Теоретические представления о строении личности, разработанные в рамках транзактного анализа, автор – Эрик Берн (1902-1970).
Представления о личности основываются на его многолетнем анализе общения людей друг с другом. Разработаны преимущественно на материале пациентов психиатрических клиник.
В процессе общения мы всегда можем отчетливо видеть, что общающиеся люди пребывают в разных состояниях – «состояния Я». Их 3:
· - родитель
· - ребенок
· - взрослый
Состояние «Родитель» - человек ведет себя во многом подобно своим родителям – т же позы, жесты интонации, манера общения, способы реагирования на определенные ситуации и т.д. Общие, универсальные характеристики: категоричность суждения, манера разговаривать с высока, назидательный тон и т.д.
Состояние «Ребенок» - человек ведет себя как когда-то это было в детстве, универсальные качества - естественность, эмоциональность, безответственность, импульсивность, протест, капризность и др. (аналог фрейдовского id-Оно, основа творчества, флирта. Полностью подавлять в себе ребенка нельзя)
|
|
Состояние «Взрослый» - человек ведет себя реалистично и разумно, ответственно, его поведение в целом соответствует объективным законам и требованиям, которые существуют в мире. При этом, он опирается на вой собственный разум и опыт. Взрослого можно опознать по характеристикам: «Я думаю….», «Как показывает мой опыт», «Это логически следует…» (аналог фейдовского Super Ego – Cверх Я)
Эти три состояния Я Берн обозначает следующим образом:
1 2
Процесс общения – транзакции. Транзакция – единица общения. S → R. Стимул – это реплика одного человека, которая побуждает другого человека к общению, эта реплика исходит из какого-то состояния его Я. Реакция – это ответная реплика, которая также выходит из конкретного состояния и направляется в конкретное состояние первого. Это и есть транзакция.
Анализ транзакции позволил Берну описать ряд закономерностей в общении.