Модернизм в западноевропейской культуре конца 19-начал 20 в. (символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм)

Если подходить к описанию модернизма серьезно и вдумчиво, то станет понятно, что авторы, относимые к модернизму, на самом деле ставили перед собой совершенно разные цели и задачи, писали в разных манерах, по-разному видели человека, и зачастую объединяло их то, что они просто жили и писали в одно и то же время. Например, к модернизму относят Джозефа Конрада и Дэвида Герберга Лоренса, Вирджинию Вульф и Томаса Стернза Элиота, Гийома Аполлинера и Марселя Пруста, Джеймса Джойса и Поля Элюара, футуристов и дадаистов, сюрреалистов и символистов, не задумываясь о том, есть ли между ними что-то общее, кроме эпохи, в которую они жили. Наиболее честные сами с собой и с читателям литературоведы признают факт расплывчатости самого термина «модернизм», но термин тем не менее остается, и с ним приходится иметь дело.

Натурализм – это реализм доведенный до своего логического завершения. Если реализм еще несколько стыдливо останавливался на описаниях физиологии и тому подобного, то натурализм сделал подобные описания и физиологическую сторону вещей своим главным предметом. В Англии, сдерживаемой викторианским пуританством, натурализм не выплеснулся в литературу. (Вместо этого он выплеснулся на страницы газет в описаниях преступлений Джека Потрошителя, первого маньяка-убийцы, которого газеты превратили в сенсацию.) Яркие представители натурализма – Эмиль Золя во Франции (1840-1902, романы «Нана», «Чрево Парижа»), Август Стриндберг в Швеции (1849-1912, «Фрекен Жюли»). Реакцией на позитивизм и порожденную им литературу натурализма и стал собственно модернизм, который иногда также называли авангардом, многое заимствовавший у своих предшественников, особенно у натурализма, с формальной стороны, но радикально отошедший от них с точки зрения своей философии искусства. То же самое мы видели применительно к романтизму и сентиментализму – при формальном сходстве два направления в литературе опирались на противоположные философские предпосылки.

Одним из течений, занимавшихся поиском объективного основания мироздания, был символизм. Однако, не желая отказываться от представления о субъективности мира, дающей такие мощь и свободу человеку, символизм начинает искать объективные основы мироздания вне того мира, который дан нам в чувствах. Символисты вспоминают платоновский миф о пещере – есть некая пещера, люди в ней прикованы цепями, они смотрят на стену, по которой движутся тени предметов и людей, проходящих перед входом в пещеру. Таков наш мир – все, что мы видим, есть только тень истинных неизменных сущностей вовне нашего чувственного, эмпирически данного нам мира. Таков наш мир – но не лишен объективных оснований, но их постижение зависит от субъективной интуиции художника, открывающей нам этот мир в символах. Постепенно формальные поиски модернистов уведут их в сферу чистой бессмыслицы, как это произойдет, например, с творениями дадаистов, которые, строго говоря, недалеко ушли от зауми футуристов, таких, например, как Крученых, для которого заумь была не средством передачи высшего смысла, который невозможно было выразить средством ущербного языка современного человечества, но просто эпатажной игрой со звуками.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.

Прежде всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказа от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.

В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.

Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

Также эти настроения коснулись драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.

Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Жана Мореаса. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: