нем сур Корана в порядке, установленным еще при жизни Пророка (С). И здесь в источниках сделана небольшая приписка, гласящая о следующем: «Те, кто заявляет, что в текстах списков Корана, состав­ленных сподвижниками Пророка (С) есть различия, являются так называемыми нововведенцами, которые хотели бы постановкой такой новой темы, приобрести популярность и прославиться». Следующим доказательством ниспосланности Всевышним су­ществующей последовательности сур Корана может служить рас­сказ Убайя ибн Ка’аба, который говорил: «Как-то Пророк Божий (С) призвал меня к себе и сказал: «Джабраил обязал меня пере­дать тебе приветствие и пожелание здоровья и велел мне прочесть тебе Коран». Убай, смутившись, молвил: «Заклинаю тебя именем отца и матери моей, – да будут они жертвами твоими, – расскажи мне о праведности и достоинствах Корана». Тогда Пророк (С) на­чал излагать ему благость чтения сур Корана и стал читать их с суры «Аль-Фатиха», продолжал разъяснять ему благость чтения их и так до последней суры «Ан-Нас».[178]

Из современных ученых, наиболее рьяно защищающих и от­стаивающих идею ниспосланности существующего порядка сур Всевышним, можно назвать Субхи Салиха, приводящего множество доводов и свидетельств в пользу этой идеи и ар­гументированно опровергающего мнения и высказывания своих оппонентов.[179]

Третий взгляд на существующий порядок сур Корана или мнение автора этих строк. К этим двум гипотезам можно, навер­ное, прибавить и третью теорию о порядке сур Корана, которая призвана быть срединной или компромиссной между двумя пер­выми. Она заключается в том, что существующий ныне порядок преимущественного большинства сур ниспослан Всевышним, и порядок лишь мизерной их части устроен сообразно мнениям и авторитетным заключениям сподвижников Пророка (С).

Ибн Атийа пишет: «Порядок большинства коранических сур, подобно «семи длинным сурам», «Ха-Мим» и «Аль-Муфассаль», был определен уже в эпоху Пророка (С). Порядок же остальных сур был передан на усмотрение самих мусульман.[180]

После изложения сути вышеупомянутых теорий необходимо рассмотреть еще один вопрос, не лишенный связи с предметом нашего исследования. Он заключается в том, что порядок сур в существующем Коране более или менее отражает тот поря­док, который был установлен в период жизни Пророка (С), ибо множество материалов, исходящих от суннитских и шиитских источников в общем-то подтверждает это. В хадисах можно наблюдать немало указаний на то, что Пророк самолично под­сказывал такой порядок в отношении многих сур Корана. Итак, можно утверждать, что в отличие от порядка айатов порядок не всех сур является внушенным свыше. Напротив, в установлении порядка некоторых сур, по всей видимости, не обошлось без участия сподвижников.

Другой фактор, подтверждающий невмешательство автори­тетных знатоков в установление последовательности сур Корана, заключается в том, что Священный Коран в нынешнем виде воспринимался и сподвижниками, и шиитскими имамами. К тому же все мусульманские секты и в практической жизни, и в процессе декламации Корана строго придерживались и продолжают придерживаться именно этого порядка. Если бы существовал некий иной порядок, отличный от настоящего, то Пророк (С) непремен­но бы отметил это, и хоть какой-нибудь след от него по сей день бы остался. Или же мусульманские ученые, безусловно, обратили бы наше внимание на другой Коран с другой последовательностью сур. Кроме того, среди всех списков Корана, существующих до сих пор и сохранившихся с первых веков ислама до наших дней, нет ни одного, в котором суры были бы расположены иначе, чем в нынешнем Коране, и которому мы были бы обязаны следовать.

Вдобавок ко всему этому многие суннитские и шиитские ком­ментаторы дискутировали друг с другом по этому поводу, что свидетельствует об установлении именно такого порядка большинства сур еще со времен самого Пророка (С).[181]

Мы хотели бы привести несколько примеров, отчетливо и на­глядно показывающих древность и исконность существующей последовательности коранических сур, установившейся еще во времена Пророка (С). Пророк Аллаха (С) говорил: «Всевышний вместо Торы даровал нам «семь длинных сур» от «Аль-Бакара» и до суры «Ат-Тауба», вместо Псалмов – «Миайн» (суры от «Бану Исраил» и до суры «Аль-Му'минун») в нынешней последователь­ности, а вместо Евангелия – «Маин», то есть суры, расположен­ные после «Миайн». Всевышний Господь удостоил меня большей честью, нежели других, тем, что даровал «Аль-Муфассаль», то есть все суры, начинающиеся с «Ха-мим».[182]

Упомянутые в этом хадисе суры и в существующем Коране расположены друг за другом.

Одним из следующих свидетельств, доказывающих ниспос­лание Всевышним нынешнего порядка большинства сур Корана, является то, что все суры цикла «Аль-Муфассаль» – «хавамим» и «тавасин» размещены последовательно, тогда как в сурах цикла «Аль-Мусаббахат» такой последовательности не наблюдается. На­против, между ними занимают место совершенно другие суры. Также и «Та-син-мим» в суре ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)» и «Та-син-мим» в суре «Аль-Касас» разделены сурой «Та-син», хотя последняя го­раздо короче тех двух сур. Между тем суры «Та-син» по всем видимым признакам суры цикла «Аль-Мусаббахат» должны были следовать друг за другом без всяких вставок между ними, а «Та-син» расположиться после тех двух «Та-син-мим», то есть вслед за сурой «Аль-Касас».

Кроме всего изложенного, в предании, переданном Зайдом ибн Сабитом, рассказывавшим, что как-то, будучи у Посланника Аллаха, они составляли Коран из кусков бумаги и лоскутов кожи, есть еще один фактор, всецело доказывающий упорядочение сур Корана уже во времена Пророка (С), а также невмешательство и непричастность человеческих взглядов, мнений и вкусов к упорядочению всех сур Корана. Однако в установлении порядка пусть небольшого количества сур, по всей вероятности, без человечес­кого участия все же не обошлось. Ведь неслучайно говорят, что в эпоху Пророка ислама (С) суры и айаты Корана уже имели оп­ределенный порядок, за исключением суры «Аль-Анфаль» и суры «Аль-Бара’ат», которые по велению Усмана были расположены ря­дом друг с другом, отчего получили название «Аль-Каринатайн» («Подруги»).[183]

Количество сур Корана. Коран состоит из ста четырнадцати сур, а по другой версии – из ста тринадцати сур. Правда, есть и такие авторы, которые показывают меньшее или большее число сур, и это на том основании, что некоторые говорят о ста три­надцати сурах в Коране исходя из того, что суры «Аль-Анфаль» и «Аль-Бара’ат» они воспринимали как одну суру, ибо между ними не было разделительной «Бисмилы».

Противоречия относительно количества сур порождены отли­чиями в коранических списках. Так, например, пишут, что в спис­ке Абдуллаха ибн Мас‘уда в начале суры «Аль-Бара’ат» «Бисмила» стояла, и что этот список содержал всего сто двенадцать сур, ибо суры «Аль-Му‘аввазатайн», то есть сура «Аль-Фалак» и сура «Ан-Нас» отсутствовали. Некоторые авторы пишут также, что, кроме сур «Аль-Му‘аввазатайн», Абдуллах ибн Мас‘уд не ввел в свой спи­сок и суру «Аль-Фатиха», ибо знал и утверждал, что она полностью заучена людьми наизусть и хранится в их памяти и никогда не сотрется из нее.[184] А что касается списка Убаййа ибн Ка’аба, содержавшего сто шестнадцать сур, то о нем говорят, что состави­тель включил в него дополнительно суру «Аль-Хафд» и суру «Аль-Хала’». Пишут также, что эти две суры присутствовали в списках отдельных сподвижников и даже сам Омар ибн аль-Хаттаб пос­ле коленопреклонения в конце молитвы после кунута читал эти две суры, предваряя их «Бисмилой». Эти две суры приведены и в списках Абдуллаха ибн Аббаса и Абумусы аль-Аш‘ари.

В разных источниках сура «Аль-Хала'» приводится в следую­щем виде: «Бисмиллахи-р-Рахмани-р-Рахим! Аллахумма, Инна наста‘инука ва настагфирука ва нусни ‘алайка [185] ва ла нукфирука, ва нахла’у ва натруку ман йафджурука». А сура «Аль-Хафд» зафик­сирована в следующей форме: «Аллахумма, ийака на'буду ва лака нусалли ва насджуд, ва илайка нас'а ва нахфад. Нарджу рахматака [186] ва нахша азабака, Инна азабака би-л-куффари мулхак».[187]

Однако, учитывая то, что в списке Убаййа ибн Ка’аба суры «Аль-Фил» и «Ли Илафи» приведены вместе без разделения их «Бисмилой», так как Убай воспринимал эти две суры как одну, нужно сказать, что с добавлением двух сур – «Аль-Хала'» и «Аль-Хафд» – в списке Убаййа общее количество сур достигает ста пятнадцати сур, а не ста шестнадцати.[188]

Как бы то ни было, один из ученых пятого века хиджры (XI в.), изучив список Убаййа и других сподвижников, отметил, что если Убай счел обращения в кунуте (то есть «Аль-Хафд» и «Аль-Хала'») за две отдельные суры Корана – если, вообще, эта информация верна, – то это вызвано не тем, что он записал эти два обращения как часть Корана. Он, вероятнее всего, зафиксировал их в своем списке для того, чтобы люди, читая их в кунуте молитвы, храни­ли их в своей памяти и не забывали. Он слышал эти обращения в кунуте молитвы «витр» Пророка Аллаха (С). Таким образом, они представляют собой лишь воззвания к Аллаху (ду'а), а не две отдельные суры Корана.

Поэтому, когда речь заходит о количестве сур Корана, мы встре­чаем цифры 112, 113, 114, 115, 116. Однако наиболее известной и общепринятой среди выдающихся и знаменитых мусульманских ученых является число 114, которое, по убеждению ас-Суйути и других ученых, есть наиболее достоверное и приемлемое.[189] Пре­дание, которое мы приведем сейчас со слов Божьего Пророка (С), еще раз подтверждает это число сур Корана. Пророк ислама (С) изволил сказать: «Общее количество сур Корана составляет сто четырнадцать сур (114). Количество айатов Корана составля­ет шесть тысяч двести тридцать шесть (6236) айатов. Количество всех букв в Коране – триста двадцать одна тысяча двести пятьдесят (321250) букв. Выучить Коран имеют желание и способны лишь счастливцы. Кроме приближенных к Милостивому, никто не может взвалить на себя благое бремя правильного чтения Корана».[190]

Прежде чем приступить к нашей беседе о названиях сур не­бесполезно напомнить, что самой краткой сурой Корана является сура «Аль-Каусар», состоящая всего из трех айатов, а самой длинной – сура «Аль-Бакара», содержащая двести восемьдесят пять (285) или двести восемьдест шесть (286) айатов.

Наименования сур Корана. По этому поводу аз-Заркаши пишет: «Относительно числа названий сур Корана необходимо провести исследование, дабы выявить, ниспосланы ли эти названия свыше или, иначе говоря, даны ли эти названия сурам по указанию Творца самим Пророком ислама (С), или же они даны в соответствии с какими-то случаями или по некоему признаку, присущему этим сурам».

Если исходить из второго мнения, то из каждой суры можно извлечь множество разнообразных названий, что, конечно, неце­лесообразно и потому неприемлемо. А аз-Заркаши далее пишет: «Нужно исследовать и то, почему каждая сура Корана известна под одним или несколькими специфическими названиями?» И сам же отвечает: «Без сомнения, арабы равно как и неарабы обра­щают пристальное внимание на какие-то особые и удивительные свойства, черты и признаки вещей, предметов, событий и явлений и, весьма тонко их подмечая, дают им соответствующие назва­ния. Поэтому какую-либо проповедь, выступление или длинную касыду они нарекают, исходя из того признака или свойства, ко­торое в них наиболее привлекательно, заслуживает наибольшего внимания. Наиболее вероятно, что именно в силу своих каких-либо наиболее выдающихся свойств и черт эти суры получили свои названия. К примеру, сура «Аль-Бакара» («Корова») названа так потому, что речь в ней идет о теленке племени Израилева и эта легенда представляет для людей наибольший интерес среди прочих рассказов и сюжетов, изложенных в данной суре.

Сура «Ан-Ниса’» («Женщины» или «Девы») получила свое на­звание из-за тех положений в отношении женщин, которые раз­работаны в Коране весьма детально и тщательно. Мы знаем, что слово «Ан-Ниса’» многократно использовано в различных сурах Корана, но в этой суре в разных ситуациях оно повторяется столь часто и столь много и в ней столь обширно обсуждаются проблемы, касающиеся женщин, сколько не наблюдается во всех иных сурах вместе взятых.

То же можно сказать о суре «Аль-Ан'ам» («Скот»), где рассмат­ривают, и довольно подробно, вопросы с ним связанные, отчего она и получила свое название. Хотя само слово «аль-ан'ам» не раз встречается и в других сурах, но в этой суре о скоте Всевышний говорит очень обширно и подробно, чего не встретишь в прочих сурах. Так, например, он говорит о нем, начиная с айата 142 этой суры «Ва мин аль-ан'ами хамулатан ва фаршан...» («Среди скотины есть предназначенная для перевозки и не предназначенная для этого») и до половины 144 айата «Ам кунтум шухада» («Или же вы присутствовали»)

А в суре «Аль-Маида» упоминается само это редкое слово-на­звание, которое в других сурах более не встречается.

Вместе с тем возникает следующий вопрос. В суре «Худ» упо­минаются имена таких пророков, как Ной, Салих, Ибрахим, Лот, Шу'айб и Моисей. Так почему же, несмотря на обилие в ней столь славных и известных имен, сура получила название «Худ», а не прозвана именем кого-либо из поименованных в ней пророков и легендарных личностей, при том, что предание о Ное, например, занимает в данной суре гораздо больше места, нежели рассказ о самом Худе? В ответ на этот вопрос некоторые говорят, что пре­дания об этих пророках в сурах «Аль-А'раф» «Худ» и ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)» представлены во много крат шире и подробнее, чем в остальных сурах, но ни в одной из этих трех сур имя Худа не упоминается столько, сколько в самой суре «Худ», ибо в ней оно упоминается четырежды. Частое и повторное упоминание какого-либо имени или явления и стало важнейшей причиной, обусловившей назва­ния сур.

Если вдруг кто-нибудь скажет, что имя Ноя употреблено в суре «Худ» в шести случаях и почему тогда она не названа его именем? В ответ надобно сказать, что преданию о Ное и его соплеменни­ках в Коране специально отведена отдельная сура, в которой к этому преданию о Ное более ничего не примешано. Потому имен­но данная сура заслуживает того, чтобы называться его именем, а не всякая сура, в которой, между прочим, повествуется предание о Ное и остальных пророках.

Есть здесь еще одна сложная проблема, требующая к себе особого внимания. Многие суры Корана, в которых рассказы­ваются предания пророков или упоминаются какие-либо имена, этими же именами и прозваны. Например: сура «Нух», сура «Худ», сура «Ибрахим», сура «Йунис», сура «Али Имран», сура «Та-син-Сулейман», сура «Йусиф», сура «Мухаммад» (С), сура «Марйам», сура «Лукман», сура «Аль-Му’минин» и другие. Кро­ме того, есть суры, в которых повествуются предания о других различных народах и которые прозваны именами этих народов, племен или родов и групп. Например: сура об иудеях «Бану Ис-раил», сура об обитателях пещеры «Аль-Кахф», сура «Аль-Хиджр», сура о сабеинах «Ас-Саба», сура об ангелах «Аль-Малаика», сура о джиннах «Аль-Джин», сура о лицемерах «Аль-Мунафикун», сура об обмеривающих «Аль-Мутаффифин» и другие. Но, вмес­те с тем, нет в Коране суры с именем Моисея, хотя оно довольно часто встречается в нем. Некоторые даже утверждают, что почти весь Коран повествует о нем. В принципе, первой сурой, которая должна была бы быть названа именем Моисея, это сура «Та-Ха» или сура «Аль-Касас», или сура «Аль-А'раф», ибо легенда о нем рассказывается в этих трех сурах довольно развернуто и про­странно, чего нет в других сурах. То же самое касается легенды об Адаме, о которой говорится в различных сурах, но ни одна из сур в Коране не носит его имени. Утверждается, что о нем особо упоминается в суре «Аль-Инсан», но даже относительно самого слова «инсан» высказываются весьма противоречивые взгляды.[191] Легенда о принесении в жертву Исмаила является од­ной из интереснейших в Коране, однако сура «Ас-Саффат», где приведена эта легенда, почему-то не получила названия от жер­твы или жертвоприношения. То же можно сказать относительно легенды о Давуде в суре «Сад», но ведь эта сура не прозвана его именем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: