Наивысшего расцвета в эту эпоху достигло поэтическое творчество. Данный период назван «Серебряным веком» русской поэзии (Серебряным по сравнению с «Золотым веком» А.С. Пушкина). Она поднялась на новую высоту, засияв созвездием талантливых стихотворцев.
Вернули поэзии ее высокое место поэты-символисты. Символизм возник как протест против увлечения материалистическим мировоззрением. На первое место в жизни человека символисты ставили веру и религию, утверждая, что «без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы» (Д. Мережковский).
Символисты полагали, что поэт способен постичь запредельный, потусторонний мир с помощью художественных символов. К старшему поколению символистов относятся
В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт. Среди младших символистов следует отметить А. Блока и А. Белого. Многие литературоведы выделяют А. Блока как крупнейшего поэта Серебряного века: его лирические произведения по праву считаются вершиной русской поэзии.
Оппонентами символистов выступили акмеисты (от греческого «акме» — наивысший расцвет), отрицавшие мистические устремления первых. Виднейшими представителями акмеизма были Н. Гумилев, А. Ахматова и О. Мандельдетам.
Третьим ведущим направлением являлся футуризм, проявившийся в творчестве В. Маяковского, В. Хлебникова и других. Огромной популярностью пользовались произведения И. Северянина, который называл себя эгофутуристом. Отдельно можно отметить крестьянских поэтов — Н. Клюева, С. Есенина (который позже перерос крестьянскую тематику).
Проза.
Русская проза продолжила реалистические традиции XIX века, представленные в творчестве таких писателей, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк. Их преемниками выступили М.А. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Классик русской литературы, оказавший сильнейшее влияние на мировую культуру, Л.Н. Толстой последний период жизни посвятил разработке своих социально-философских и этических концепций. У его учения оказалось много последователей — «толстовцев». Произведения А.П. Чехова легли в основу ряда театральных постановок.
Театр
Начало века характеризуется активными поисками нового театра. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, отличавшийся радикальным обновлением репертуара, применением передовых методов построения спектакля. К.С. Станиславский создал психологическую актерскую школу, ставившую главной задачей достижение актерского перевоплощения на основе углубленного психологического реализма.
Свой подход сформировал создатель «условного театра» В.Э. Мейерхольд. Его специфика заключалась в широком использовании элементов народного театра и театра масок.
Немалое значение имела деятельность Большого театра в Москве, а также столичных петербургских театров — Марианского и Драматического, основанного в 1904 году выдающейся актрисой В.Ф. Комисеаржевской. Широкий отклик получили Сезоны русского балета в Париже, организованные СП. Дягилевым.