30. Начало русского либерализма. «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева и его значение. Западничество и славянофильство в общественно-политической жизни России XIX века.
• Причины появления западничества и славянофильства;
Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление Чаадаева, написавшего «Философские письма» с критикой самодержавия, крепостного права и всей официальной идеологии. В первом письме Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России. По его мнению, Россия находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.
Идеи, высказанные Чаадаевым, оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
• Западничество, его главные представители, их взгляды на историю, государственность, будущее России;
|
|
Идеологи западников – историки, юристы, писатели и публицисты: Грановский, Кавелин, Соловьев, Боткин, Анненков, Панаев, Корш. И др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей среди европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли. Но были и существенные различия в их взглядах.
Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строй России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно политической мысли.
• Основные положения теории славянофилов; критика Петра I; основные представители;
Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России ее национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализирую историю допетровской Руси, они настаивали на возвращение к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесла и торговли. Они считали, что единственно верной религией явл. православие. Изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
|
|
• Значение появления и развития этих течений.
Славянофилы и западники заложили в 30-50 годы 19 века основу либерально-реформистского направления общественном движении.