Поздней Римской империи

ОБЩЕСТВЕННОГО УПАДКА

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Библиография

Ростовцев М.И., 2000-2001. Общество и хозяйство в Римской империи. Т.I-II.– СПб.

Ростовцев М.И., 2003. Рождение Римской империи. – М.

Аммиан Марцеллин. 1994. Римская история. – СПб.

Аппиан Александрийский, 2002. Римская история. – М.

Аппиан Александрийский, 1994. Римские войны. – СПб.

Флавий Вегеций Ренат, 1996. Краткое изложение военного дела. – СПб. Евагрий, 1999-2001. Церковная история. Пер. И.В. Кривушина. Кн.I-IV. СПб.

Орозий Павел, 2004. История против язычников. Книги I-VII. Пер. В.М. Тюленева. – СПб.

Олимпиодор Фиванский, 1999. История. Перевод, вступительная статья, комментарии и указатель Е.Ч. Скржинской. – СПб.

Прокопий Кесарийский, 1993. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. Перевод, статья, комментарии А.А. Чекаловой. – М.

Эпиктет, 1995. Марк Аврелий. – М.

Сократ Схоластик, 1996. Церковная история / Ред. М.А. Тимофеев. – М. Феодорит Кирский, 1996. История боголюбцев / Ред. А.И. Сидоров. – М. Феодорит Кирский, 1993. Церковная история. – М.

Вольфрам Х., 2003 Готы. От истоков до середины VI в. (опыт исторической этнографии). Пер. с нем. Б.П. Миловидов, М.Ю. Некрасов / Ред. М.Б. Щукин, Н.А.Бондарко, П.В.Шувалов. – СПб.

Грант М., 1998. Крушение Римской империи. Пер. с англ. Б. Бриксмана. – М.

Джонс А.Х.М., 1997. Гибель античного мира. – Р-н-Д.

Моммзен Т.,1993. История Рима. – М.

Ренан Э.Ж., 1991. Марк Аврелий и конец античного мира [пер. с фр.]: Репринтное воспроизведение изд. Н.Глаголева. – М.

Михайловский Ф.А., 2000. Власть Октавиана-Августа. – М.

Парфенов В.Н., 2001. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика. – СПб..

Князький И.О., 1999. Император Диоклетиан и конец античного мира: Государственные и правовые реформы начала домината. – М.

Хлевов А.А., 2005. Морские войны Рима. – СПб.

Колобов А.В., 1999. Римские легионы вне полей сражений. – Пермь.

Махлаюк А.В., 2000. Армия Римской империи. Очерк традиций и ментальности. – Нижний Новгород.

Махлаюк А.В., 2003. Римские войны. Под знаком Марса. – М.

Буданова В.П., 1999. Готы в эпоху Великого переселения народов. 2-е изд. – СПб..

Буданова В.П., 2000. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. – М.

Варвары [Сборник статей], 1999. – М.

Ермолова И.Е., 2001. Римская империя и федераты в IV в. // Новый исторический вестник. №2.

Колосовская Ю.К., 1996. Некоторые вопросы истории взаимоотношения Римской империи с варварским миром // ВДИ. №2.

Колосовская Ю.К., 2000. Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. н.э. – М.

Впервые опубликовано: История идей и история общества. Тезисы IV Всероссийской научной конференции. Нижневартовск, 20 апреля 2006 года. – Нижневартовск: НГГУ, 2006, с.58-61 (соавтор к.и.н. Д.А. Волошин).

Период IV-V вв. ознаменовался упадком государственных институтов и сената, гнетом и произволом огромного бюрократического аппарата Римской империи. Целью данной работы является рассмотреть морально-этические аспекты разрушения устоев Рима, вызывающие неоднозначные трактовки историков.

В основе построений сторонников «морализаторского подхода» [Корелин М. 1888, С.47; Вольтер Ф.,1868. С.287; Рубан Я.,1789; Кайданов И.К.,1823. С.225-226; Кудрявцев П.Н.,1875. С.1] лежит представление о том, что народы возвышаются и приходят в упадок в зависимости от нравов. Причины падения Римской империи видят в «глубоком падении нравов и учреждений» [П.Н. Кудрявцев], «во всеобщем развращении, злодеяниях императоров, упадке воинского духа» [И.К. Кайданов], в том, что императорский двор и сенаторская аристократия погрязли в интригах, предательстве и измене. Причина успехов варваров напрямую связывается с развращенностью нравов римлян, т.о. «оправдывается» разрушение империи, управляемой злодеями, развратниками и ханжами.

Часть историков [Michelet J. 1894. P.28, 39; Michelet J., 1853. Р.19-20; Гердер И.Г., 1977. С.408, 411-412; Мueller J.J., 1874. S.49.] бичует рабовладельческий характер общества римлян, называя последних высокомерным, жестоким народом, предающимся удовольствиям на окровавленных спинах потерявших человеческий облик рабов. Описывая «духовное ухудшение» Рима, свойственный римлянам гедонизм и недоверчивость, авторы зачастую противопоставляли данной «деградации» нерастраченную жизненную энергию германцев.Труд рабов стал для римского государства экономической язвой и неизлечимым нравственным недугом - потому варварские вторжения могут считаться необходимыми и нравственно оправданными. Рим погиб от морального одичания и разврата, т.к. «всякий разврат несет в самом себе отмщение и гибель» [И.Г. Гердер].

Существенно отличается от вышеописанной позиция исследователей, согласно которой падение империи ознаменовалось кардинальной переменой нравов, обычаев, образа жизни, религии и др. В рамках данного подхода особняком стоит концепция А. Лойена [Loyen A.., 1963. P.443], видевшего в известных событиях IV-V вв. н.э. прежде всего революцию морали и нравственности.

В гораздо большей степени развито направление, чьи приверженцы выступают апологетами христианской морали [Kaschnitz-Weinberg G.,1926. S.36.]. Падение Римской империи явилось «величайшей духовной революцией», в ходе которой был осуществлен переход от мирского античного к христианскому трансцендентальному миру. В противоположность остальным римлянам, пораженным «ядом деморализации», христиане составили высоконравственную, свободную и просвещенную массу.

Исходя из традиционного понимания падения Римской империи как процесса ликвидации политического и государственного единства в V в., сопряженного с одновременным упадком античной культуры, исследователи все больше обращаются к изучению кризиса духовной сферы и морального кризиса, причин апатии и пораженческих настроений римского общества V в. В римской культуре и самосознании начиная с III в. мотив упадка и кризиса традиционных ценностей становится доминирующим. Среди римлян росло ощущение, что все теперешнее ничто в сравнении с блистательным прошлым. Мысль об упадке и декадентские настроения становятся неизменными и естественными атрибутами духовной жизни этого периода.

Зачастую историки замечают, что подданные империи, доведенные до рабского состояния,не имели ни духа, ни желания оказать сопротивление варварам [Робертсон В.,1839. С.6; Botta Ch., 1825. P.60-65; Heitland J. Iterum, 1925. P.15; Уколова В.И., 2000. С.414; Дуров В.С., 1993. С.116; Aschbach J., 1827. S.149; Sybel H., 1863/1880. S.IV. S.7,12; Luponiac P., 1971. P.129; Буркхардт Я., 2003.С.219; Durui V., 1970. P. 211; Литтре Э.М., Л. Маркевича-Киев, М.Н.Карпович,1889. С.10; Arbanére E.-G., 1840. P.377.].Согласно Ф. Лоту, коррупция и деспотизм привели общество к моральной и материальной нищете, власть разбила всякое сопротивление и независимость, превратив народ в стадо.

Представления «Родина в опасности» не существовало, во времена падения империи патриотизм был редким явлением - предательством занимались даже уважаемые чиновники.В. Дюрюи по этому поводу писал, что моральный уровень администрации понизился, государственные должности больше не занимались способными и достойными людьми. Императорский деспотизм уничтожил всякое проявление личной инициативы у граждан, потерявших свои политические права. За годы политического безмолвия римский народ превратился в «жестокое и чувственное животное» [Э.М. Литтре], политическую пассивность римских граждан и безучастность к судьбе своего государства дополняли равнодушие и чувство безысходности.

Анализ морального состояния римского общества накануне падения империи, при всей его неодномерности, весьма актуален и поучителен при изучении судеб более поздних имперских образований вплоть до XX в. включительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: