Характерные черты культуры пушкинского Петербурга

XIX век занимает особое место в развитии русской культуры — это период, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью и определенностью самосознания, который дал наибольшее число достижений, признаваемых «классическими», то есть эталонными для данной культуры, и определяющих ее лицо в масштабе культуры мировой. В отличие от многих культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с началом эпохи Возрождения (Данте, Петрарка, Рабле, Сервантес, Шекспир и др.), с эпохой классицизма (Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер) или эпохой Просвещения (Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо, Дефо, Свифт, Лессинг, Шиллер, Гёте и др.), в России классическая культура начала формироваться относительно поздно — вместе с пробуждением национального самосознания русского народа (рубеж XVIII–XIX вв.).

Переворот в самосознании общества совершил Н.М.Карамзин созданием «Писем русского путешественника» (1791–1795, 1801), повестей «Наталья — боярская дочь» (1792) и «Марфа-посадница» (1802), «История государства Российского» (1804–1826). Реконструированная Карамзиным российская история стала частью национального самосознания. Общение с Европой на равных с точки зрения культуры предполагало усвоение своей собственной истории, ощущение себя законным наследником богатой и самобытной культуры.

Иную принципиально важную задачу, хотя и близкую идеям Карамзина, решал А.С. Пушкин. В 1846 году В.Г.Белинский (самый влиятельный критик того времени) завершил свой цикл из одиннадцати посвященных Пушкину статей. Именно он первый назвал Пушкина классиком русской литературы, а роман «Евгений Онегин» — «энциклопедией русской жизни». Благодаря этому уже в русской культуре Нового времени Александр Сергеевич Пушкин впервые был осознан как состоявшийся классик национальной литературы.

В наше время вся культура первой половины XIX века называема пушкинской. Такой масштаб оценки творчества великого русского поэта объясняется тем, что Пушкин и как художник, и как мыслитель, и как общественный деятель своей эпохи является наследником Петровских реформ, и русского Просвещения, и настроений общества в период Отечественной войны 1812 года, и европейского романтизма. Вместе с тем Пушкин — выразитель интереса к русскому фольклору, к национальной истории и яркий представитель дворянского вольномыслия. При этом различные проявления личности поэта в творчестве не боролись друг с другом, а составляли гармоничное целое, уникальный синтез противоположностей. Творчество Пушкина отразило все главные культурно-исторические тенденции и проблемы России XIX века, и потому стало в известном смысле кульминационным моментом развития России, во многом обусловившим ее дальнейшее духовное движение

Можно говорить о том, что Пушкин в каком-то смысле завершил реформу Петра, которая радикально поменяла духовную доминанту культуры России с религиозной на светскую, ориентированную на достижения мировой культуры.

Место и роль А.С. Пушкина в становлении светской культуры

Петр I Пушкин А. С.
Заложил основы светской культуры (гражданский алфавит, светские учебные заведения, светское изобразительное искусство и т. д.) Дал русской культуре новый живой литературный язык
«Прорубил окно» в Европу, копировал европейское, жестоко расправлялся с противниками всего нового Космополит — чувствовал все пространство мира как свое. Воспринимал заграницу не как землю обетованную, а как далекий, но собственный дом. Органично осваивал мировую культуру
Ослабил позиции церкви, подчинил ее интересам государства Свободное отношение к религии. В молодые годы кратковременно — атеист («Гаврилиада»). Суеверен. Свято верит в приметы, гадания, талисманы
Заложил основы формирования нового типа личности — индивида, осознающего свою значимость Отстаивает право личности на свободное отношение к социальному строю, другим людям, способам художественного творчества
Прививал основы светской жизни Умел, как никто из русских художников, радоваться земной жизни

Пушкин утверждает духовное единство мировой культуры с культурой русской страны и обогащает ее всем, что может быть ей полезно из исторического опыта других народов. Первый из русских поэтов дошел до европейской аудитории. Если сам Александр Сергеевич переводил Шенье и Парни, то его переводил Проспер Мериме.

С Пушкиным русская культура обретает универсальную способность отображать собственными средствами темы и идеи, коллизии и образы других культур — западных и восточных, не изменяя при этом своей национальной специфике, что способствовало включению русской культуры в историю культуры мировой на правах ее органической составной части, характеризующейся общими с другими частями идеями, мотивами, образами, сюжетами, темами и проблемами, ассоциациями и т. д.

Пушкин — самый русский писатель и вместе с тем единственный в отечественной классической литературе, добрая половина произведений которого посвящена иноземным сюжетам. Практически все современное ему пространство он органично осваивает в своих произведениях («Руслан и Людмила» — восточная сказка; «Маленькие трагедии» — западноевропейский театр; «Повести Белкина» — чисто русская вещь). Поражает перечень культур и стран, которые Пушкин запечатлел в своих стихах: Бессарабия («Сия пустынная страна»), Испания («Шумит, / Бежит / Гвадалквивир»), Аравия («Люби сирот, и мой Коран / Дрожащей твари проповедуй»), Италия («Венеция златая»), а также Греция, Франция, Германия.

Такой космополитизм — осмысленное достижение культуры пушкинского Петербурга. Стремление в Европу было позицией специфически петербургской, взращенной в культуре этого города.

Однако позиция Пушкина по отношению к последствиям петровского цивилизационного проекта, вхождения России в мировую культуру была далеко не однозначной.

Личность и государство, творческая индивидуальность и народ, поэт и толпа, поиск смысла бытия и бессмысленный бунт «маленького человека» — эти творческие мотивы и настроения, впервые озвученные именно Пушкиным, стали характерными для русской культуры первой трети XIX века.

В идеологии дворянства борются государственнические и свободолюбивые тенденции; классические идеи созидания государства ценой самоотречения отдельных личностей перемежаются с романтическим стремлением разрушить государственную тиранию и во что бы то ни стало раскрепостить личность, по своей природе суверенную и самобытную.

После гибели Пушкина в русском сознании произошел разрыв между этими понятиями: те, кто строил и поддерживал Империю, становился гонителем Свободы, а те, кто боролся за Свободу, — разрушителем Империи.

В конце XVIII века, дворянская культура раскололась на два враждебных крыла: консервативное и либеральное. Пиком обострения этого противостояния стали небезызвестные события на Сенатской площади. После подавления выступления декабристов и показательной расправы над ними кризис русской дворянской культуры стал уже несомненным и все усугубляющимся процессом; оправиться от нанесенного дворянскому либерализму удара культуре XIX века так и не удалось.

На смену дворянской культуре пришли новые культурные силы, потеснившие ее ценности и нормы, принципы и традиции. В то же время поражение декабристов укрепило самодержавие, против которого и восстали дворянские радикалы. Укрепление самодержавной власти имело огромное значение для формирования русской классической культуры.

Николай I создал тот политический и административный пресс, под давлением которого русская культура обрела свои канонические, эталонные формы, характеризующиеся сближением крайностей. Николаевское правление, душившее творческую и политическую свободы и насаждавшее администрирование и слежку, выступало как парадоксальный катализатор русской культурной классики.

Обострение идеологической борьбы в русской культуре придало ей новый импульс динамизма, обновления; именно в борьбе крайностей, смысловых противоположностей рождалось то качество культуры, тот духовный взлет, которые сформировали в XIX веке комплекс представлений о русской культурной классике, закрепившихся в дальнейшем в истории мировой культуры.

Петербург стал центром дивергентных процессов в русской культуре, напряженных и драматических по своему смыслу, которые породили русскую классику и ее всемирный авторитет. В первой половине XIX века Петербург — носитель высших, эталонных, классических достижений культуры России, определивших ее облик в масштабе мировой культуры.

Понятие «пушкинский Петербург» в культурологическом аспекте обозначает исторический тип русской культуры. На протяжении ста лет культура Петербурга сохраняла и усугубляла свои особенности и свое отличие от культуры московской. В начале XIX века Москва стала родиной романтизма в русской литературе. Культура пушкинского Петербурга, оставаясь просветительской, вбирала в себя и преодолевала духовное движение романтизма, поднимаясь в середине века на достигнутый Западом уровень развития общественного сознания. Главное завоевание европейского романтизма — «открытие» человеческой личности как высшей ценности бытия, оспаривающей эту роль и у общества, и у природы, и у самого Бога, — было усвоено и творчески претворено А.С.Пушкиным, став одной из характерных черт культуры пушкинского Петербурга. Наиболее полно это отразилось в лирике Александра Сергеевича, что помогло заслужить ей столь широкое признание.

Только в контексте пушкинско-петербургской культуры может быть осмыслено главное явление духовной культуры того времени — движение декабристов. Петербург был его центром: первые общества, из которых выросло движение декабристов, возникли в 1814-1815 годах в Петербурге; Коренная управа заседала в Петербурге, здесь же базировалось Северное общество; в Петербурге выходили основные журналы, проповедовавшие идеи декабризма («Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Невский зритель», альманахи «Полярная звезда» и «Мнемозина»). В Петербурге 14 декабря 1825 года произошло и само восстание, здесь же были казнены руководители движения. Под знаменем пушкинской поэзии сформировалось миросозерцание декабристов, свободолюбивое и граждански-ответственное, и то нравственное благородство и эстетическая форма его проявления, которые характеризуют особый пушкинский тип русской культуры.

Пушкинский Петербург — это высшие достижения культуры и оплот самодержавия, архитектурный шедевр и убогие окраины, где жили бедный Евгений и Акакий Акакиевич. Это место, где с особой силой сталкивались прогресс и реакция, свободомыслие и гнет цензуры.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин впервые обратится к теме двуликости столицы: Петербург аристократии, высшего света, и город купцов, разносчиков, извозчиков, булочников. Через десять лет, в «Медном всаднике», поэт выявляет реальное противостояние двух Петербургов, олицетворяемых в поэме образами Петра I и скромного чиновника Евгения.

Так прозвучала тема столкновения в российской столице двух враждебных сил: Государства и Личности. Противостояние оказывается трагическим для маленького человека. Тема эта истинно петербургская: с такой силой, драматизмом и жестокостью она не могла проявиться ни в одном другом городе, в том числе и в Москве.

Через сто лет после начала реформ Петра люди осознали свое противостояние городу. Для этого нужен определенный уровень самосознания нации, и он был достигнут в результате векового развития и перехода от идей Просвещения к романтизму, принесшему с собой личностное самоопределение и самооценку, то есть рефлекторное выделение себя из общности — выделение «Я» из «Мы». Прежде всего, это вылилось в осознавание личностью своего права на свободу, воспетую Пушкиным, борьбе за которую он оставался верен всю жизнь, воодушевляя декабристов в их восстании против деспотизма и в минуту их поражения.

Отличительной чертой петербургской культуры первой половины XIX века является гармоничность («соразмерность частей в целом», «единство противоположностей»).

Творчество Пушкина, с одной стороны, разрешило все противоречия, над которыми билась русская культура XVIII века, преодолело односторонность всех ее течений — классицизма и сентиментализма, славянизма и европеизма (западничества), дидактичности и гедоничности, жанровую оппозицию оды и сатиры. А с другой — оно стало абсолютной величиной и идеальным образцом для всего последующего развития отечественной словесности, всего русского искусства и культуры «золотого века», ибо в нем слиты воедино и уравновешены главные ее «позиции» — познавательная, гражданственно-политическая, эстетическая.

Столетняя жизнь Петербурга как российского «окна в мир» взрастила в Пушкине ощущение всемирности, неотъемлемости национальной самобытности от культурного опыта человечества.

Столь же органично Пушкин соединил современное с прошлым — и своим национальным, и античным греко-римским, и западным средневековым, ренессансным, просветительским, романтическим. И тут верховный закон пушкинского миросозерцания и творчества — полнота освоения культуры, измеряемая мерой гармонической уравновешенности разных ее этапов, сторон и устремлений.

В первой половине XIX века в столице активно развивалась промышленность, ее количественный рост сопровождался внедрением новой европейской техники и технологии, и происходило это быстрее, чем в других областях России.

Наибольшее развитие получила текстильная промышленность, особенно хлопчатобумажные, шелковые и суконные производства, которые работали на импортном сырье. В первой половине XIX века в городе было основано более 40 текстильных фабрик.

В рассматриваемый период появились новые заводы, производившие металлические изделия и машины.

В том числе казенный чугунолитейный завод по производству артиллерийских снарядов, переведенный в Петербург на Петроградскую сторону из Кронштадта в 1801 году, который будет куплен в 1868 году Н.И.Путиловым для производства рельсов; Александровский завод, выпускавший паровые машины для судов; Механический завод на Шлиссельбургском тракте и др.

Петербург стал крупнейшим в стране центром полиграфической промышленности, обеспечившей издание книг, журналов, газет на самом высоком по тому времени уровне.

В первой четверти XIX века в жизнь Петербурга начинают входить достижения технического прогресса. В 1820-е годы на Неве появились пароходы: на них можно было, например, проехать по Финскому заливу до Кронштадта.

В 1836 году открыта первая железная дорога в России: из Петербурга до Павловска через Царское Село. В первые недели по рельсам вместо паровозов вагоны возили лошади, чтобы пассажиры могли привыкнуть к новому транспорту. 6 Ноября 1836 года был пущен первый паровоз.

В 1842-1851 годах была открыта железная дорога из Петербурга в Москву.

К середине века, обогнав Москву, Петербург занял первое место среди промышленных центров страны, что определялось общим уровнем его материальной культуры; уже в это время в городе было освоено производство паровых двигателей, текстильных машин, станков.

Гармоничность, соразмерность культуры Петербурга проявлялась прежде всего в том, что наряду с наукой высокое место занимало искусство.

Вместе с тем наука Петербурга имела ярко выраженный эстетический элемент — «сочетание истинного с прекрасным». Доказательством такого сочетания явилась созданная в Петербурге таблица Менделеева.

Пушкинский Петербург — это тип культуры, в которой существенную роль играл военный фактор. Во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин назвал Петербург военной столицей. К середине 1830-х годов в столице было около 50 тысяч солдат и матросов, что составляло 10% населения.

В центральной части города расположились целые комплексы военно-административных зданий: Военное и Морское министерства, Главный штаб и штаб Гвардейского корпуса, Главный военный суд и другие, а также казармы Преображенского и Павловского полков, Гвардейского экипажа, конногвардейцев.

Центральную часть города опоясывали казармы других гвардейских полков: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Кавалергардского, Казачьего, Атаманского, а также 1-й артиллерийской бригады.

На Петровском острове стоял лейб-гвардии Гренадерский полк, на Васильевском — Финляндский, а на Выборгской стороне — Московский.

Помимо гвардии и органов военного управления, в городе находилось свыше 20 военно-учебных заведений, в том числе 7 академий.

Монументы на центральных площадях столицы напоминали о ратных подвигах. Памятник Петру I перед Михайловским замком изображал царя в римских доспехах.

Александровская колонна славила победу в войне 1812 года. Памятники воздвигали военачальникам: П.А.Румянцеву, А.В.Суворову, М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли.

Сразу после триумфального завершения войны с Наполеоном Александр I решил создать небывалый памятник своим товарищам по оружию. Несколько залов Зимнего дворца перестроили в грандиозную галерею, чтобы в ней разместить портреты русских генералов, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года.

Гвардейское офицерство составляло важную часть столичного света. Само положение гвардейского офицера как выходца из хорошей фамилии, как человека, лично знакомого императору (монархи знали поименно не только офицеров, но и многих нижних чинов гвардии), давало ему право принадлежности к высшему свету.

Безупречные светские манеры и характерный гвардейский акцент выдавали бывшего гвардейца и в армейском полковнике, и в генерале, носившем общевойсковой мундир.

В Петербурге жители постоянно встречали знаки присутствия императорского двора. Центральной вертикалью Петербурга служил Петропавловский собор — императорская усыпальница.

На противоположном берегу Невы тянулась анфилада императорских и великокняжеских дворцов, начинавшаяся от Летнего дворца и заканчивающаяся Зимним.

В центральной части города, в узловых ее точках, находились другие великокняжеские дворцы (Михайловский, Сергиевский, Николаевский).

До середины XIX века принадлежность ко двору или даже простое участие в придворных церемониях означали одно из самых почетных мест в социальной иерархии. Двор притягивал к себе не только высших сановников и представителей знатных фамилий, но и культурную элиту.

Встречи с монархом в свое время искали и удостаивались Н.М.Карамзин иВ.А.Жуковский, П.А.Вяземский и А.С.Пушкин. Для воспитания наследников престола и великих князей приглашали лучших университетских профессоров, которые, как правило, относились к подобным поручениям с большой ответственностью.

В свою очередь монархи оказывали покровительство литераторам, художникам, актерам, композиторам и видели в них достойное украшение своих дворов.

Двор оказывал во многом решающее влияние на культуру света и вообще дворянства. Формы придворной жизни воспроизводились в столичных дворцах и в усадьбах знати. Это относилось и к сфере моды, и к сфере частной жизни. Слепком с придворного быта стали великосветские салоны, хозяйками которых чаще всего выступали придворные дамы.

На облик культуры пушкинского Петербурга огромное влияние оказывала дворянская женщина. Роль женщины в культуре и в дворянском быту в течение рассматриваемых лет становится все заметнее.

Петровская эпоха покончила с затворничеством женщин и потребовала от них грамотности. С этого началось вхождение женщин в мир, ранее считавшийся «мужским». В конце XVIII — начале XIX веков появляются новые понятия — «женская библиотека», «читающая женщина» и тому подобные, — как никогда, женский характер формировался литературой.

Меняется облик женщины, ее отношение к любви, семье, воспитанию детей. Европеизации подвергаются одежда, прически, весь уклад жизни и поведение. Кокетство, балы, танцы, пение — вот женские занятия. Семья, хозяйство, воспитание детей отходит на второй план. Очень быстро в обществе устанавливается обычай не кормить детей грудью. Это делают кормилицы. В результате ребенок вырастал почти без матери.

С приходом в Европу романтизма у горожан появляется стремление к природе, к «естественности» нравов и поведения.

В сознание русских людей постепенно проникает мысль о том, что добро заложено в природе, что человеческое существо, созданное по образу и подобию Бога, рождено для счастья, свободы и красоты. Одежда упрощается.

Литература и искусство начала XIX века создают идеализированный образ женщины, который во многом расходился с тем, что было в реальности. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки, который облагораживающедействует на реальных дам.

Стремление к «естественности» оказало влияние и на устои семьи. Кормить детей грудью стало признаком нравственности, чертой хорошей матери. С этого времени начали ценить детей и оберегать их детство.

Постепенно в культуру входит представление о том, что детство — это естественный период развития любого нормального человека, который должен идти своим чередом.

Появляется специальная детская одежда, детская комната, возникает представление о полезности игр. Так в детский быт вносятся отношения гуманности, уважение к ребенку. Появляется «мир детства», и это заслуга в основном женщины.

В семьях с культурной традицией выработался тип гордой и независимой, свободной, тонко чувствующей и образованной женщины. Утонченные хрупкие аристократки оказываются сильнее душой, чем многие мужчины той поры, они не боятся «позора», считая для себя таковым предательство своих мужей, не поддаются уговорам и угрозам и едут в Сибирь за изгнанниками — добровольно, соглашаясь на самые ужасные условия. После поражения декабристского движения дух свободолюбия в наибольшей степени хранит именно дворянская женщина.

В пушкинском Петербурге жизнь выстраивается «по законам красоты». Это самая прекрасная, эстетическая эпоха —великолепная архитектура, блестящие офицеры, изящные, очаровательные дамы, благородные поступки. Лучше всего эта эпоха отразилась в жизни и творчестве Пушкина: все у него имело художественный, поэтический характер — и поэзия, и дружеские пирушки, и игра в карты, и семейная жизнь, и отношения с женщинами. Его жизненный путь — это тоже произведение искусства, выстроенное по законам красоты, несмотря на все противоречия, драмы и преждевременную гибель.

С одной стороны, Пушкин прекрасно понимал свое предназначение — быть поэтом, с другой — хотел жить светской жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: