double arrow

Культура Казахстана 15-18 веков: устное народное творчество, музыкальная культура



Широко развивалось в 15-18века устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколения передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер таргын», «Камбар батыр», социально бытовые поэмы «Козы Корпеш- Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки.

Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии:

- Шалкииз Тиленшиулы (1465-1562) – выдающийся жырау периода становления Казахского ханства. Он происходил из знатного рода (потомок Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира. Из дршедших до нас 30 произведений, наиболее показательными являются – два «Обращения к Тимуру».

- Доспамбет жырау – является одним из ярких поэтов-жырау 16в., родился в семье знатноговоеноначальника в г. Азове. Среди его произведений выделяются – толгау, имеющий в некоторой степени биографический характер.

- Жиембет жырау Бортогашулы (17в) – яркий представитель поэтической традиции, был наместников хана Есима в Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных, столкновениях казахов и ойрат в 1620г. Из наследия сохранились три толгау – обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам.




- Актамберды жырау Сарыулы (17в) – творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Юж. Казахстане, участвовал в походах на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе.

- Умбетай Тлеуулы (18в) – воспивал боготырские качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, являлся одним из соратников Абылай хана. Крупные произведения – «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богенбая», «Обращение к Бекболат бию» и т.д.

- Бухар Калкаманулы (1693-1787) – советник хана Абылая. Его творчество делилось на 2 периода: доаблаевское (философско-назидательского характера) и аблаевское (высркая поэзия гос служения, пропогандирует идею сильной государственности и ханской власти и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами).

43. Культура Казахстана в 15-18 века: письменная литература.

В 15-18 века письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историческо-легендарного содержания, создавались исторические соченения и генеалогии (шежире).

Выдающиеся представители письменной литературы Казахстана:

- Мырза Мухаммед Хайдар Далати (149901551) – он родился в Ташкенте, его дед Мухаммед Хайдар мирза был правителем Кашгарии. В 1573 г. Дулати ушел в Индию. Там ему удалось отвоевать престол и стать правителем Кашгарии. В 1551г. в одной из военных стычек с горными племенами Индии Хайдар Дулати погиб. Фундаментальное произведение – «Тарих-и-Рашиди», написанное 1542-1546г. является произведением , вобравшим в себя фольклорные и устные генеологии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства.



- Кадыргали Косымулы Жалаири (1555-1607) – автор памятника казахской исторической литературы. Он является советником хана Кучума в Сибирском ханстве, и поступил на службу Ондан-султану, который доверил ему воспитание т обучение юного султана Ораза Мухаммеда. В 1587-1588 гг. он вместе с султаном попал в плен в Россию и до 1600г. находился в Москве. Вместе с Оразом Мухаммедом, занявшим 1602г. по решению русского царя Бориса Годунова престол касимовского ханства в Кермане. Сочинение Жалаири «Жами ат-таурих»(сборник летописей), состоит из трех частей: 1. Восхваление царя Бориса Годунова;

2. Сокращенный перевод труда Рашид-ад дина «Жами ат-тауарих» на персидском языке;

3. История династии Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителем Золотой Орды Едиге.

- Абулгази Бахадур (1603-1664) – родился в семье джучида Мухаммед-хана в г. Ургенде. В 1621г. поступает на службу к казахским ханам Есиму и Турсыну. В 1628г. попал в плен и сослан на 10 лет в Иран. Вернувшись в 1643г. приаральские казахи объявляют его своим ханом, ведя борьбу с хивинским ханом уступил в 1663г. своему сыну и занялся писанием книги «Шежере-и тюрк». Это книга представляет собой изложение генеологии династии Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази.



Сейчас читают про: