Что такое модернизм?

Модернизм — это совокупность направлений, сложившихся в искусстве XX века. Точные вре­менные рамки этого явления определить сложно, так как модернизм — явление неоднородное. На­звание происходит от слова «modern», которое во многих европейских языках обозначает «современ­ный». Модернизм как явление культуры имеет ряд особенностей:

1. Кризисный характер. Модернизм возникает тог­да, когда в философию приходит осознание кри­зиса культуры как переломного момента в раз­витии человечества. Отсюда — отсутствие еди­ного стабильного начала. Модернизм невозмож­но определить как стиль в искусстве. Это, ско­рее, совокупность стилевых направлений.

2. Теоретичность и постоянное обращение к фи­лософским основам. Теоретической базой для модернизма стали такие философские направ­ления, как философия жизни, неокантиантство, феноменология, интуитивизм, фрейдизм.

3. Поиск новых изобразительных форм и, как следствие, создание нового творческого мето­да. Искусство отказывается подражать при­роде и изображать видимую действительность, желая, подобно науке, проникнуть в скрытое, невидимое.

4. Элитарный характер, сочетающийся со стрем­лением переделать общество и с желанием массовости. Но в отличие от массовой культу­ры, ориентированной на стандарт, норму, ин­стинкт, модернизм не признает и постоянно пересматривает границы между «нормальным» и «ненормальным».

Условно временные рамки модернизма можно определить с 1907 года (возникновение кубизма) до конца 60-х гг. (переход к постмодернизму). Цен­трами модернизма исследователи считают Фран­цию, Германию, Италию и Россию.

Первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. «Точкой отсчета» для кубизма стала рабо­та П. Пикассо (1881-1963) «Авиньонские девицы», созданная в 1907 году. Кубизм не старается на­рочно уйти от реальности как можно дальше, он просто ищет новые способы ее понимания.

Художественная практика кубизма интересна и разнообразна. Достаточно упомянуть работы Пабло Пикассо («Портрет А. Воллара», «Три жен­щины», «Игрок в карты» и др.), Р. Делоне («Баш­ня»), кубистические коллажи Жоржа Брака («Хва­ла И. С. Баху»), чтобы заметить, что кубизм разви­вался и менялся. Это направление существовало и в России (пример — работы Л. Поповой: «Порт­рет философа» и др.). Жорж Брак впервые вво­дит в живопись текст, напечатанный на бумаге (этикетки, вырезки из газет). В картинах появля­ются цифры, отдельные слова, «плавающие» в пространстве: в начале века мир стал более «раз­говорчив», появился телеграф, телефон, газеты, возрос поток информации, изменилась и психоло­гия человека. Живопись стала «посредником» меж­ду зрительным объектом и знаком.

Еще один новый прием — введение в живо­писное произведение инородных материалов. На­чинают применяться песок, уголь, железо, стекло, опилки. Так картина превращалась в некий мате­риальный объект.

Кубизм был чисто живописным, пластическим экспериментом, он многое дал для развития мо­дернизма, а его отдельные приемы использовались художниками вплоть до 40-50-х гг. Тем не менее, теоретическая связь кубизма с философскими воз­зрениями выражена еще не так ярко, как в после­дующих направлениях модернизма.

Примером модернистского направления, име­ющего «теоретическое оснащение», может служить футуризм. Его появление относят к 1909 г. Цент­ром футуризма стала Италия. Итальянский футу­ризм был достаточно «воинствующим» художе­ственным направлением, имел свою программу, выраженную в лозунгах и манифестах. Причем в отличие от кубизма, начало которому положили живописные эксперименты Пикассо, футуризм возник как общественно-политическое движение. Идейным вдохновителем художников-футуристов стал литератор Филиппе Маринетти. Отставание Италии в экономическом развитии вызывало по­требность в политическом и идеологическом само­утверждении. Поэтому в своих манифестах футу­ристы предлагали «восстать против тирании слов «гармония», «хороший вкус», уничтожить театры, музеи, «вымести» из живописи все уже использо­ванные сюжеты, чтобы «выразить нашу вихревую жизнь».

Следуя за Ф. Ницше, который утверждал, что «мир не есть нечто фактическое, он течет, он — нечто становящееся», футуристы всеми средства­ми пытались передать движение, ускорение темпа жизни. Это достигается посредством ритмического повторения отдельных фигур или их частей. На­пример, увеличивается количество рук, ног у бегу­щего человека, или изображается мелькание опре­деленных фрагментов («Автобус» Дж. Северини). Футуризм оказался не жизнестойким, и к 20-м гг. уже расценивался как классика.

По поводу времени возникновения экспресси­онизма существуют различные точки зрения. Никто не знает, когда начался экспрессионизм и завер­шился ли он в наше время. Это одно из самых сложных явлений в искусстве XX века. Его слож­ность обусловлена сложностью философских сис­тем, ставших его предвестниками — неокантиан­ства и феноменологии. Действительность — лишь одна часть мира (Риккерт), а сам мир — продукт развития человеческой субъективности (Гуссерль). Поэтому предметом искусства художников-экс­прессионистов была не окружающая действитель­ность, а фантастические образы. После первой мировой войны человечество почувствовало бес­силие и усталость. Потеря чувства безопасности, уверенности оборачивалась тревогой за будущее. Это отражено в экспрессионизме. Примером мо­гут служить работы Э. Мунка («Крик»), О. Дикса, Г. Гросса, Э. Кирхнера. В экспрессионистической манере работал и В. Кандинский, который позже стал основоположником абстракционизма.

Абстракционизм, возникший в 1910 г., стал куль­минационной точкой модернизма в смысле отхода от предметности. Первым абстрактным произведе­нием считается акварель В. Кандинского (1910), на которой, по словам одного французского критика, «первый раз в истории живописи невозможно было что-либо заметить или узнать». Абстракционизм отличается предельно простым рисунком — основ­ное внимание сосредоточено на цвете и свете. В 1913 году в рамках абстрактного искусства возни­кает супрематизм (от франц. «превосходство», «гос­подство»). Его инициатором стал художник Кази­мир Малевич, а философской основой — учение Анри Бергсона об интуиции. «Черный квадрат» Малевича (1913) стал легендой в искусстве XX века. «Предметы исчезли, как дым», — писал сам К. Ма­левич. «Черный квадрат» — это образ Ничто. Бе­лый фон — символ бесконечности.

После первой мировой войны во Франции ста­ло оформляться новое направление — сюрреализм. Его создатели — молодые художники, поэты — рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхъестественного. Не после­дняя роль в возникновении сюрреализма принад­лежит учению З. Фрейда. Обращение Фрейда к бессознательному давало богатый материал худож­никам-сюрреалистам: можно было изображать не только реальный мир, но и сны, галлюцинации, фантазии. Во-вторых, их привлекла идея Фрейда об искусстве как одном из средств сублимации, носящем субъективный характер.

Датой начала сюрреализма считается 1924 год — год появления «Манифеста сюрреализма». Его автор, французский поэт Андре Бретон, дал опре­деление новому направлению: это «диктовка мыс­ли разума, вне всяких эстетических и нравствен­ных соображений». В художественной практике сюрреализма ярко выделяется имя Сальвадора Дали (1904 - 1988) — гения, жизнь и творчество которого стали яркой иллюстрацией идей З. Фрей­да. Творчество Дали можно считать рискованным экспериментом со смыслами и ценностями европей­ской традиции. В своих картинах он сталкивал и соединял несоединимое, стремясь передать сред­ствами живописи иррациональное и неуловимое. Сам Дали писал, что смысл его работ настолько глубок, что он сам его не понимает, «он ускольза­ет от логического анализа» (С. Дали, «Дневник од­ного гения»).

После второй мировой войны модернизм всту­пил в новый этап своего развития. Появляются такие направления, как поп-арт и концептуализм. Поп-арт можно определить как «искусство, кото­рое не знает, что оно искусство». Искусством мо­жет стать все — от фотографий до этикеток. Пер­венство здесь, безусловно, принадлежит США. Образцом изображения стала реклама, телевиде­ние, картинки из журналов, то есть привычные вещи. Своеобразным ответвлением поп-арта стал хеппенинг (от англ. «happening» — происшествие) — представление, игра, в которую стараются вов­лечь зрителей. Причем действия как художников, так и зрителей отличаются явной оригинальнос­тью (пример хеппенинга: с сидящей девушки-мо­дели маленькими ножницами срезаются лоскутки одежды).

На исходе поп-арта возникает концептуализм, который занимается исключительно интеллекту­альной интерпретацией объектов. Концептуализм претендовал на создание философии искусства, эстетики и в силу такой интеллектуальной обособ­ленности так и остался непопулярным. Но при этом претензия на переустройство мира, характерная для классического модернизма, здесь практичес­ки отсутствует. «Мир полон предметов более или менее интересных. И я не желаю добавлять к ним новые. Я просто указываю на существующие вещи», — такова установка концептуалиста. По­этому произведения концептуального искусства часто принимают самый неожиданный облик: фо­тографий, текстов, цифр, графиков и т.п. Это мо­жет быть и сам предмет, представленный в нео­бычном окружении или в необычном сочетании с другими предметами. Роль художника-творца здесь сведена к минимуму. Концептуализм стер грань между искусством и реальностью. Искусст­во здесь через свою копию смотрит само на себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: