После изгнания монгольских завоевателей и воцарения новой династии Мин в Китае восстанавливается и укрепляется центральная власть. Территория империи была разделена на провинции, которым, в свою очередь, подчинялись области, округа и уезды. Провинциальная администрация состояла из трех частей: регулярных чиновников, войсковых командиров и цензоров, контролировавших тех и других. Высокая степень централизации бюрократии и хорошо налаженный контроль над ней поначалу обеспечивали династии полную лояльность государственного аппарата.
В течение XV—XVI вв. Китай переживал экономический подъем. Однако развитие товарно-денежных отношений и частной собственности, сопровождавшееся обнищанием крестьянства, подрывало социальную базу империи. Именно в это время были практически исчерпаны ресурсы традиционного земледелия с его опорой на ручной труд. Большое влияние на императоров приобретают различные временщики, фавориты, что порождало постоянные придворные интриги, заговоры, злоупотребления на всех уровнях власти. В стране сформировалось оппозиционное движение во главе с учеными-чиновниками, призывающими к проведению реформ. Положение династии осложнялось возобновившимся военным давлением со стороны монголов. Кроме того, на севере Китая активизировались племена маньчжуров. В 1636 году маньчжурский предводитель провозглашает создание династии Цин (1636-1911). Так в Китае вновь установилось владычество чужеземных завоевателей.
Маньчжуры и служившие им китайские полководцы смогли за короткий промежуток времени овладеть всей территорией Китая. Победа маньчжуров стала возможной во многом благодаря тому, что новые завоеватели были чрезвычайно терпимы к китайским ценностям, в частности, к традиционному сословию ученых-чиновников. Маньчжурские предводители не стали разрушать многовековую китайскую государственную машину, создававшийся в эпоху предшествующих династий государственный аппарат власти.
Цинские императоры проводили активную завоевательную политику. В XVIII веке совершаются многочисленные походы против народов, населявших юго-западные рубежи империи. Китаю удалось расширить свои границы и на востоке, распространив свое влияние на район Тибета.
Цинская империя вступила в XIX век могущественнейшим государством Восточной Азии. Однако за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной деспотии: слабость армии, ограниченность производственного потенциала, перенаселенность, коррупция властей. Эти пороки со всей очевидностью обнаружились в середине XIX века — во время восстания тайпинов (1851—1864) и первых столкновений с капиталистическими странами Запада.
Индия.
Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.
Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглаживанию противоречий на нижних «этажах» общества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.
Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распорядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.
Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.
Образование мусульманских государств на территории Индии — Делийского Султаната (1206—1256 ) и Империи Великих Моголов (1526— XVIII век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги.
Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культурных ценностей, процесс исламизации не затронул глубинных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры.
Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.
1. Япония.
Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.).
На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно переносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические функции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.
Однако уже в это время происходит формирование феодальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверждается новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов - рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремесленников, крестьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском традиционных восточных общественных отношений. '
Однако в целом Япония пошла по пути развития собственнических институтов, являясь своеобразным исключением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических условий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.
До XIX в. Япония была закрытой страной.