Новый метод – компиляции

Новые принципы отбора информации – основаны на авторитете автора. Компиляция не была бездумной, авторы оценивали истинность того или иного утверждения. Описывали войны и исторические события.

Полибий «Всемирная история», как Рим завоевывал мир. Произведения приобретают местную окраску (Флавий пытался соединить иудейскую и эллинистическую традиции) Флавий в «Истории иудейской войны» пишет, что он видел, а в «Иудейских древностях» попытка описать то, что он лично не видел.

Развивается жанр исторической биографии. Плутарх «Сравнительные жизнеописания». Плутарх говорит, что пишет не историю, а биографию, он пытается показать человека. Выпадают некоторые исторические события, но акцент на исторических личностях.

По сути историография эллинизма – это продолжение историографии греков.

6. Историческая мысль в Древнем Риме: старшие и младшие анналисты.

Специфика римлян – много воспроизводили сами и мало давали. Древний Рим не полностью слился с эллинистическим миром.

Продолжала развиваться биографическая историография. Светоний «Жизнеописание 12 цезарей» - описание биографий. Основные черты:

- В историографии Древнего Рима преобладало морализаторское

- Главный метод – быть очевидцем, нового метода римляне не предложили.

Продолжается написание антикварных произведений, которые составляли особую часть древнеримской литературы.

Периоды развития Римской историографии:

  1. Анналы – зародились во 2 в. до н.э. – кончились в 1 в. н.э.

Тит Ливий «История Рима от основания города».

  1. Историография поздней Римской империи. Время имперских историографов Тацит, Светоний – завершающий этап.

Римская анналистика: Первые произведения появляются в конце 3 в. до н.э.

Анналы – погодные записи. Первые анналы появляются еще под влиянием греческой историографии. Тит Ливий начал говорить о том, какое место занимают предшествующие правления.

Для самих римлян анналы не были историей. Историография римлян – это изложение определенных события.

Римляне заимствовали историографию из Греции. Схема ранней историографии Древнего Рима восходит к записям, которые с древнейших времен составлялись римскими жрецами-понтификами для календарных целей. Эти записи, имевшие официальный характер, назывались Annales («Анналы»). Изложение в анналах велось в хронологической последовательности, по годам: указывались консулы и магистраты года и самые значительные события (договоры о мире, объявление войны, стихийные бедствия, необычные природные явления, затмения, неурожаи и т. п.).

Принято выделять старших и малых анналистов. Старшие анналисты унаследовали греческую историографию, греческий язык, выбор определенного круга источников и как правило опирались на сочинения греческих историков, в частности хорографы.

Первый из старших анналистов – Квинт Фабий Пиктор первый из римских старших анналистов, автор написанных на древнегреческом «Анналов». Датой основания Рима Пиктор считал 747 до н. э. (первый год восьмой олимпиады), что указывает на знание им греческих научных трудов по ранней римской истории. «Анналы» Пиктора построены по хронологическому принципу и охватывают период от мифических времён до последних событий времён Второй Пунической войны. Основное внимание Пиктор уделяет Пуническим войнам, считая необходимым донести до греческой аудитории позицию Рима, а также поднять статус родного города.

Источниками Пиктора считаются «календари», которые вела коллегия понтификов — краткие записи о важнейших событиях, произошедших в течение года, личные записи рода Фабиев и других родов, а также различные легенды. В описании событий Второй Пунической войны Пиктор также пользуется своими собственными знаниями.

Луций Цинций Алимент, современник Фабия Пиктора, претором в Сицилии в 210—209гг. до н.э. Известно о его участии во второй Пунической войне и пленении Ганнибалом. Он написал по-гречески «Историю Рима» от основания города, которое относил к 729—728 гг. до н. э., до событий своего времени. От его сочинения так же, как от истории Фабия Пиктора, дошли лишь скудные фрагменты.

Последним из старших аннлистов был Авл Постумий Альбин, о котором мы знаем по сочинениям Полибия. Написал несохранившуюся историю Рима на греческом языке, в которой писал в основном о войнах и политике.

Средняя анналистика приходится на последнюю треть 2 в. до н.э. Сложный период для Рима. Внутренние проблемы (выступление братьев Гракхов, реформы Гая Мария.

Катон Старший «Начало». Впервые написано на латинском языке. Освещен период от ранней истории Рима до времен Катона. Отходил от греческой хронологии. Катон рассчитывает основание Рима от падения Трои. Произведение Катона скорее представляет собой сборник рассказов в хронологической последовательности. Часто Катона приписывают к старшим анналистам.

Младшая аналистика – с 3 в. Произведения младших анналистов увеличились в объемах. Увеличение объемов произведений объясняется тем, что младшие анналисты использовали больше источников.

Младшие аналисты использовали новые подходы. У автора был ограниченный круг собеседников и придумать новое было сложно. Новыми источниками информации стало использование семейных хроник. Использовали произведения, которые им ранее не попадались

Первый историк этого поколения – Луций Кассий Гемина.

Cassius Hemina, Lucius, II в. до н. э., римский анналист. Автор Анналов, предположительно в 4 книгах, охватывающих историю Рима от Энея до эпохи жизни автора; название кн. IV Вторая пуническая война (Bellum Punicum posterior) указывает на вероятное создание книги до начала III Пунической войны (149 г. до н. э.). В кн. I рассказывается история Италии и италийских городов: легендарного основания Рима касаются фрагменты кн. II; в этой части своего труда Кассий Гемина, возможно, взял за образец Начала Катона Старшего. Предысторию Италии Кассий Гемина пытался увязать с историей Греции, питал пристрастие к этимологизации. В его работе много антикварных моментов. Его главная заслуга – заполнил пробелы в рассказах старших анналистов.

Луций Кальпурний Пизон – 133 г. консул. Писал записки о судебной практике и написал Анналы в 7 книгах. Начинал от прибытия Энея в Италию и закончил событиями современные, которым был свидетелем. На него в своих трудах опирался Тит Ливий. В его книгах содержится хорошая топография Рима.

Гай Лициний Макр (66 г до н.э) Макр написал исторический труд, название которого неизвестно (Annales либо Historiae)[1]. Точное количество книг в нём также неизвестно — более поздние грамматики упоминают, в частности, 16-ю книгу, но гораздо чаще цитируют книги I и II[1][2]. Макр редко заимствовал материал у предшественников, зато часто обращался к первоисточникам — в частности, к libri lintei[en] («льняным книгам» — спискам римских магистратов, записанных на этрусский манер на льняных полотнах)[1]. От Цицерона известно о том, что Макр пренебрегал источниками, которые были написаны на древнегреческом языке [2]. В его сочинении излагалась история от мифических событий, связанных с основанием Рима, до неизвестного времени (последний фрагмент его сочинения касается событий 299 года до н. э.). Макр стремился к рационалистическому толкованию мифов [1]: в частности, он предположил, что Ромула и Рема вскормила не волчица (lupa), но жена пастуха Фаустула Акка Ларенция, которую за лёгкое поведение называли блудницей или проституткой (другое значение слова lupa).

Как и Валерий Анциат, Макр не был до конца объективен и стремился возвысить свой род, подчеркнуть его роль в римской истории. Писал Макр под сильным влиянием изысканного и цветастого азианского стиля; Цицерон характеризовал его как «болтливого» историка[2][4]. Сочинение Макра использовали в качестве источника Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский; знали его и более поздние грамматики

Квинт Эпий Туберон – Туберон написал историческое произведение (не менее 14 книг), излагавшее историю Рима от его основания до дней, ему современных. Сведениями Туберон был обязан Лицинию Макру. Произведение Туберона пользовалось успехом, к нему обращались Дионисий Галикарнасский и Ливий. Конец анналистики.

Младшие анналисты ставили задачу создания нового образа римского народа. История становилась пышной, торжественной. Римские анналисты воспроизводили греческие традиции – драматизация через прямые речи.

В 1 веке до н.э. в Римской республике формируется направление отходящее от анналов – появляются новые жанры. Продолжались антикварные произведения.

7. Основные тенденции и итоги развития исторической науки в Римской империи.

Во 2 г. до н.э. римляне столкнулись с проблемой неадаптированности древних источников.

Появляется направление грамматиков, грамматика – объяснение слов. Но специальные грамматические исследования долго уступали первое место антикварным и литературно-историческим занятиям и ограничивались обыкновенно толкованием отдельных писателей и объяснением устарелых, труднопонятных форм слов. Замечательнейшие Г. этого древнейшего периода суть: Аврелий Опилий, известный объяснением древних поэтов и грамматическим сочинением Musae; Элий Стилон Преконин, обращающий внимание преимущественно на этимологические исследования, и более всех его ученик М. Теренций Варрон, который, благодаря своей обширной учености, дал и грамматическим занятиям новый, долго действовавший толчок.

Рассвет антикварной литературы – Марк Теренций Варрон (2 в - 1 в до н.э) – произведение В сборнике философско-исторических работ под названием Логисторики, насчитывающем 76 книг, Варрон затронул множество интересовавших его вопросов, например воспитание детей, почитание богов, счастье, мир и т. д. Каждая из этих работ имела двучленное название, состоявшее из имени собственного и обозначения темы, например Марий, или Об изменчивости судьбы (Marius de fortuna). Обозначенное в заглавии историческое лицо позволяло ему связать повествование с историей Рима, что повышало воспитательные достоинства произведения. Особого упоминания среди сочинений Варрона заслуживает первое иллюстрированное римское произведение под заглавием Седмицы или Портреты (Hebdomades vel de imaginibus) в 15 книгах. Законченное в 39 г. до н. э., оно включало 700 портретов знаменитых людей из разных областей человеческой деятельности, например, царей и вождей, политиков, поэтов, прозаиков и т. д. Каждой группе греческих портретов Варрон противопоставил семь римских, чтобы доказать равноправное положение римской культуры. Под портретом помещались две краткие биографические справки, поэтическая и прозаическая, не всегда принадлежавшие Варрону. Основным произведением в этой области были Человеческие и божественные древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге. Это была энциклопедическая обработка всей истории римской культуры. Первая часть, описывавшая человеческие древности (кн. I—XXV), была создана в пятидесятые годы, а вторую, посвященную божественным древностям (кн. XXVI—XLI), Варрон осенью 47 г. до н. э. посвятил Цезарю, который в то время стал во главе коллегии понтификов. Содержание второй части нам известно довольно точно благодаря сообщениям христианских писателей, в основном Августина; Варрон исчерпывающе описал, по указаниям стоиков, философскую религию образованных людей, мифологическую религию поэтов и государственную религию, однако уделяя больше внимания культу, чем самим верованиям. Дополнением к его произведению был труд О жизни римского народа (De vita populi Romani) в 4 книгах, в которой Варрон противопоставил простую жизнь предков распространившейся в его время страсти к излишествам; название напоминает о произведении Дикеарха, ученика Платона. Чтобы доказать равноправие греческой и римской культуры и освободить римлян от обвинений в варварстве, Варрон в работе О происхождении римского народа (De gente populi Romani) в 4 книгах показал вклад римлян в развитие греческой культуры

Главная идея Варрона – римоцентризм. Это произведение не историческое, а скорее справочное. Вычислил год и день основания Рима. Представление о 3 периодах истории человечества:

  1. От начала рода человеческого до более древнего потопа.
  2. От древнего потопа – к первый

В 1 в. появляются труды о том, что есть история, размышления о роли системы ценностей.

Разворачивается дискуссия Марка Тулия Цицерона и Гай Салюстия Криспа. Циицерон писал труды по юриспруденции. Написал произведение о заговоре Катилины. Сам написал «Югуртенская война»

В своих произведениях сопоставлял историю и литературой и философией. Цицерон говорил что история – это ораторское искусство.

Роль истории:

  1. Подготовка к политической деятельности.
  2. История – это занятие в период досуга.
  3. История – заменитель политической деятельности.
  4. История – это продолжение ораторского искусства.

История пишется с целью оправдать цезаря.

В 1 в. ставится вопрос: кем должен быть историк? По Цицерону – историк – красноречивый рассказчик.

Тит Ливий – никогда не занимал государственных постов, поэтому долго спорили стоит ли ему верить. Историки 1 века не придумывали историю, они хорошо могли интерпретировать. Задача Ливия написать философскую историю, он ставил перед собой целью морализаторство.

Тит Ливий делает историю Рима единственной. Один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Стал основоположником так называемой альтернативной истории, риторически описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским, если последний прожил бы дольше.

8. Основные черты исторической мысли в средние века.

Исторический процесс рассматривался как реализация не человеческих, а божественных целей. Человека и исторический деятель – это всего лишь инструмент реализации божественного замысла бога, бог создал человека только для того чтобы при помощи человека осуществить свой замысел. Тем не менее было признано человеческое желание как единственный фактор возникновения исторических событий.

Это в свою очередь означало, что каждая эпоха имеет свои определенные характеристики, которые возникают в историческую эпоху чтобы выполнить свое предназначение и сойти со сцены.

Христианский универсализм – христианское отношение к человечеству, история везде и всегда одинакова и однородна, поэтому христианину не нужна история одного народа, нужна универсальная история мира, вселенной.

Основные принципы средневековой истории:

-универсализм

-провиденциализм

-эсхатологичность

-периодизированность

1. С редневековая историография стремилась показать всю историю, от самого ее начала, сотворения мира, человека, народов и до апокалипсиса, когда как греко-римская история была центричной.

2. История рассматривается как пьеса написанная богом, но нет персонажей которые пользовались бы особым благоволением бога.

3. История делится на две части до и после рождества христова.

4. Периодизация.

На формирование средневековой историко-философской схемы оказали большое влияние произведения «христианского Геродота» Евсевия Кесарийского (260 — 340) и особенно епископа гиппонского Аврелия Августина (554 — 430), разработавшего основные положения указанной схемы, которую средневековые хронисты лишь дополняли. Поскольку история рассматривалась как служанка богословия и ее задача состояла не в том, чтобы исследовать реальную действительность, а поставлять аргументы для подтверждения библейско-христианской схемы, то, естественно, не могло быть и речи об историческом исследовании и исторической критике как таковой Средневековые хронисты от нее практически отказались, предав забвению достижения античной историографии Сильнейшее влияние на технику исторического исследования оказывала Библия с ее неопределенным повествованием и морализированием Интерес к точной констатации фактов был минимальным, о проверке фактического материала особенно не заботились. Средневековые хронисты для описания конкретных событий античной истории пользовались произведениями античных писателей, их изучали, им даже подражали, но, заимствовали, как правило, лишь внешние стороны повествования: риторический стиль и драматизацию действия.

В целом можно говорить о глубоком изменении средневековой историографии по сравнению с античной; она характеризуется разрывом с основными принципами античной исторической мысли: была создана другая господствующая историко-философская схема, приобрела иной характер методика исторического исследования изменился круг изучаемых проблем. Можно говорить об известном понижении уровня исторических исследований, но вместе с тем следует отметить, что средневековая историография не была «провалом» в развитии исторической мысли. В средневековых монастырях сохранялись многочисленные рукописи античных авторов, продолжали активно изучать римское право, латинский язык стал языком образованных людей средневековья, наконец, в самой историко-философской концепции средневековых хронистов были заложены, хотя и в мистической форме, плодотворные идеи-единства всемирно-исторического процесса и преодолен до известной степени конечный пессимизм античных историков

9. Историография раннего средневековья: Иордан, Григорий Турский, Беда Почтенный.

Первые варварские историки – Иордан (6 в) «Готика», Григорий Турский (6 в) «История франков», Беда Достопочтенный (7-8 вв) «Церковная история народа англов» и бенедектинский монах Монте Кассиньо «История Ломбардии»

Историография V-VIII в. по форме и характер примыкает к историографии периода упадка Римской империи. Среди авторов еше встречаются светские люди как Марцеллин и Кассиодор.

Патристическая историография (Августин, Иероним, Орозий) создала схему христианского понимания истории, дала ориентир дальнейших ислледований. Их история была универсальной, посколько христианство – мировая религия. Кроме того они еще принадлежали Риму и мыслили римскими категориями.

Создаются по прежнему работы хроники, анналы, но все они уже пишутся в христианской традиции. Хроники начинаются от Адама, включая краткие данные, заимствованные из библии. Затем пишут о римской истории на основании кратких хронологических таблиц Распад римской империи на несколько варварских государств, слабость культурных и политических свзяей между этими госдуарствами приводит к резкому сужению кругозора историков.

Параллельно с анналами появляются и собственно исторические труды. «История готов» Иордана, священника первой половины VI в. Он написал свою работу для возвеличивания готского племени и королей в период крушения готского владычества в Италии. В основу положен был более ранний источник на ту же тему, до нас не дошедший составленный Сенатором Кассиодором. История Иордана носила светский характер.

«Десять книг церковной истории франков» Григория Турского, потомка знатной гало-римской фамилии. Труд написан на варваризированной латыни. История носила светский характер, а церковная – эпитет, подчеркивающий религиозную окрашенность труда, в котором божественному вмешательству отводится немаловажная роль. Описывается история династии Меровингов до 591 г.

Григорий наполняет свою книгу чудесами, святые мученики занимают одно место с правителями и их странствующими потомками.

«Церковная история англов» Беда Почтенный. в VIII в. англосаксонский историк Беда Достопочтенный дополнил унаследованную от Августина периодизацию священной истории внутренней характеристикой каждого из «шести веков мира» этой истории (150). По этой схеме развитие событий в пределах каждого «века» протекало по трем фазам: становление — дифференциация (разделение) — крушение. Не трудно заметить, что, хотя «века» оказались содержательно дифференцированными и пополнились динамизмом, тем не менее, следуя подобной методе, Беда оставил без внимания характер сочленения (переходы) между «веками», т. е. их соотношение.

Среди историографических сочинений раннего средневековья на первое место следует поставить истории — крупные произведения посвященные серии значительных и в основном современных автору политических событий. Примером может служить «История войн Юстиниана» византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.), написанная в традициях классической анти­чной историографии. Несколько иной характер имеют западноевропейские «истории» того времени: «История франков» Григо­рия Турского (VI в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.). Они создавались в рамках позднеантичной христианской традиции, делавшей упор на изложение ис­тории от сотворения мира. Текущие события занимают централь­ное место и здесь, но они лишь венчают пространные повество­вания о давних временах, построенные на Библии, сочинениях предшественников и устных преданиях. Такие повествования по­служили одним из истоков жанра хроники, представляющего со­бой соединение рассказа о современных и хорошо известных ав­тору событиях в одной стране (княжестве, городе) с компилятив­ным и схематичным очерком «мировой» истории предшествующего периода.

Наряду с историями и хрониками средневековая историогра­фия представлена также биографиями (например, «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда, начало IX в.) и анналами Большинство анналов назы­ваются по монастырям и кафедральным соборам, в которых они создавались. Расцвет западноевропейской анналистики приходится на VIII—X века.

Важным источником по истории раннего средневековья явля­ются агиографические сочинения: жития реальных и вымышлен­ных людей, причисленных церковью к лику святых, описания их подвижничества, мученичеств, видений и чудес. Создание боль­шинства из них приходится на период христианизации (в Галлии это IV—VI вв., в Британии и Германии — VII—VIII вв. и т.д.), а также на время крупных потрясений внутри самой церкви, на­пример на эпоху иконоборчества в Византии (VIII-IX вв.). Разу­меется, события, о которых повествуют агиографы, следуя опре­деленному принятому трафарету, иногда вымышлены, однако ав­торы сообщают и о вполне реальных людях.

10. Исторические произведения и их особенности XII-XV вв.

Среди нарративных источников XI—XV вв. наиболее важны ис­торические сочинения — анналы, хроники и истории. В XII—XIII вв. анналы, особенно церковные, с их схематизмом и локальностью все более вытесняются хрониками, авторами которых нередко были светские люди. Хронисты XII-XV вв. обладали несравненно боль­шим кругозором, чем их предшественники — анналисты. С XIII в. они нередко писали свои сочинения не на латыни, а на народных языках. Хроники отличаются большей детальностью описания событий, их авторы не просто регистрировали факты, но и стре­мились дать им собственную интерпретацию. Вера в чудеса, бо­жественное провидение (провиденциализм), отсутствие критики источника характерны для хронистики XII-XIV вв.

Большое число хроник связано с историей крестовых походов. Среди них «Деяния франков и прочих иерусалимцев», написан­ные простым и не слишком образованным рыцарем, участником Первого крестового похода; «Деяния Бога через франков» (нача­ло XII в.), чьим автором был ученый аббат Гвиберт Ножанский; «Взятие Константинополя» одного из вождей Четвертого кресто­вого похода, маршала Шампани Жоффруа Виллардуэна и описа­ние того же события амьенским рыцарем Робером де Клари. Две последние хроники написаны на французском языке. С XIII в. создаются сводные хроники, относящиеся к истории страны в целом. Это Большие французские хроники, Сент-Олбанские хро­ники в Англии (XIII—XV вв.), Всеобщая испанская хроника, составленная в XIII в. кастильским королем Альфонсом X и про­долженная в XIV в. В Италии и Германии хроники в основном освещают историю ­отдельных областей и городов. Со второй по­ловины XIII в. появляются и историко-мемуарные произведения, например Жана де Жуанвиля, маршала Шампани (конец XIII - начало XIV в.) и Филиппа де Коммина, советника короля Людо­вика XI (конец XV в.). С конца XIV в. в Италии зарождается гу­манистическая историография, более решительно разрывающая с провиденциализмом, стоящая на позициях рационального истол­кования событий с элементами научной критики источника. Вмес­те с тем она испытала значительное влияние образцов античной историографии.

Оттон Фрейзингенский — (* 1112† в 1158 г.) немецкий писатель, историк. Своей всеобщей историей — хроникой «О двух государствах», доведенной до 1146 г. и продолженной Оттоном из монастыря св. Власия до 1209 г., а также историей императора Фридриха I (до 1156 г. «Деяния императора Фридриха I», продолженной Рахевином до 1160 г.), Оттон заслужил почетное место среди немецких историков средних веков.

Хроника проникнута пессимизмом и заканчивается воображаемой картиной конца мира. Причина пессимизма Оттона Фрейзингенского заключалась в социально-политическом кризисе в Германии, раздираемой борьбой феодальных партий. Вместе с тем хроника, особенно в последней части, содержит ценный фактический материал по внутренней и внешней истории Германии, даёт широкое полотно политической жизни того времени.

В сочинении «Деяния императора Фридриха I» Оттон Фрейзингенский изложил историю Германии с правления Генриха IV до 1156 г. заново, придерживаясь официально-придворной точки зрения. «Деяния…» — ценный источник по истории Германии и Италии XII в., а также по международным отношениям того времени.

В этом легко убедиться при знакомстве с отправным положением его «философии истории». Это положение гласило: любые исторические формы подвержены изменениям. Все, что формируется во. времени, является преходящим. Ни одно состояние в человеческом бытии не изъято из его потока. В истории нет покоя. Эта несомненно историческая точка зрения нашла отражение во многих местах «Хроники», в которых отмечен факт изменчивости во времени политических форм организации общества (Chr., prol. I). Все, что развивается, однажды достигает высшей точки, но, достигнув ее, ничто там не задернсивается. Таким образом, ни одно историческое образование, включая и государство, не пребывает — формы бесконечно и заново формируются.

Итак, идея изменчивости «mutabilitas» — главное содержание исторических воззрений Оттона.. Поскольку воплощение Христа и для Оттона остается «срединным пунктом» всемирной истории, постольку он различает время «до рождества Христова» и время «после рождества». Историческое значение земного воплощения Христа заключалось в преобразовании «светского града» (civitas mundi) в «град Христа» (civitas sua)

В позднем средневековье увеличивается количество хроник. Больше появляется собственно исторических произведений. Появляются нецерковные авторы: Джованни Виллани.

Флорентийский хронист, историк и государственный деятель, итальянский банкир, должностное лицо, дипломат и летописец. Автор Nuova Cronica (Новой Хроники) — одного из наиболее значительных произведений флорентийской культуры XIV века. События жизни Виллани известны большей частью благодаря его же рассказам о себе самом в Nuova Cronica, что нетипично для средневекового историка. Внимание к экономическим аспектам, статистической информации, политический и психологический анализ событий, делают Джованни Виллани качественно новым летописцем средневековой Европы. Он первым использовал статистические данные в хрониках. Однако, историк Кеннет Р. Бартлетт обращает внимание, на то, что в отличие от преемников Виллани эпохи Ренессанса, «его уверенность относительно Божественного провидения прочно связывает его со средневековой летописной традицией.»По мнению некоторых исследователей (Аквилеккья), работа Виллани над Хроникой распадается на два этапа. В первом отражено оптимистическое видение, обусловленное экономическими успехами и культурным расцветом Флоренции первых десятилетий XIV века. Позднее (гл. 36 кн. VIII), Виллани вставляет предсказание падения родного города, подобного падению Древнего Рима.

Филипп де Коммин (фр. Philippe de Commynes или Philippe de Commines) (ок. 1447 Фландрия — 18 октября 1511) — французский дипломат и историк, советник королей Людовика XI и Карла VIII. Считается одним из родоначальников современной историографии, автор первых мемуаров на французском языке в современном понимании этого слова. Работу над мемуарами Коммин начал в 1489 году по просьбе архиепископа Вьеннского Анджело Като. Воспоминания Коммина делятся на 2 части: первая состоит из 6 книг и охватывает правление Карла Смелого и Людовика XI, вторая состоит из 2 книг и посвящена итальянскому походу Карла VIII.

11. Основные черты гуманистической историографии.

15-16 вв. Возврождение. Гуманизм – это система знаний о человеке. Петрарка. В 15 в. история выделяется в отдельную отрасль знаний.

Основные черты гуманистического мировоззрения:

1.Светское мировоззрение

2.Рационалистический подход, вера против разума.

3.Преклонение перед человеческой личностью.

4.Обращение к античной культуре.

Основная черта – это философский идеализм.

Основные черты гуманистической историографии:

  1. Светский характер истории. Причины событий в истории – действия людей, раскрытие причинно-следственных связей.
  2. Поиск внутренних путей развития исторического процесса.
  3. Зарождение критики источника.
  4. Меняется отношение к источнику, устный источник уходит на второй план. Формируются научные коллекции рукописных источников у Петрарки к примеру. Возрождается антикварное направление и появляются первые музеи.
  5. Историки ведут поиск новых источников.
  6. Создание научного аппарата – ссылки, сноски.
  7. Изменение средневековой периодизации истории: античность – 5 в, потом средние века.
  8. Меняется язык сочинений, начинают использовать классическую латынь и национальные языки.

Гуманисты отходили от теологического видения мира, заменяя его антропоцентристскими представлениями. Средневековая историография строилась на принципе провиденциализма: история обусловлена божественным промыслом, провидением. Средневековое понимание истории было также телеологическим: история движется согласно плану и цели, предустановленными Богом - от акта Творения к пришествию и смерти Иисуса Христа и далее к Страшному суду и установлению тысячелетнего Царства Божия.

Гуманисты сохранили конечную причинность в истории за Богом. Но при объяснении отдельных исторических событий они обращались к человеческим мотивам и действиям, и, следовательно, стремились к рационалистической интерпретации прошлого. История рассматривается как сфера действия людей, а не Бога, и это приводит к секуляризации исторического сознания. Гуманисты рассматривали достижения культуры как важнейший показатель эволюции общества. Они отказались от деления всемирной истории по четырем монархиям и предложили трехстадийную периодизацию (Ф. Биондо): золотой век античности, средний век готического варварства, новый век возрождения античного наследия.

Ренессанс (Возрождение), выразившийся в «подражании» гуманистов античным ученым и деятелям культуры, был обусловлен спецификой социально-политической жизни Европы XV - XVI вв., связанной с утверждением абсолютизма и формированием национальных монархий. Обращение гуманистов к античности, как эпохе гражданской доблести и политического величия, было порождено поиском образов, которые могли бы подтвердить новые общественные идеалы.

Рационалистическое объяснение истории диктовало необходимость критического анализа исторических источников Призыв гуманистов ad fontes («к источникам») отражал стремление выявить в документах подлинные факты и отказаться от домыслов и легенд.

Формируются две школы –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: