Церковный раскол и народные восстания в России в 17 веке

Церковный раскол

Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последующий за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств.

Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей древнего благочестия». Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. В соответствии с идеологической теорией «Москва – Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г.

Нововведения Никона коснулись, главным образом, обрядовых предписаний и не затронули основы православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров. Долгих одиннадцать лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен в земляную тюрьму и затем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари». Крупным очагом сопротивления никоновских нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676) обороняли монастырь от царских войск.

Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно вело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666–1667 гг. был собран церковный собор, в работе которого приняли участие представители греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако его реформы были сохранены.

Народные восстания

XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета; попытка ограничения казачьей вольности; церковный раскол и преследование старообрядцев.

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт. В это время большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича оказывал его воспитатель и родственник боярин Б.И. Морозов. На важнейшие правительственные посты Морозов поставил своих людей. Ставленники Морозова всячески теснили и обирали московское население. В 1646 г. был повышен налог на соль. Цены на этот важнейший продукт резко выросли, что вызвало негодование. В феврале 1647 г. налог пришлось отменить. Однако стремясь увеличить доход казны, правительство объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. 1 июня 1648 г. жители Москвы пытались подать царю челобитную. Бояре, находившиеся в рядах царской свиты, вырвали подаваемую царю грамоту и изорвали ее. По приказу Морозова стрельцы арестовали 16 человек из числа просителей. Репрессии только обострили ситуацию. Следующие несколько дней восставшие москвичи громили дома ненавистных чиновников. Некоторые деятели правительственной администрации были убиты. Опасность для царского правительства приняла угрожающие размеры. Восстание удалось подавить только путем уступок московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавшим созыва Земского собора.

Принятие Земским собором 1649 г. нового законодательства (Соборного уложения), направленного против трудящегося населения, еще больше обострило ситуацию. В 1650 г. вспыхнули городские восстания в Пскове и Новгороде. Их причиной стала спекуляция хлебом, происходившая по прямому предписанию правительства. Оно было заинтересованно в росте цен на хлеб, поскольку именно хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселявшихся в Россию жителей территорий, отошедших к шведскому государству по Столбовскому миру. Инициаторы восстания были репрессированы.

В 1662 г. произошло новое восстание в Москве. Оно получило название Медный бунт. Огромные расходы на затянувшуюся с 1654 г. войну с Польшей сильно подорвали финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для продолжения войны правительство стало выпускать медную монету, приравняв ее по цене к серебряной. Правительство стало чеканить новые деньги в слишком большом количестве, что привело к их обесцениванию. Снижалась и покупательная способность населения, так как большая часть служилых людей получала жалованье медью. При этом само правительство взимало с населения налоги только серебром. Росло количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию. Алексей Михайлович пошел на переговоры с восставшими, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Царь вероломно обманул народ. Вызванные им стрелецкие полки напали на восставших. Вслед за разгромом восстания последовали аресты и репрессии. Однако подавленное народное выступление не осталось без последствий: медные деньги из обращения были изъяты.

Кульминацией «бунташного века» стало казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина (1667–1671). В 1667 г. донской казак Степан Тимофеевич Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море «за зипунами», т. е. добычей (1667–1669). Казаки разграбили торговые караваны русских и персидских купцов, напали на восточный берег Каспия, грабя персидские города и освобождая русских пленных. Казаки разбили флот персидского шаха и вернулись на Дон с богатой добычей. Удачливый и бесстрашный атаман стал признанным вождем казачества.

В 1670 г. начался новый этап движения Степана Разина, которое приняло антикрепостнический характер. Его целями были: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права и установление по всей стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное разинское войско начало военные действия на Волге. Оно овладело Царицыном, Камышином, Астраханью. Затем войско Разина двинулось вверх по Волге. Восстание распространилось на все Поволжье. В ряды разинцев вливались не только русские крестьяне, но и представители других народов: чуваши, мари, мордва, татары. Без боя Разин взял Саратов и Самару. Его войско осадило Симбирск. Под Симбирском и развернулись решающие сражения. Царские полки под командованием князя Д.А. Барятинского нанесли Разину поражение и сняли осаду с города. После этого Разин отплыл со своими казаками на Дон. Там зажиточные казаки схватили его и выдали царским властям. Арестованного Разина привезли в Москву, где допрашивали и пытали. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: