Модернизм — это совокупность направлений, сложившихся в искусстве XX века. Точные временные рамки этого явления определить сложно, так как модернизм — явление неоднородное. Название происходит от слова «modern», которое во многих европейских языках обозначает «современный». Модернизм как явление культуры имеет ряд особенностей:
1. Кризисный характер. Модернизм возникает тогда, когда в философию приходит осознание кризиса культуры как переломного момента в развитии человечества. Отсюда — отсутствие единого стабильного начала. Модернизм невозможно определить как стиль в искусстве. Это, скорее, совокупность стилевых направлений.
2. Теоретичность и постоянное обращение к философским основам. Теоретической базой для модернизма стали такие философские направления, как философия жизни, неокантиантство, феноменология, интуитивизм, фрейдизм.
3. Поиск новых изобразительных форм и, как следствие, создание нового творческого метода. Искусство отказывается подражать природе и изображать видимую действительность, желая, подобно науке, проникнуть в скрытое, невидимое.
|
|
4. Элитарный характер, сочетающийся со стремлением переделать общество и с желанием массовости. Но в отличие от массовой культуры, ориентированной на стандарт, норму, инстинкт, модернизм не признает и постоянно пересматривает границы между «нормальным» и «ненормальным».
Условно временные рамки модернизма можно определить с 1907 года (возникновение кубизма) до конца 60-х гг. (переход к постмодернизму). Центрами модернизма исследователи считают Францию, Германию, Италию и Россию.
Первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. «Точкой отсчета» для кубизма стала работа П. Пикассо (1881-1963) «Авиньонские девицы», созданная в 1907 году. Кубизм не старается нарочно уйти от реальности как можно дальше, он просто ищет новые способы ее понимания.
Художественная практика кубизма интересна и разнообразна. Достаточно упомянуть работы Пабло Пикассо («Портрет А. Воллара», «Три женщины», «Игрок в карты» и др.), Р. Делоне («Башня»), кубистические коллажи Жоржа Брака («Хвала И. С. Баху»), чтобы заметить, что кубизм развивался и менялся. Это направление существовало и в России (пример — работы Л. Поповой: «Портрет философа» и др.). Жорж Брак впервые вводит в живопись текст, напечатанный на бумаге (этикетки, вырезки из газет). В картинах появляются цифры, отдельные слова, «плавающие» в пространстве: в начале века мир стал более «разговорчив», появился телеграф, телефон, газеты, возрос поток информации, изменилась и психология человека. Живопись стала «посредником» между зрительным объектом и знаком.
|
|
Еще один новый прием — введение в живописное произведение инородных материалов. Начинают применяться песок, уголь, железо, стекло, опилки. Так картина превращалась в некий материальный объект.
Кубизм был чисто живописным, пластическим экспериментом, он многое дал для развития модернизма, а его отдельные приемы использовались художниками вплоть до 40-50-х гг. Тем не менее, теоретическая связь кубизма с философскими воззрениями выражена еще не так ярко, как в последующих направлениях модернизма.
Примером модернистского направления, имеющего «теоретическое оснащение», может служить футуризм. Его появление относят к 1909 г. Центром футуризма стала Италия. Итальянский футуризм был достаточно «воинствующим» художественным направлением, имел свою программу, выраженную в лозунгах и манифестах. Причем в отличие от кубизма, начало которому положили живописные эксперименты Пикассо, футуризм возник как общественно-политическое движение. Идейным вдохновителем художников-футуристов стал литератор Филиппе Маринетти. Отставание Италии в экономическом развитии вызывало потребность в политическом и идеологическом самоутверждении. Поэтому в своих манифестах футуристы предлагали «восстать против тирании слов «гармония», «хороший вкус», уничтожить театры, музеи, «вымести» из живописи все уже использованные сюжеты, чтобы «выразить нашу вихревую жизнь».
Следуя за Ф. Ницше, который утверждал, что «мир не есть нечто фактическое, он течет, он — нечто становящееся», футуристы всеми средствами пытались передать движение, ускорение темпа жизни. Это достигается посредством ритмического повторения отдельных фигур или их частей. Например, увеличивается количество рук, ног у бегущего человека, или изображается мелькание определенных фрагментов («Автобус» Дж. Северини). Футуризм оказался не жизнестойким, и к 20-м гг. уже расценивался как классика.
По поводу времени возникновения экспрессионизма существуют различные точки зрения. Никто не знает, когда начался экспрессионизм и завершился ли он в наше время. Это одно из самых сложных явлений в искусстве XX века. Его сложность обусловлена сложностью философских систем, ставших его предвестниками — неокантианства и феноменологии. Действительность — лишь одна часть мира (Риккерт), а сам мир — продукт развития человеческой субъективности (Гуссерль). Поэтому предметом искусства художников-экспрессионистов была не окружающая действительность, а фантастические образы. После первой мировой войны человечество почувствовало бессилие и усталость. Потеря чувства безопасности, уверенности оборачивалась тревогой за будущее. Это отражено в экспрессионизме. Примером могут служить работы Э. Мунка («Крик»), О. Дикса, Г. Гросса, Э. Кирхнера. В экспрессионистической манере работал и В. Кандинский, который позже стал основоположником абстракционизма.
Абстракционизм, возникший в 1910 г., стал кульминационной точкой модернизма в смысле отхода от предметности. Первым абстрактным произведением считается акварель В. Кандинского (1910), на которой, по словам одного французского критика, «первый раз в истории живописи невозможно было что-либо заметить или узнать». Абстракционизм отличается предельно простым рисунком — основное внимание сосредоточено на цвете и свете. В 1913 году в рамках абстрактного искусства возникает супрематизм (от франц. «превосходство», «господство»). Его инициатором стал художник Казимир Малевич, а философской основой — учение Анри Бергсона об интуиции. «Черный квадрат» Малевича (1913) стал легендой в искусстве XX века. «Предметы исчезли, как дым», — писал сам К. Малевич. «Черный квадрат» — это образ Ничто. Белый фон — символ бесконечности.
|
|
После первой мировой войны во Франции стало оформляться новое направление — сюрреализм. Его создатели — молодые художники, поэты — рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхъестественного. Не последняя роль в возникновении сюрреализма принадлежит учению З. Фрейда. Обращение Фрейда к бессознательному давало богатый материал художникам-сюрреалистам: можно было изображать не только реальный мир, но и сны, галлюцинации, фантазии. Во-вторых, их привлекла идея Фрейда об искусстве как одном из средств сублимации, носящем субъективный характер.
Датой начала сюрреализма считается 1924 год — год появления «Манифеста сюрреализма». Его автор, французский поэт Андре Бретон, дал определение новому направлению: это «диктовка мысли разума, вне всяких эстетических и нравственных соображений». В художественной практике сюрреализма ярко выделяется имя Сальвадора Дали (1904 - 1988) — гения, жизнь и творчество которого стали яркой иллюстрацией идей З. Фрейда. Творчество Дали можно считать рискованным экспериментом со смыслами и ценностями европейской традиции. В своих картинах он сталкивал и соединял несоединимое, стремясь передать средствами живописи иррациональное и неуловимое. Сам Дали писал, что смысл его работ настолько глубок, что он сам его не понимает, «он ускользает от логического анализа» (С. Дали, «Дневник одного гения»).
После второй мировой войны модернизм вступил в новый этап своего развития. Появляются такие направления, как поп-арт и концептуализм. Поп-арт можно определить как «искусство, которое не знает, что оно искусство». Искусством может стать все — от фотографий до этикеток. Первенство здесь, безусловно, принадлежит США. Образцом изображения стала реклама, телевидение, картинки из журналов, то есть привычные вещи. Своеобразным ответвлением поп-арта стал хеппенинг (от англ. «happening» — происшествие) — представление, игра, в которую стараются вовлечь зрителей. Причем действия как художников, так и зрителей отличаются явной оригинальностью (пример хеппенинга: с сидящей девушки-модели маленькими ножницами срезаются лоскутки одежды).
|
|
На исходе поп-арта возникает концептуализм, который занимается исключительно интеллектуальной интерпретацией объектов. Концептуализм претендовал на создание философии искусства, эстетики и в силу такой интеллектуальной обособленности так и остался непопулярным. Но при этом претензия на переустройство мира, характерная для классического модернизма, здесь практически отсутствует. «Мир полон предметов более или менее интересных. И я не желаю добавлять к ним новые. Я просто указываю на существующие вещи», — такова установка концептуалиста. Поэтому произведения концептуального искусства часто принимают самый неожиданный облик: фотографий, текстов, цифр, графиков и т.п. Это может быть и сам предмет, представленный в необычном окружении или в необычном сочетании с другими предметами. Роль художника-творца здесь сведена к минимуму. Концептуализм стер грань между искусством и реальностью. Искусство здесь через свою копию смотрит само на себя.