Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический”.
Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития.
Иными словами, психология - это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Т
Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры, относящиеся в большей мере либо к биологическому, либо к социальному началу.
По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид.
Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
|
|
Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.
Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений.
Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда.
Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания.
В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения.
Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального.
Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому, кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности.
Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики.
|
|
Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.
Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Свойства субъекта - совокупность деятельностей и меры их продуктивности.
Основная форма развития субъекта - история производственной деятельности человека, история формирования его профессиональной деятельности.
Результатом развития субъекта является психическая зрелость.
Основная форма развития личности - жизненный путь,
результатом чего становится социальная зрелость.
Свойства индивида - совокупность природных свойств.
Основная форма развития индивида - онтогенез,
результатом чего становится биологическая зрелость.
Б.Г. Ананьев попытался определить критерии зрелости человека.
Зрелость человека как индивида - соматическая и половая - определяется по биологическим критериям. Наступление зрелости человека как индивида ("физическая" зрелость), личности ("гражданская"), субъекта познания ("умственная" зрелость) и труда ("трудоспособность") во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.