52. Политический строй России после поражения первой российской революции. Государственная Дума и отношение к ней политических партий. Опыт российского парламентаризма.
• произошло ли в России, в результате первой российской революции, становление конституционной монархии?
В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. В России установилась так называемая третьеиюньская монархия».
• была ли Государственная дума в России аналогом западноевропейских парламентов?
ГД не была аналогом западноевропейского Парламента, Парламент в западноевропейском понятии является представительным органом, то есть представляющим волю населения. Формировался он путём всеобщих выборов. В России от 3 июня 1907 г. новый избирательный закон ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России. Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия.
|
|
• функции монарха, Думы, Государственного совета в обновленном механизме власти;
3 Государственная дума по-прежнему являлась законодательным органом, однако, состоявшая преимущественно из депутатов от помещиков и крупной буржуазии, она была самой «угодной» для. Она не принимала законов не угодных самодержавной власти, подавляющее большинство из них были второстепенными.
Первый департамент Государственного Совета сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции и т.п. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками.
Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка.
• особенности политического состава III Государственной думы; Дума и П.А.Столыпин;
Итак, доступа в 3 Государственную Думу для основной массы населения не было. Фракция октябристов была более значительной примерно 150 человек. При голосовании за правительственные проекты фракция октябристов голосовала вместе с фракциями умеренно правых, правых и националистов — всего правых депутатов тоже около 150, а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера октябристы объединялись с кадетами, прогрессистами, трудовиками — всего около 100 голосов. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства.
|
|
Итог: Сложившиеся два блока, правооктябристский и октябристско-кадетский, позволяли Столыпину лавировать между интересами помещиков и буржуазии.
Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России. 16 ноября 1907 г Столыпин выступил в Госдуме с политической декларацией: программа расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, он ставил проведение в жизнь этой программы в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. В его декларации четко отстаивалась защита самодержавия.
• IV Государственная дума и ее роль в общественно-политической жизни страны;
4 Госдума мало отличалась от 3 по составу, однако, была «левее». Либеральное большинство в IV Думе складывалось чаще, нежели в III Думе. Росла буржуазная оппозиция, которая хотела влиять на политические дела.
• политические партии в IV Государственной думе;
В 4 Госдуме октябристы потеряли немного партийных мест. Однако, все же сохранились 2 большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское.
• причины создания, программа и значение деятельности «Прогрессивного блока».
Весенне-летние поражения русских войск от германской армии в 1915 нарушили «единение» царя с IV Государственной думой. Меж депутатами были проведены переговоры, которые привели к подписанию 22 августа 1915 г. формального соглашения, получившего название «Прогрессивный блок». Программа «ПБ» сводилась к требованиям:
- создания «правительства доверия»,
- проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира»,
- частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам,
- отмены некоторых ограничений в правах крестьян и национальных меньшинств,
- предоставление больших возможностей для местного самоуправления,
- восстановления деятельности профсоюзов.
- предоставления автономии Польше,
Дума, в лице Прогрессивного блока, продолжила конфронтацию с царем. К Думе присоединился Госсовет, что свидетельствовало о полной изоляции монарха и правительства. Февральская революция 1917 прервала деятельность Прогрессивного блока.