Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности

К.Левин. Внутренний конфликт – это противодействие приблизительно равных сил поля. Движущие силы – связанные с положительной или отрицательной валентностью – вызывают три основных разновидности внутреннего конфликта:

-Человек находится между двумя «+»(ми) валентностями, двумя привлекательными объектами;

-Столкновение с объектом, который одновременно имеет и «+» и «-» валентности («и хочется и колется») – вызывает приближение –удаление от объекта;

-Конфликт между двумя «-»(ми) валентностями (неприятная работа и страх наказания).

Жизненное пространство – множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Регионы и границы – определенные сектора психологического пространства, границы которых обладают проницаемостью. Локомоции – связь между регионами, действия, происходящие в реальном или воображаемом пространстве. Временная перспектива – то, что определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Развитие личности представляет движение личности от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Развитие личности также предполагает дифференцированность личностного пространства – чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность.

Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенную валентность. Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют предметы, которые для всех имеют одинаковый.

Человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности. Потребности бывают двух видов – биологические и социальные (квазипотребности), которые формируются в процессе обучения и воспитания, т.е. не являются врожденными, в отличие от биологических. Все потребности не изолированы в структуре личности, а взаимосвязаны и образуют некоторую иерархию.

Ф. Фестингер. теория когнитивного диссонанса

Люди стремятся к внутренней гармонии между получаемой информацией и наличными мотивами их поведения> При нарушении гармонии (диссонансе) индивид стремится к редукции возникшей напряженности путем изменения одного из элементов, либо переосмысления информации.>Когнитивная структура включает три основных компонента: «контроль поведения» — «контроль мышления» — «контроль эмоций».>Каждый компонент оказывает влияние на остальные: изменение одного влечет за собой изменение остальных. >Когда у человека возникает конфликт в мыслях, чувствах или поведении, он старается измениться для того, чтобы уменьшить возникшее противоречие.

Дж. Келли теория личностных конструктов

Психологическая жизнь человека обладает процессуальной природой. Индивидуум непрерывно изменяется. Движение носит регулярный характер – оно образует паттерны и укладывается в определенное русло. > Конструктивные системы обладают определенной структурой, они находятся в процессе непрерывного изменения. Этот процесс встроен в структуру конструктов ® человек должен быть понят в контексте своих собственных личностных конструктов, постоянно находящихся в движении.

Основные мотивационные компоненты – выбор и опыт.

-Выбор: в поляризованном конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает, способствует расширению и большей определенности его системы.

-Опыт: конструктивная система человека меняется по мере того, как он последовательно конструирует копии событий. Человек – существо, активно контактирующее с миром, активно интерпретирующее события. Он использует имеющиеся знания для объяснения нового.

Приобретение опыта включает последовательные стадии: предвосхищение ® вложение ® встреча ® подтверждение или опровержение ® конструктивный пересмотр.

Человек постоянно сталкивается с необходимостью подтверждения или опровержения своей конструктивной системы. И то и другое способно привести к реконструкции системы.

Тенденция к активности и развитию является врожденной, следовательно, психопатология развития обусловлена прекращением человеком активного развития в тех или иных значимых сферах своей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: