ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИСА: Власть. В результате синойкизма власть базилевса распространялась на народ не непосредственно, а через глав родовых союзов и поэтому царская власть ослабла, а власть родовой знати усилилась. В результате перехода от царской власти к аристократической в жизни полиса появляется "образ правления" (гос. устройство). После того, как царя лишили сакрального ореола, власть в полисе воспринимается как власть людей. Если люди могут устанавливать законы, значит, могут устанавливать и власть. Главная форма проявления власти - понятие гос. должности, подразделяемые по отраслям управления (военные, финансовые, судебные магистратуры). Главный носитель власти - народ, поэтому главная цель населения полиса – добиться исономии на участие в народном собрании. Когда исономия стала равной для всех, аристократия стала демократией.
Граждане (не вообще население). Гражданин полиса – "политическое существо", чья высшая цель – быть членом полиса. Полис и его население – нераздельны. Цели существования человека совпадают с целями существования полиса. Над полисом витал общий культ слова, являвшееся главным средством общения. Община полиса была крепко спаянным коллективом, где все друг друга знали в лицо.
|
|
Юр-ки все неграждане (иностранцы, рабы) не могут быть рассмотрены применительно к полису, однако гос. рабы (не > 2 тыс. чел.) могут считаться элементом полиса.
Территория (небольшая). Акрополис – центр общины, затем город и пригород.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА: Собрание народа (Экклесия) длилось весь день, но созывалось 40 раз в год. 125 праздничных дней – нельзя работать. Можно было работать 200 дней в году. Участники народного собрания в основном жили своим трудом. Зарплату за отправление магистратских должностей (до Перикла) не получали. Существовала соц. помощь неимущим гражданам. Государство распределяло доходы от гос. собственности среди всех граждан. Женщины в народное собрание не допускались.
Экономическая организация полиса держалась на земельном фонде и гос. литургии. Темен – общественный земельный фонд, владеть которым могли только граждане, которые сдавали его в аренду иностранцам. С этих доходов производилось покрытие расходов других общественных объединений греков: фил и фратрий, устраивались религиозные празднества.
Литургия – важное значение, т.к. прямого налога с имущества практически не было (только с богатых). Распределялись жребием только сред самых богатых жителей. Литургия – служение государству своим имуществом, напоминала по сути налоговые отношения, но по форме – добровольные пожертвования граждан на гос. нужды. Виды литургий: обязанность за свой счет организовать театральное представление, обязанность за свой счет оснастить военный корабль и в течение года содержать его команду, устройство спортивных состязаний. Помимо литургий граждане платили с имущества военный налог. Каждый, кому досталась обязанность нести литургию, мог призвать любого гражданина сделать это за него, поменявшись имуществом.
|
|
Экономическая организация полиса, т.о. представляла собой цель гос. регулирования. Через систему литургий, распределения гос. доходов и гос. земельного фонда граждане добивались уравнивания в материальном положении. Полис регулярно замораживал %, кассировал долги, выкупал сограждан из рабства. Государство снабжало "деньгами на сельские работы" бедных. Поэтому Полис был не только общий дом, но и средство изменения условий своей жизни.