Вопрос 23. Великий церковный раскол в РПЦ

16 век – книгопечатание в России есть, но оно не пользуется спросом, потребность появилась в 17 веке. Что печатать? Те книги, что писались с 988 года, изменились к 17му, а греческие и болгарские – там сейчас влияние католической церкви.

В церкви неблагополучие, коррупция, строится на чьи-то деньги, и потом требуют деньги за пользование твоей иконой.

"Кружок ревнителей древнего благочестия" Москва, сторонники наведения порядка в церкви. Протопоп Аввакум, патриарх Никон. Представления разные – кружок расколот.

1652 год – Патриарх Новгородский митрополит Никон начинает реформу. Креститься щепотью, ходить против солнца крестным ходом, писать не Иисус, а Исус. Но в русском сознании реформы эти связались с переменами в жизни, ухудшением положения.

Жестоко и быстро проводилась эта реформа.

Расколота церковь. Лидер старообрядцев – протопоп Аввакум Петров. Последователей много. Боярыня Морозова. Двуперстное знамение, умерла от голода в заснеженной яме.

Старообрядцы считали, что реформы – знак пришествия антихриста. "Гари" – акты самосожжения.

Репрессии к старообрядцам. В 1905 году были отменены. Феномен русского старообрядчества, его этикета, его предпринимательства.

Патриарх Никон стремится к единовластию, знать недовольна, особенно в связи с тем, что он – сын мордовского крестьянина, и не может помыкать боярами, а он пытался.

1658 год – конфликт. Патриарх Никон больше им не будет. Вышел из храма, показательно пешком пошёл из Кремля, пошли к царю, а царь сказал – пусть идёт. Ушёл. Через 4 года вернулся сам, и в 1666 году по воле царя Никон был осуждён. Сослан в дальний монастырь.

Его попытка подчинить себе власть была бесполезной.


Вопрос 24. Социальные движения в России середины 17 века

Век бунташный – со смутного времени до стрелецких бунтов.

Бунты крестьян, казацкие волнения. 20-30 е годы – притупилось, потом 40 – новый всплеск, причина – усиление давления государства.

40е годы – 48 – соляной бунт. Решили повысить количество денег в казне через уменьшение налогов прямых и увеличением косвенных налогов на соль. Только пропала рыба, потому что крестьяне соль не покупали, правительство разорилось. Решили вернуть прямые налоги и потребовали деньги за то время, пока их не было. Десятки городов захлестнула волна протеста.

49 год – хлебные бунты. Государство скупало хлеб, чтобы дать его переселенцам, и стало не хватать. Псков. Новгород. Жесткие меры к бунтовщикам, но пошло на попятную.

Придумали выпускать новые деньги. Медные. 12 копеец стоит 410грамм меди, но если в деньги – то будет 10 рублей. Медные деньги – красные копейки. С принудительным курсом серебряных. Берёшь медные – а считается за серебро. Покупательская способность обеспечивалась царским словом, но была совсем маленькая. Стрельцам, чиновникам, ветеранам выплачивалось такое жалование. На него покупается по курсу 1 к 15. Пошли к царю. Зарплату давали медными деньгами, а налоги брали серебром.

1662 год – медный бунт, курс 1 к 100. За 100 копеек – 1 серебряный.

Пик – крестьянская война Стеньки Разина. Энергия взрыва. Копилась на окраинах. Волна. Государство пыталось нарушить закон, что с Дона выдачи нет.

1669-1671 – война имела монархическую направленность, против бояр и дворян, но за царя. Жёсткие меры царской власти. Идея самозванства. Разин не назвал себя царём, но зато было судно, обитое красным бархатом, где якобы плыл Алексей Алексеевич, считавшийся умершим, и чёрное – где плыл опальный патриарх Никон. Идея доброго царя.

Крестьянская война Разина – трагедия бессмысленная и беспощадная. Страдает больше русский народ, но в русском сознании война оценена позитивно. Век 17 – век социальных конфликтов, грандиозно, хотя и не радикально переменивших мировоззрение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: