Наиболее распространенные свойства мединских айатов и сур. 2 страница

Таким образом, касательно наименования коранических сур мы неизбежно приходим к выводу, что этот процесс также был внушен Всевышним и осуществлялся по велению Пророка (С), тем более что некоторые ситуации, события и явления, нашедшие отражение в Коране, позволяли делать это и даже того требовали. И только в книге «Джамал ул-курра’» ас-Сахави указывается, что суру «Та-ха» иногда называют сурой «Аль-Калим», а аль-Хузали на­зывает ее «сурой Моисея», подобно тому, как суру «Сад» иногда именуют «сурой Давуда». Из слов аль-Джа‘бари тоже вытекает, что суру «Ас-Саффат» нередко называют «сурой жертвы». В лю­бом случае эти наименования, как мы уже отметили, основыва­ются на повествованиях и легендарных источниках.[192] По мнению автора этих строк, каждая сура Священного Ко­рана получила свое название уже во времена самого Пророка (С) и названия этих сур были ниспосланы ему свыше посредством Откровения в конкретно сформулированном виде. После смерти Пророка (С) с течением времени каждая сура и даже многие из айатов вследствие своих особенностей и явных признаков, а также содержащихся в них тем и сюжетов получили свои названия, ко­торыми их нарекли мусульманские ученые. К примеру, в ислам­ской теологии и юриспруденции многие айаты обрели уже свои особые названия и обозначения и несколько их образцов мы про­демонстрируем:

1. Айат «Отвержение пути»: «Ва лан йадж'ала-л-Лаху ли-л-ка-фирина ала-л-му'минина сабилан»[193] («Аллах не откроет неверующим пути против верующих»).

2. Айат «Весть»: «Йа аййуха-л-лазина аману, ин джа'акум фа-сикун бинабаин, фа табаййану ан тусибу кауман биджахалатин фа тусбиху ала мА фа'алтум надимин»[194] («О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном.»).

3. Айат «Выступление»: «Ва ма кана ал-л-му'минуна мийанфи-ру каффатан фа лавла нафара мин кулли фиркатин таифатун ли йатафаккаху фи-д-дин ва ли йунзиру каумахум иза раджа'у илай-хим, ла'аллахум йахзарун»[195] («Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться»).

4. Айат «Вопрос»: «Фа-с'алу ахла-з-зикри ин кунтум ла та'ламун» (Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания).[196]

5. «Скрытие»: «Инна-л-лазина йактумуна ма анзална мин ал-баййинати ва-л-худа мин ба'ди ма баййаннаху ли-н-наси фи-л-ки-таб улаика йал'анухуму-л-Лаху ва йал'анухум ал-ла'инун»[197] («Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие»).

6. Айат «Подтверждение»: «Ва минхум ал-лазина йу'зуна-н-на-бийа ва йакулуна хува узунун, кул узуну хайрин лакум йу'мину би-л-Лах ва йу'мину ли-л-му'минин»[198] («Среди них есть такие, которые обижают Пророка и говорят: «Он есть ухо (выслушивает любые новости)». Скажи: «Он слушает только то, что лучше для вас. Он верует в Аллаха и доверяет верующим»).

И, наконец, на протяжении всей истории ислама многие суры и айаты, как видно из источников рациональных исламских наук, обрели некие специфические названия и обозначения. Но мы не должны забывать, что все суры Корана уже при жизни Пророка (С) имели свои особые названия и символические обозначения, четко определенные посредством ниспосланного Откровения.

Многообразие и многочисленность названий сур Корана. Некоторые суры Корана имеют по одному названию, а некоторые другие имеют по два-три или несколько названий. Конечно, в Ко­ране больше сур, имеющих по одному названию, но часть этих сур обладает несколькими названиями. В качестве примера мы при­ведем здесь названия нескольких сур. Так, сура «Аль-Хамд» имеет более двадцати названий, которые мы и приведем в нижеследу­ющем порядке: сура «Аль-Хамд» («Хвала»), «Фатихат ул-Китаб» («Открывающая Книгу»), «Умму-л-Китаб» («Матерь Книги»), «Фатихат ул-Кур’ан» («Открывающая Коран»), «Ум мул-Кур’ан» («Матерь Корана»), «Аль-Кур’ан ал-азим» («Великий Коран»), «Ас-Саб' ул-масани» («Семь вторичных»), «Аль-Вафийа» («Верная»), «Аль-Канз» («Сокровище»), «Аль-Кафина» («Достаточная»), «Аль-Асас» («Основа»), «Ан-Нур» («Луч»), «Аш-Шукр» («Благодаре­ние»), «Аль-Хамд ал-ула» («Первое восхваление»), «Аль-Хамд аль-кусра» («Краткое восхваление»), «Ар-Ракийа» («Возвышенная»), «Аш-Шифа» («Исцеление»), «Аш-Шафийа» («Исцеляющая»), «Ас-Салат» («Молитва»), «Ад-Ду'а» («Зов»), «Ас-Суал» («Вопрос»), «Та'лим ул-мас'ала» («Обучение прошению»), «Аль-Мунаджат» («Воззвание»), «Ат-Тафуиз» («Обязанность»).

Сура «Аль-Бакара» имеет еще и такие названия: «Фустат аль-Кур’ан» («Кров Корана») «Аль-Фирдаус» («Рай»), «Синам аль-Кур’ан» («Горб Корана»).

О суре «Али Имран» говорят, что в Торе она известна под на­званием «Ат-Таййиба», и её вместе с сурой «Аль-Бакара» именуют «Аз-Захравайн».[199]

Точно так же и прочие суры Корана имеют многочисленные и разнообразные названия, возникшие на протяжении многих ве­ков истории в связи с отображенными в них ситуациями, обстоя­тельствами, событиями и явлениями.

Наименования различных частей сур Корана. Иногда не­сколько сур Корана объединены одним общим названием, о появлении которого рассказывают разные легенды. На основании хадиса, передаваемого и суннитскими, и шиитскими толковате­лями, Коран делится на четыре раздела, каждый из которых носит свое особое название. Пророк Аллаха (С) говорил: «Вместо Торы Всевышний облагодетельствовал нас «Семью длинными сура­ми», вместо Псалтыря – сурами «Аль-Мийан», а вместо Евангелия – «Семью вторичными». Я же обрел преимущество и превосходс­тво благодаря «Аль-Муфассалю».[200] Из этого хадиса следует, что каждые несколько сур Корана имеют свои собственные названия, которые мы постараемся здесь пояснить.

«Ас-саб' ут-тивал» – название семи длинных сур Корана, со­стоящих из сур «Аль-Бакара», «Али Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)», «Аль-Маида», «Аль-Ан'ам», «Аль-А'араф», «Аль-Анфаль» и «Ат-Тауба».[201] Они именуются длинными потому, что представляют собой соответс­твенно самые большие по объему суры.

«Аль-Миайн» – название группы сур, следующих в Коране с интервалом после «Ас-Саб' ут-тивал» и каждая из которых вклю­чает сто айатов или чуть меньше или больше того. Таких сур в Ко­ране семь: «Бану Исраил», «Аль-Кахф», «Майрам», «Та-ха», «Аль-Анбийа», «Аль-Хадж» и «Аль-Му'минун».[202]

Абулфутух ар-Рази высказывает мнение, что эта группа сур на­чинается с суры «Йунис» и, будучи расположена непосредственно следом за сурой «Ат-Тауба», доходит до суры «Аль-Му'минун».[203] В целом данная группа включает четырнадцать сур.

«Аль-Масани» – группа коранических сур, относительно кото­рой высказываются самые разные мнения. Она включает суры, стоящие за «Аль-Миайн» и занимающие следующую за ней сту­пень после, конечно же, «Ас-Саб' ут-тивал». А поскольку группа сур «Аль-Миайн» считается первичным основанием, то следующая за ней группа сур получила название «Аль-Масани», то есть «вторичные».[204] По этому поводу аль-Фарра говорит: «Аль-Масани» – это суры, количество айатов в которых меньше ста. Они потому назва­ны «вторичными», что более близко отстоят друг от друга, неже­ли «Ас-Саб' ут-тивал» и «Аль-Миайн», или же потому, что содер­жат больше поговорок, рассказов и притч. Покойный ат-Табарси говорил об этой группе сур следующее: «Аль-Масани» состоят из сур, располагающихся после «Ас-Саб' ут-тивал». Он добавляет, что, с точки зрения некоторых ученых, «Аль-Масани» включают все суры Корана независимо от их длины и краткости, чему сви­детельством служит айат «...Китабан муташабихан масани»[205] («...Писание, аяты которого сходны и повторяются»). В рас­сказе, передаваемом со слов Ибн Аббаса, это утверждение тоже находит свою поддержку. Согласно последнему мнению, причина прозвания всех айатов Корана «Аль-Масани» состоит в том, что Гос­подь разместил в Коране пословицы и поговорки, определения, права и обязанности, различные предписания в мудрой последо­вательности и очередности, как бы приложив их друг к другу и соединив вместе.[206]

Аль-Муфассаль значит «Разделенный». Об этом цикле сур ат-Табарси говорит, что он состоит из всех сур, начинающихся с «Ха-мим», а также охватывает все короткие суры Корана. Причи­на названия этого цикла сур «Аль-Муфассаль» заключается в том, что в силу краткости сур между ними часто используется «Бисмилла», разделяющая и отчуждающая друг от друга их айаты.[207]

В книге «Джамал аль-курра’» отмечается, что «Аль-Муфассаль» есть цикл сур, в которых легенды и предания расположены одна вслед за другой. Кроме того, одни считают все суры, а иные толь­ко суру «Аль-Фатиха», входящими в цикл, называемый «Аль-Муфассаль».[208]

Ас-Суйути пишет, что «Аль-Муфассаль» состоит из всех корот­ких сур Корана, расположенных после «Аль-Масани», упоминая при этом высказывание ат-Табарси. При этом он добавляет, что некоторые ученые говорят по данному поводу, что, поскольку от­мененных айатов в этих сурах не столь много, их называют также устойчивыми, что подтверждается и рассказом Саида ибн Джубейра.[209]

О начале и конце сур, известных как «Аль-Муфассаль», иног­да звучат разные мнения, и для большей наглядности[210] мы вос­пользуемся сведениями из сочинения Абулфутуха ар-Рази о названиях сур и заодно рассмотрим отдельные мнения об опре­делении терминов-названий указанных циклов и их количестве. Всевышний облагодетельствовал нас семью длинными сурами: «Аль-Бакара», «Ал Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)», «Аль-Маида», «Аль-Ан'ам», «Аль-А'раф» и «ат-Тауба». Вместо Псалтиря он даровал «Аль-Миайн», то есть цикл сур, состоящих из около ста айатов: «Йунис», «Худ», «Йусиф», «Бану Исраил», «Аль-Кахф» и им подобные. Вместо Евангелия он дал «Аль-Масани», то есть суры, количест­во айатов в которых менее ста. Их потому он назвал «Аль-Масани», что они идут вторыми за «Аль-Миайн» по той причине, что этих сур вдвое меньше, чем в «Аль-Миайн», а вместе они оба находятся после «ас-Саб' ут-тивал». Хасан Аль-Басри утверждал, что под «Аль-Масани» подразумевается первая открывающая Коран сура «Фатихат ул-Китаб». Кроме того, Пророк (С) подчеркивал, что его предпочли благодаря «Аль-Муфассалю», то есть ничего рав­ного и подобного ему другим пророкам, обладателям Писания – ниспослано не было».

Комментаторы выражали относительно «Аль-Муфассаля» весь­ма противоречивые мнения. Одни из них заявляли, что этот цикл включает суры, начиная от суры «Мухаммад» (С) и до конца Ко­рана, а Абдуллах ибн Аббас же утверждает, что с суры «Аз-Зуха» и до конца Корана. Одни говорят, что этот цикл назвали «Аль-Муфассаль» из-за того, что суры часто отделены друг от друга «Бисмиллой», другие, что необходимо было отделять две рядом стоящие суры каким-либо такбиром, но это уже наблюдается только в ва­рианте рецитации Ибн Касира. Обо всем этом некий поэт сказал в нескольких бейтах:

«Я поклялся «семью [сурами]», которые длинны, И «Миайном», утвердившимся за ними. И «Аль-Масани» удвоенным и повторяющимся. И сурами «Тавасин», следующими третьими, И «Аль-Хавамимом», насчитывающими семь сур, И «Аль-Муфассалем», коему дано предпочтение»[211]. В книгах по тафсиру и кораническим наукам встречаются и другие названия и обозначения для различных разделов и групп сур Корана, которые мы рассмотрим в нижеследующих поясне­ниях.

«Хавамим»:[212] Это – суры «Ха-Мим», «Аль-Му'минун», «Аз-Зухруф», «Ас-Саджда», «Ха-Мим-Айн-Син-Каф», «Аль-Ахкаф», «Аль-Джасия» и «Ад-Духхан»;

«Аль-Мумтаханат»:[213] суры «Аль-Фатх», «Аль-Хашр», «Ас-Саджда», «Ат-Талак», «Ан-Нун ва-л-калам», «Аль-Худжурат», «Табарак», «Ат-Тагабун», «Аль-Мунафикун», «Аль-Джум'а», «Ас-Сафф», «Аль-Джинн», «Нух», «Аль-Муджадила», «Аль-Мумтахана», «Ат-Тах-рим»;

«Алиф-Лам»:[214] суры «Аль-Бакара», «Ал Имран», «Аль-А'раф», «Аль-Ан-кабут», «Ар-Рум», «Лукман», «Ас-Саджда»;

«Аль-Мусаббахат»:[215] суры «Аль-Исра», «Аль-Хадид», «Аль-Хашр», «Ас-Сафф», «Аль-Джум'а», «Ат-Тагабун», «Аль-А'ла».

«Аль-Хамд» или «Аль-Хамидат»:[216] суры «Фатихат ул-китаб», «Аль-Ан'ам», «Аль-Кахф», «Саба», «Аль-Фатир»;

«Аль-Итак»:[217] суры «Аль-Исра'», «Аль-Кахф», «Майрам», «Та-ха», «Аль-Анбийа»;

«Аль-Азаим»:[218] суры «Ас-Саджда», «Фуссилат», «Ан-Наджм», «Аль-‛Алак»[219];

«Кул»:[220] суры «Аль-Кафирун», «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак», «Ан-Нас»;

«Тавасин»:[221] суры ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)», «Ан-Намл», «Аль-Касас»;

«Аз-Захраван»:[222] суры «Аль-Бакара», «Ал Имран»;

«Аль-Каринатайн»:[223] суры «Аль-Анфаль, «Ат-Тауба»;

«Аль-Му‘аввазатайн»:[224] суры «Аль-Фалак», «Ан-Нас»[225].

Многие из перечисленных сур Корана имеют и другие названия. В книге «Джамал ул-курра» отмечается, что некоторые предшественники утверждали, что в Коране существуют и та­кие любопытные названия и символические обозначения, как «Аль-Майадин», «Аль-Басатин», «Аль-Макасир», «Аль-Араис», «Ад-Дабабидж», «Ар-Рийад» и прочие. Ниже мы попытаемся их по­яснить.

Майадин ул-Кур’ан – суры и айаты, начинающиеся с сокращен­ных букв «Алиф-Лам-Мим». Майадин – форма множественного числа употребительного в арабском языке персидско-таджикско­го слова «майдан» («поле», «площадь»).

Басатин ул-Кур’ан – суры, начинающиеся с сокращенных букв «Алиф-лам-мим-ра». Басатин – форма множественного числа употребляемого в арабском языке персидско-таджикского слова «бустан» («сад»).

Макасир ул-Кур’ан – суры, начинающиеся словами, производ­ными от корня «хамд». Макасир – форма множественного числа слова «максура» в значении «купол», «арка», «свод».

Араис ул-Кур’ан – суры группы «Аль-Мусаббахат», то есть суры, начинающиеся словами, производными от слова «субх». Араис – форма множественного числа арабского слова «арус» («невеста»).

Дабабидж ул-Кур’ан – это сура «Ал Имран». Дабабидж – фор­ма множественного числа слова «дибадж», арабизированной фор­мы персидско-таджикского слова «диба» («шелк»).

Рийаз ул-Кур’ан – группа сур, объединенных общим названи­ем «Аль-Муфассаль». Рийаз – форма множественного числа арабс­кого слова «рауза» («сад», «цветник»).

Со слов Ибн Мас‘уда передают, что суры группы «Хавамим» называют «Дабабидж ул-Кур’ан», то есть «Шелками Корана». В таком случае, согласно этому преданию, «Дибадж ул-Кур’ан» – это не только сура «Ал Имран».

Кавари' аль-Кур’ан. Согласно утверждению ас-Сахаи, это – айаты, благодаря которым человек оказывается под защитой и се­нью Аллаха. Их называют «кавари'» потому, что они внушают страх сатане, упреждают и отгоняют вынашиваемое им зло. Это – суры «Айат ул-курси», «Аль-Му‘аввазатайн» и им подобные.

В заключение нашей беседы уместно упомянуть о том, что в книге «Аль-Муснад» Ахмада ибн Ханбала со ссылкой на хадис Ма' аза ибн Анаса отмечается, что айат «Аль-Хамду ли-л-Лахи-л-лази лам йаттахиз валадан...» имеет также название «Айат ул-изз».[226]

Смысл деления Корана на суры. Некоторые ученые выражают твердое убеждение в том, что целью и смыслом деления Корана на суры является доказательство чудесного знамения и божественного происхождения этих сур и айатов. Это является также показателем оригинального и самобытного стиля каждой суры, самостоятель­ности многих их тем и сюжетов. Так, сура «Йусиф» основывается на предании об Иосифе Прекрасном, сура «Ибрахим» – на преда­нии об Аврааме и его злоключениях, сура «Аль-Бара’ат» рассказыва­ет о положении лицемеров и их тайных замыслах и так далее.

Все суры Корана, будь то длинные, короткие или средние, обладают чудодейственной силой. Конечно, фактором чудодейс­твенности не является их объем, то есть долгота или краткость. Сура «Аль-Каусар» состоит всего из трех айатов, но по силе воз­действия равняется той же самой большой суре «Аль-Бакара».

Другой аспект, привлекающий внимание, возможность обуче­ния сурам детей, ибо заучивание сур они могут начать с самых ко­ротких и постепенно шаг за шагом переходить к более длинным и со временем им удастся выучить весь Коран наизусть.

В своем сочинении «Аль-Бурхан» аз-Заркаши задается вопро­сом: почему другие небесные книги, поделённые на главы, не разбиты на части или айаты? Ответ на этот вопрос сам он предлагает двоякий: во-первых, потому, что эти книги не обладали столь изумительно ясным и четким делением, стройностью и упорядо­ченностью, доведенными до чудного совершенства, а, во-вторых, именно поэтому заучивание их наизусть и сохранение их в памя­ти не представлялось возможным.

Однако аз-Замахшари, в корне не соглашаясь с постановкой воп­роса аз-Заркаши, резонно возражает ему и говорит, что другие не­бесные книги, вроде Торы, Евангелия, Псалтыря и им подобных божественных писаний, как и Коран, тоже были поделены на суры, как делят писатели свои сочинения на главы, разделы и части. В этом заложен большой смысл и преследуются довольно мудрые цели.

Во-первых, если в каком-нибудь сочинении под одним общим заглавием имеются главы, разделы и параграфы, выделяемые те­матически, то оно воспринимается лучше и приятнее, нежели то, что выглядит как одна нудная единообразная глава.

Во-вторых, если читатель, прочитав одну суру или одну главу какой-нибудь книги, перейдет к другой суре или главе, то не по­чувствует себя утомленным. Напротив, приступая к иной теме, он почувствует в себе пробуждение интереса к новому и с еще боль­шим усердием примется за чтение. Ведь и странник, проделав­ший долгий путь, останавливается на привал и отдых, после чего вновь продолжает свой путь. Ведь длинная и нескончаемая доро­га изнуряет путника. Именно поэтому Коран поделен на суры и части, дающие отдохновение читателю.

В-третьих, если кто-то стремится выучить Коран наизусть и со­хранить в памяти заучиваемую суру, то он уверится в том, что ус­воил часть Корана. Эта уверенность придаст ему силы и прибавит самоуважение. Со слов Анаса ибн Малика передают, что всякий, кто декламировал суры «Аль-Бакара» и «Ал Имран», уставал и пото­му выдерживал между ними паузу и делал небольшую передышку. Поэтому чтение одной суры в молитве более благотворно, нежели беспрерывная рецитация двух или нескольких сур подряд.

Ас-Суйути, считая мнение аз-Замахшари более предпочти­тельным, чем мнение аз-Заркаши, пишет: «Истина состоит в том, что и другие небесные писания были поделены, как и Коран, на суры. Ибн Абухатим приводит в своей книге предание со слов Катады, в котором он говорит: «Мы как-то сидели, обсуждая эту тему, и соглашались, что Псалтирь содержал сто пятьдесят сур, которые всецело были связаны с проповедями, назиданиями, нра­воучительными наставлениями и восславлением Аллаха. Но не было в нем темы богоугодного и греховного, обязанностей и пределов дозволенного для уверовавших. А об Евангелии говорят, что оно содержит суру, носящую название «Притчи».[227]

Таково краткое изложение взглядов и мнений знатоков коранических наук о смысле и цели деления Корана на суры. Далее мы хотели бы остановиться на проблеме начал сур Корана, занимающей значительное место в коранической науке и истории Корана.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Введения сур и сокращенные буквы Корана

Предисловие. Введения сур, являющиеся вступлениями и на­чалами всех сур Корана, представляют собой одну из проблем, которая с давних пор занимает умы ученых, специализирующих­ся в области толкования Корана и коранических наук. Поэтому данной проблеме, наряду с другими, в книгах по тафсиру и иным кораническим наукам отводятся отдельные и специальные разде­лы.

Все суннитские и шиитские комментаторы и ученые-богосло­вы занимались изучением этой проблемы и, основываясь на хадисах, преданиях, различных мнениях и высказываниях о введениях сур, то есть сокращенных буквах Корана, излагали собственные точки зрения. Хотя суть мнений и высказываний этих двух групп относительно толкования сокращенных букв Корана неимоверна близка и схожа, тем не менее иногда между ними наблюдаются некоторые расхождения.

Несмотря на то, что проблема изучения сокращенных букв Корана имеет довольно долгую историю и даже в исследованиях и изысканиях, связанных с кораническим образованием, нередко служила поворотным моментом, все же мы до сих пор не стали-таки свидетелями её окончательного разрешения. Ученые, зани­мающиеся кораническими науками и комментированием Корана, до сих пор высказываются по этому поводу весьма осмотритель­но и со всей предосторожностью. Эта действительность показы­вает, что нам необходимо тщательнее и пытливее вглядываться во все неизведанные грани Священного Корана – этого Божествен­ного Слова и Небесного Изречения – и прилагать еще большие уси­лия, чтобы осознать всю его глубину и извлечь из его бескрайних глубин созидательные жемчужины истин. Они неисчерпаемы, и потому никогда никаким ученым не под силу будет достать их все. Напротив, чем глубже мы будем погружаться в этот беспре­дельный океан, тем больше мы будем находить эти сверкающие жемчужины, которые ярче будут озарять темные уголки нашего разума и мышления.

Нам следует знать, что на протяжении всей истории ислама исследование проблемы сокращенных букв Корана не останавливалось. Изыскания в этом направлении продолжались и про­должаются поныне, причем уже с использованием новейших технических средств и компьютеров. Применяя методы матема­тических исчислений, ученые подвергают эти сокращенные бук­вы Корана всестороннему анализу и даже говорят, что уже близ­ко подступились к порогу раскрытия некоторых их тайн. В этом направлении уже предприняты попытки, во-первых, собрать и систематизировать все мнения и высказывания по этому поводу, начиная с древнейших времен до настоящего времени, а во-вто­рых, отобрать из них наиболее разумные и приемлемые и самые рациональные. Поэтому и мы начнем свою следующую беседу о сокращенных буквах в начале сур Корана с рассказа ас-Суйути.

Введения или начала сур. Ас-Суйути пишет: «Ибн Абулис-би' написал отдельную книгу о началах сур, озаглавленную «Аль-Хаватир ас-саваних фи асрар аль-фаватих» («Случайные мысли о тайнах начал»), содержание отрывков из которой с добавлением высказываний других авторов я здесь вкратце изложу. Всевыш­ний Господь начинает суры Корана десятью видами вступлений и выражений, и каждая сура начинается с одного из этих вступле­ний и выражений:

1. Восславление Аллаха. В началах сур Корана хвалы возно­сят Аллаху в двух формах, первая из которых состоит в подчерки­вании похвальных качеств, а вторая – в выражении чуждости ему отрицательных качеств. Первая выражается тахмидом, то есть восхвалением, в следующих пяти сурах: «Аль-Хамд», «Аль-Ан'ам», «Аль-Кахф», «Саба'» и «Аль-Фатир». С табарак же начинаются две другие суры – «Аль-Фуркан» и «Аль-Мульк», а вторая выражена тасбихом, то есть благословением, с которого начинается семь сур.

Аль-Кирмани в своей книге «Муташабих аль-Кур’ан» поясняет, что тасбих есть слово, которое Всевышний предпочел среди всех родственных по значению слов и его однокоренной производной предварил суру «Бану Исраил». Поскольку корень слова является основой и источником прочих слов, например, имен существи­тельных, прилагательных, глаголов и иных частей речи, то и в Коране использованы различные слова, происходящие от одного корня. Так, Всевышний сказал, употребив тасбих в следующем виде: «Субхана-л-лази асра би абдихи» («Благословенен тот, кто перенёс раба своего»). Кроме того, глагол, производный от этого слова, но в прошедшем времени («саббаха»). Он исполь­зовал в начале сур «Аль-Хадид» и «Аль-Хашр». Прошедшее время предшествует всем остальным временам, отчего глагол настоя­щего-будущего времени «йусаббиху» Он употребил в начале сур «Аль-Джум‘а» и «ат-Тагабун», а повелительную его форму «саббих» – в начале суры «Аль-А'ла». В итоге Он не оставил без внима­ния ни одного слова, происходящего от этого корня, и которое Он не употребил бы в сурах.

2. Буквы алфавита. Это сокращенные буквы, которыми на­чинаются двадцать пять сур Корана, и о них нам еще предстоит поговорить.

3. Восклицание. С него начинается десять сур Корана, в пяти случаях из которых восклицание обращено к Пророку Аллаха (С), в том числе в сурах «Аль-Ахзаб», «Ат-Талак», «Ат-Тахрим», «Аль-Музаммиль» и «Аль-Мудассир», а в остальных пяти случаях оно обращено к людям, а именно в сурах ««Ан-Ниса’» (Женщины)», «Аль-Маида», «Аль-Хадж», «Аль-Худжурат» и «Аль-Мумтахана» (Испытуемая).

4. Повествовательные предложения, подобные этим:

1 - «Воспрошают они тебя о трофеях на войне» (Сура «Аль-Анфаль»);

2 - «Уведомление от Аллаха пришло» (сура «Ат-Тауба»);

3 - «Пришло повеление Аллаха» (сура «Ан-Нахл»);

4 - «Все близит­ся к земному люду час расчета» (сура «Аль-Анбийа»);

5 - «Востор­жествуют те, кто уверовал» (сура «Аль-Му'минун»);

6 - «Мы нис­послали суру» (сура «Ан-Нур»);

7 - «Ниспослание Писания» (сура «Аз-Зумар»);

8 - «Те, кто богохульствует» (сура «Мухаммад»);

9 - «Воистину, мы открыли» (сура «Аль-Фатх»);

10 - «Близится Час» (сура «Аль-Камар»);

11 - «Милостивый обучил Корану» (сура «Ар-Рахман»);

12 - «И услышал Господь» (сура «Аль-Муджадила»);

13 - «Неотвратимость, что есть неотвратимость» (сура «Аль-Хака»);

14 - «Спрашивает некто вопрошающий» (сура «Аль-Ма'аридж»);

15 - «Воистину, мы послали Нуха» (сура «Нух»);

16 - «Не буду я клясться Днем воскресенья» (сура «Аль-Кийама»);

17 - «Не буду клясться я сим городом святым» (сура «Аль-Балад»);

18 - «Пророк нахмурился и отвернулся» (сура «Абаса»);

19 - «Воистину, Мы ниспослали его» (сура «Аль-Кадр»);

20 - «Не отделились те, кто не уверовал» (сура «Аль-Байина»);

21 - «День бичевания» (сура «Аль-Кар'а»);

22 - «Страсть к накоплению вас отвлекает» (сура «Ат-Такасур»);

23 - «Все блага даровали Мы тебе» (сура «Аль-Каусар»).

В целом двадцать три вышеперечисленных суры начинаются с повествовательного предложения.

5. Клятва и заклинание. В пятнадцати сурах Корана Всевыш­ний Господь начинает свою речь с заклинаний и клятв различными вещами, предметами и существами. В суре «Ас-Сафат» Он клянется ангелами, в сурах «Аль-Бурудж» и «Ат-Тарик» – планета­ми. В шести других сурах Он клянется атрибутами, связанными с планетами и звездами, например, в суре «Ан-Наджм» - звездой, в суре «Аль-Фаджр» – началом дня, в суре «Аш-Шамс» – признаком дня, в суре «Аль-Лайл» – частью времени, в суре «Ад-Духа» – час­тью дневного времени, в суре «Аль-Аср» – другой частью дня или, вообще, временем, в сурах «Аз-Зарийат» и «Аль-Мурсалат» – воз­духом, являющимся одним из четырех первоэлементов, в суре «Ат-Тур» – почвой или землей, являющейся еще одним из перво­элементов, в суре «Ат-Тин» – растением, в суре «Аль-Адийат» – животными и скотом.

6. Условные фразы. Они встречаются в начале семи сур Кора­на: «Аль-Ваки'а», «Аль-Мунафикун», «Ат-Такуир», «Аль-Инфитар», «Аль-Иншикак», «Аз-Зилзила» и «Ан-Наср».

7. Повелительная форма: «Скажи»: «Открыто мне...» (в суре «Аль-Джинн»); «Скажи: «О неверные...» (в суре «Аль-Кафирун»); «Скажи: «Он - Аллах - един» (в суре «Аль-Ихлас»); «Скажи: «Ищу спасенья я у Аллаха рассвета» (в суре «Аль-Фалак»); «Ска­жи: «Ищу спасенья я у Аллаха людей» (в суре «Ан-Нас»).

8. Вопросительная форма: «Неужто не прошел...?» (сура «Аль-Инсан»); «О чем они друг друга вопрошают?» (сура «Ан-Наба'»); «Дошел ли до тебя.?» (сура «Аль-Гашийа»); «Разве не раскрыли мы грудь твою?» (сура «Аш-Шарх»); «Разве не видал ты...?» (сура «Аль-Филь»); «Видал ли ты его...?» (сура «Аль-Ма'ун»).

9. Проклинание: «Проклятие плутам!» (сура «Аль-Мутаффи-фин»); «Будь проклят всякий клеветник и злословящий!» (сура «Аль-Хумаза»); «Проклятие рукам Абу Лахаба!» (сура «Аль-Ма-сад»).

10. Призыв и пожелание: «Для единенья курейшитов» (сура «Курейш»).

Абу Шама подытоживает свои суждения о началах сур следу­ющим образом. По его мнению, айаты, упомянутые в параграфе «Проклинания», можно было бы отнести и к числу повествовательных предложений, подобно тому, как хвалы и восславления можно было бы также включить в их число, кроме «саббих», кото­рое безусловно принадлежит повелительной форме, а «Субхана» поместить между повествовательной и повелительной формами, ибо слово «Субхана» может быть причастием страдательного залога от «саббих» (в изъявительном наклонении) или «саббих» (в повествовательном предложении).

Затем Абу Шама суммарно вместил некоторые начала сур в следующие два бейта:

Восславил он Себя, Благословенный, утверждением

«Аль-Хамда» и заклинаниями, начиная суры

Повелением, условием, пожеланием, клятвою и прошением.

Сокращенными буквами, вопросом и изъяснением.[228]

Сокращенные буквы Корана. Одной из проблем в Коране, постоянно притягивающей к себе внимание, весьма сложной, за­путанной и трудной, является проблема расшифровки значения и смысла сокращенных букв, своеобразных аббревиатур. Поэто­му ученые в области коранических наук выделяют дискуссию об этих сокращенных буквах в начале сур Корана в отдельные главы.[229] Конечно же, эта дискуссия имеет непосредственное отноше­ние к истории нисхождения и составления Священного Писания.

В действительности, теории и гипотезы о смысле этих аббре­виатур, например, об «Алиф-лам-мим», «Алиф-лам-ра», «Каф», «Нун», «Ха-мим-айн-син-каф» и им подобных, встречающихся в началах двадцати пяти или двадцати девяти сур Корана,[230] столь разнообразны и разноречивы, что побуждают и других иссле­дователей высказать о них также свои соображения в своих ра­ботах по истории Корана и кораническим наукам, выделив их в специальные разделы,[231] как сделал это ас-Суйути, отведя этой теме сорок третью главу своего труда. Прежде чем приступить к рассмотрению мнений мусульманских ученых по этой про­блеме, считаем необходимым сказать предварительно несколько слов о различных структурах и формах данных сокращенных аббревиатур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: