В 20-30гг. на пути культурного сторотельства КЗ страдал нехваткой национальной интелегенции, отсутствие материально – технической базы, великодержавный шовинизм. Самой неотложной задачей стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся.
Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. В 1928 казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 письменность с латинской на кириллицу.
Вклад интелегенции в сфере образования. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели нац.интеллигенции: Высшее образование. В 1928 открыт 1 ВУЗ КЗ казахский пединститут им Абая.
Также широкое развитие получили: искусство (художественное,муз-ое,театральное,) киноискусство; изобразит-ое искусство.
Положительные аспекты: высокий темп ликвдации неграмотности;осуществление всеобщего обязательного начального образования;сформирование профессиональной системы образования;формирование новых отрядов интеллигенции;становление культурных очагов.
|
|
Отрицательные аспекты: Ультраякобинский террор и истребление национальной интеллигенции;тоталитарное идеологизирование культуры народа;отсутствие понятия национальная культура и замена ее на «интернациональная культура».
67. НЭП в Казахстане. (1921-1929)Ситуация, сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну.Здесь все говорило о необходимости развития экономики. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог).
Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос В 5-6 раз.
Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта. Постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал
НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана. Духовенство поддержало и земельно-водную реформу.Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.