Билет№51. Социально-экономическая политика в 1953–1964 гг.: замыслы и результаты

Со второй половины 1953 г. по конец 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК Н.С. Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработников ("тридцатитысячники"). В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на ЛПХ и разрешили в 5 раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать паспорта колхозникам; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административными принуждениями, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С. Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясомолочную продукцию. Началось новое раскрестьянивание селян. Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15%.

СССР превратился в могучую промышленную державу. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х - первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз). Выводы западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались, как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки. Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено, ухватившись за которое надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса.

Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х годов, была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.). В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Как раньше ведомства, так теперь места пытались как можно больше финансового "одеяла" натянуть на себя. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел в направлении жилищного строительства. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь.

Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию. XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны "в краткие исторические сроки". Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С. Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. В докладе были приведены многочисленные факты жестоких расправ над высокопоставленными партийными, государственными и военными деятелями во времена Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные "враги народа" на деле были честными партийцами и советскими патриотами. Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г., в США - летом 1956 г.), стал главным достижением съезда. Инициатор борьбы с культом личности Сталина так и не смог или не захотел понять, что истоки государственного террора уходят в политическую систему общества, которая позволяла одному человеку сосредоточивать в своих руках безграничную власть.

Билет№52. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Реформы, их противоречивый характер и незавершенность, нарастание кризисных явлений.

Экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г.

В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. С начала 70-х гг. темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 гг. показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). Инициатору реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, в итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Кроме того, реформам, даже крайне умеренным, эволюционным противостояли реальные силы - старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: