double arrow
Гуманистическая теория личности Э.Фрома: основные положения

Фромм проанализировав условия существования человека и их изменений, вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.

Механизмы бегства

Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность(авторитаризм). Второй способ бегства — деструктивность(разрушительность). Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий. Третий – стремление перестать быть собой, путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин автоматизирующий конформизм Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.




Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

Экзистенциальные потребности человека



До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности, являющиеся важными источниками активности человека. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей(необходимость о ком-то заботится)

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями(воспитывание детей)своей жизни. 3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.

Социальные типы характера

Фромм выделил пять социальных типов ориентации(черт) и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

Продуктивный характер. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.


58.Гуманистическая теория личности А.Маслоу

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия.

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей. поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита.».

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Человек — большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека.

Внутренняя природа человечества. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека, в сущности, хороша или, по крайней мере, нейтральна. По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Творческий потенциал человека. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Главный предмет гуманистического направления в психологии – это личность и её уникальность, возможность её непрерывного развития, актуализация всех потенциальных возможностей личности.

Основные тезисы гуманистического направления:

1. человек от природы изначально хорош и склонен к самосовершенствованию;

2. сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, развития, самосовершенствования, творчества.

С точки зрения гуманистической психологии личность постоянно находится в процессе становления, т.е. роста. Люди постоянно совершают выборы, в которых они свободны, и потому

они ответственны за свою судьбу и за то, что они собой представляют.


59,Иерархия потребностей А.Маслоу

Маслоу предложил свой взгляд на теорию человеческой мотивации. Поведением человека движимо именно потребностями. Они мотивируют человека совершать те или иные действия, и деятельность вообще. Маслоу рассматривает природу человека и человеческого поведения с точки зрения удовлетворения различных потребностей. Мотив любого действия (поведения) – это удовлетворение той или иной потребности. Он выстроил иерархию потребностей, в которой выделил пять уровней потребностей.

Маслоу различал две группы потребностей:

1. базовые потребности – в большинстве случаев организованы иерархически – физиологические потребности, п. безопасности, принадлежности любви, самоуважении;

2. метапотребности – не имеют иерархии, одинаковы по силе и могут легко заменяться – потребности в справедливости, доброте, порядке, единстве.

Общая характеристика потребностей по Маслоу: все потребности являются врожденными; потребности организованы и иерархическую систему доминирования; первоочередные потребности более сильные и объемные; доминирующие потребности располагаются внизу и требуют первоочередного удовлетворения; по мере удовлетворения доминирующих (нижерасполагающихся) потребностей,становятся актуальными вышерасполагающиеся потребности. Они начинают участвовать в мотивации поведения.

Т.о. физиологические потребности должны быть удовлетворены прежде, чем возникнут потребности в безопасности и т.д.

1. если потребности не удовлетворяются, рост останавливается.

2. Основной принцип организации мотивации поведения человека – иерархическое

расположение потребностей человека. Продвижение вверх по лестнице иерархии потребностей дает возможность человеку демонстрировать большую индивидуальность.

7.1.4. Иерархия фундаментальных потребностей по А.Маслоу.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

• физиологические потребности;

• потребности безопасности и защиты;

• потребности принадлежности и любви;

• потребности самоуважения;

• потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

1 уровень - физиологические потребности – это потребности в пище, воде, тепле, сне, физической активности. Они касаются биологического выживания. Для того, чтобы стали актуальными потребности находящиеся выше, должны быть удовлетворены физиологические потребности. Если одна из физиологических потребностей неудовлетворенна, она становится доминирующей и все остальные отходят на второй план.

2 уровень - потребности в безопасности защите - потребности в стабильности, организации, в предсказуемости событий в законе и порядке. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Через реализацию этих потребностей реализуется долговременное выживание человек, в котором он заинтересован по своей природе.

У взрослых эта потребность выражается в желании иметь постоянную, стабильную работу, и заработок, создание сберегательных счетов, приобретении страховок.

3 уровень - потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда удовлетворены нижние два ряда потребностей. На третьем уровне потребностей человек стремиться устанавливать отношения привязанности с другими людьми в различных социальных группах. У взрослых групповая принадлежность становится доминирующей целью. У маленьких детей эта потребность выражается в форме потребности в любви родителей, у подростков существует потребность найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности. В период интенсивного полового созревания молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.

Маслоу выделяет два вида любви:

1. Д-любовь – дефицитарная – любовь за что-то, дающая возможность получить то, чего конкретному человеку не хватает (уважения, секса, общества)

2. Б-любовь – бытийная – любовь просто за сущность человека со всеми его достоинствами и недостатками, любовь к другому человеку, несмотря на его несовершенство. Пример: любовь матери к ребенку.

4 уровень - потребности самоуважения – выражается в потребности

1) в самоуважении – человеку необходимо уважать себя, знать, что он достойный,

компетентный индивидуум. Это дает чувство уверенности в себе и осознание своей

необходимости и полезности.

2) в уважении другими – включает престиж, признание, репутацию, статус, оценку и приятие.

5 уровень - потребность в самоактуализации.

Самоактуализация – полное использование способностей, талантов и возможностей человека. Самоактуализация – это желание стать тем, кем человек может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны.

По оценки Маслоу самоактуализации достигают, как правило, одаренные люди и число их составляет менее 1% от всего населения.

Почему такое небольшое количество людей достигает СА:

а) люди не видят своего потенциала, не знают о его существовании;

б) потребность в безопасности оказывает негативное влияние на реализации потребности в самоактуализации. В процессе роста человеку необходимо идти на риск, ошибаться, отказываться от старых привычек и стереотипов, что может порождать страх, тревогу, и тем самым уменьшать чувство безопасности.

в) социум может подавлять тенденции к самоактуализации. СА возможна при создании «хороших условий» в обществе. Ни одно общество не может предоставить оптимальных возможностей для СА всех его членов.


60.Феноменологическая теория личности К.Роджерса

Роджерс развил свою феноменологическую, гуманистическую теорию личности в

результате работы со своими клиентами, имеющими различные эмоциональные расстройства. В результате этой работы он пришел к выводам:

1. сущность человека конструктивна и реалистична, ориентирована на движение вперед к определенным целям; 2. человек по природе позитивное, разумное создание, стремящееся жить в гармонии с собой и другими; 3. человек развивается, конструктивно реализуя свойственные ему врожденные возможности; 4. человек обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, зрелости, творчеству. С точки зрения Роджерса природа человека позитивна. Поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации – тенденцией к росту и развитию. Эта тенденция заключается в развитии всех своих способностей и потенциальностей и более полном развитии личности. При отсутствии ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации выражается в различных формах поведения.

Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины

положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности ; действительная реальность — это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому.

Психологическая реальность явлений есть функция того, как они воспринимаются людьми. Реальным для индивида является то, что существует в пределах его субъективного мира. Действительная реальность – это не отражение мира посредством чувств, а это реальность, которую воспринимает и интерпретирует организм. Интерпретация реальности идет в соответствии с субъективными восприятиями каждого индивида. Поведение человека зависит от этого субъективного восприятия действительности. Чтобы постичь поведение человека, почему он так думает, чувствует, ведет себя, надо постичь его внутренний мир.

Роджерс вводит понятие поле опыта – содержит всё, что происходит внутри оболочки

организма в любой, данный момент, что потенциально доступно сознаванию.

Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может

быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный личный мир, который может соответствовать, а может не соответствовать наблюдаемой объективной реальности. Поле опыта определяет то обстоятельство, что если человек считает, что нечто случилось, то оно случилось на самом деле. Так как это путь его видения мира и его интерпретации этого мира.

Основным аспектом психических исследований личности является изучение субъективных переживаний или субъективного опыта.

Связь опыта и поведения человека – важный пункт теории Роджерса. Поведение

регулируется субъективной интерпретацией ситуации в данный момент и её персональным значением. На каждое поведение в данный момент влияет данное восприятие и интерпретация.


61.Тенденция актуализации в структуре теории личности К.Роджерса.

Важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Возьмем в качестве примера голод. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно — он необходим, чтобы «сохранить» человека. Если вы в это не верите, прекратите есть. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала. характеристики тенденции актуализации:

1. берет своё начало из формирующей тенденции. Эта общая тенденция к развитию в природе. В природе есть тенденция движения или развития организмов от более простых форм к более сложным. Специфическим (для человека) аспектом общей тенденции к развитию в природе является тенденция к самоактуализации. В физиологических процессах организма, тенденция к росту и развитию – биологический факт, а не психологическая тенденция. На организменном уровне удовлетворяются дефицитарные потребности (пища, вода), что способствует биологической эволюции организма (рост, развитие).

2. самоактуализация обладает мотивационной силой действующей на психические процессы, относящиеся к самости человека. Организм всегда стремиться к какой-либо цели (начинание, исследование, творчество, перемены). Мотивацией поведения по Роджерсу служит потребность человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, вследствие чего личностный потенциал реализуется.

По Роджерсу всё поведение человека направлено на повышение компетентности и актуализацию. Тенденция самоактуализации – процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Тенденция к самоактуализации – это тенденции к выражению и активизации всех возможностей организма или «Я» - необходимость распространяться, расширяться, развиваться. Организмический оценочный процесс, это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом.


62.Я-концепция, её развитие и функционирование

Я-концепции личности по К.Роджерсу. Роджерс выдвинул свое понимание Я-концепции личности. Он вводит понятие самость – это организованный связанный гештальт целостность, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость человека или «Я-концепция» - организованный конструкт, состоящий из: 1. восприятий свойств «Я» или меня;

2. восприятий взаимоотношений «Я» или меня с другими людьми и разными аспектами жизни;

3. ценности, связанные с этим восприятием.

Я-концепция – это представление человека о самом себе. Я-концепция отражает, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни. По Роджерсу Я-концепция включает в себя:

Я-идеальное – это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет и стремиться к ним. Он придает им наибольшую ценность для себя. Я – реальное – это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего. Я-концепция принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. Степень в какой Я-реальное отличается от идеального Я – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.

7.2.4. Развитие Я-концепции.

На начальной стадии формирования «Я» (младенец или маленький ребенок), оно

регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца.

Организмический оценочный процесс – это подсознательный проводник, который оценивает переживания с точки зрения содержащегося в нем потенциала развития. Он привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что его замедляют. Выбор человека направляется не внешними правилами, а внутренний переживаниями. Этот внутренний оценочный процесс естественен для младенца, который ценит пищу и безопасность.

С развитием ребенка по мере того, как он усваивает общественные нормы и ценности,

происходит замена внутренних переживаний внешними правилами. Проследим как это происходит, и какие механизмы способствуют этому процессу.

На следующей стадии формирования «Я» - когда ребенок взрослеет, его развитие регулируется через взаимодействие со значимыми другими (родители, родственники).

На данной стадии идет развитие когнитивных и перцептивных способностей и «Я»-

концепция всё больше дифференцируется и усложняется.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта

потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчивая. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как «хороший мальчик», а то его не будут любить, он будет оценивать переживания с позиции родительского образа «хорошего поведения», а не в терминах своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь «гадкое» слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля,

ребенок сразу определяет подобное поведение как «плохое» и отказывается от него. Таким

образом, поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и

позитивном внимание. Потребность в позитивном внимании является условием для развития Я-концепции. И она становится той силой, которая начинает определять действия и поведения ребенка. Для того, чтобы получить позитивное внимание существуют определенные условия – так называемые условия ценности – т.е. условия и обстоятельства, при которых дети будут получать позитивное внимание. «Условия ценности» - поведение или отношение, которые отрицают некоторый аспект самости. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Так как дети не отличают себя от своих действий, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Любовь так важна для ребенка, что он начинает действовать так, чтобы получить любовь, независимо от того является ли это для него самого естественным желанием. Таким образом, дети могут приходить к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять желания других, и испытывают побуждение отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные черты своей личности.

Ребенок для получения позитивного внимания готов пожертвовать организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность в позитивном внимании. Ребенок начинает вести себя не так он хочет. В своем поведении он исходит не из своего Я, и таким образом жертвует сохранением своей Я-концепции. Его поведением управляет желание получить позитивное внимание от значимых людей.

По Роджерсу условия ценности наносят вред развитию ребенка как полнокровно функционирующего человека, т.к. он просто пытается соответствовать требованиям других и не пытается для себя определить, кем быть и развиваться полноценно как самостоятельная личность. Я-концепция не соответствует его организмическому опыту, что ведет к психологическим проблемам и не способствует формированию психологически здоровой личности.

По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок.По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка —это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.

Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако — и это важно понять безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки — например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, — одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.

В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне. Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом.

В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Переживания, которые находятся в соответствии с Я-концепцией и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются. Если идет несоответствие Я-концепции и актуального переживания возникает угроза Я-концепции, которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение.

Если человек осознает несоответствие Я-концепции и актуального переживания –

возникают легкие формы – напряжение, чувство вины, если человек не осознает это

несоответствие – велика вероятность возникновения личностных расстройств.

Механизмы защиты. Роджерс предложил два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию. В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место.

Психические расстройства и психопатология

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком». В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я-структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я-образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.


63.Основные характеристики полноценно функционирующего человека по Роджерсу

«Полноценно функционирующий» — термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил 5 основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей.

1. Первая и главная характеристика— это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь. Для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты — он действительно открыт для всех возможностей.

2. Вторая характеристика — экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу, то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее «Я» человека и его личность проистекают из переживания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой Я-структуре. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

3. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Организмическое доверие, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

4. Четвертой характеристикой является эмпирическая свобода. он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

5. Последняя характеристика— креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время, удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти, несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего человека в целостную картину, когда писал: «Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, чем ограниченный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса значит погрузиться в часто пугающее и часто удовлетворяющее переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.

Очевидно, что Роджерс, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это означает жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бытие — короче, «полноценно функционировать».


64.Типологизация личностей в психологии. Критерии типологизации

. При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», — конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них —

доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Американский психолог Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности.

«Привязчивый тип» — человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, — такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» — характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей — такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» — для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т. к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности (Норакидзе):

• гармоническая личность — нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

• конфликтная, противоречивая личность — присущ разлад между поведением и мотивами, т. е. действия противоречат желаниям;

• импульсивная личность — поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, — «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.

Представители когнитивной психологии рассматривают личность как систему индивидуальных конструктов, и каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разными углами зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. В связи с этим проблема выделения типологии личности рассматривается как малоактуальная.


65,Типология личностей Кречмера

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.

Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Диспластики — люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке.

В отличие от него, иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью.

У циклотимика, который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.


66.Соматотипы У .Шелдона их характеристика

У. Г. Шелдон своими работами в 40-х годах нашего столетия продолжил исследование связей между строением тела и характера, начатые Э. Кречмером. Его подход отличают следующие два нововведения.

Первое из них состоит в том, что в отличие от Э. Кречмера исходным для него понятием является не тип как совокупность физических и психологических черт, а компонента телосложения. Шелдон выделил три первичных компоненты телосложения. Их он назвал по имени зародышевых листков – эндо-морфный или внутренний зародышевый листок, мезоморфный – средний зародышевый листок и эктоморфный – внешний зародышевый листок. Из первого развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды. Люди, отнесенные Шелдоном к этому типу, характеризуются общей сферической формой, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупными внутренними органами, круглой головой, вялыми руками и ногами, неразвитыми руками и ногами.

Из мезоморфного листка развиваются внутренние органы. Для лиц .этого типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, массивная голова, незначительное количество подкожного жира.

Из эктодермы развиваются нервная система и мозг, рецепторный аппарат. Поэтому для людей этого типа характерны тонкие и длинные руки и ноги, узкая грудная клетка, неразвитая мускулатура, отсутствие подкожного жирового слоя, вытянутое лицо с высоким лбом, хорошо развитая нервная система.

Уже при первом сопоставлении типологии У. Шелдона с типологией Э. Кречмера очевидны совпадения между эндоморфами и пикниками, атлетами и мезоморфами, эктоморфами и астениками.

Другое нововведение Шелдона состояло в количественной оценке каждого компонента в каждом конкретном человеке. В свое время необходимость этого осознавал и Кречмер, когда в рамках каждого типа темперамента он выделял три подтипа. Шелдон довел эту идею до логического конца, предложив процедуру субъективного шкалирования по семибалльной шкале, где 1 представляла абсолютный минимум выраженности данного компонента, а 7 – абсолютный максимум. Например, индивид, соматотип которого оценивался как 4-6-1, имеет примерно среднюю степень эндоморфии, высокую степень мезоморфии и полное отсутствие эктоморфии.

Изучив особенности темперамента и личности лиц, отнесенных к тому или иному соматотипу, Шелдон установил значимые связи между теми или иными компонентами телосложения и «первичными компонентами темперамента» (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение соматотипа и темперамента по У. Шелдону

Соматотип Эндоморфия Мезоморфия Эктоморфия

Тип темперамента Висцеротония Соматотония Церебротония

Каждый тип темперамента характеризовался 20 чертами (см. табл. 2). При этом каждая черта оценивалась по 7-ми балльной шкале, что, в конечном счете, позволяло оценить темперамент с помощью количественного индекса (по аналогии с индексом соматотипа). Так индекс крайнего висцеротоника составил 7-1-1, крайнего соматотоника – 1-7-1, а крайнего церебротоника – 1-1-7.

Таблица 2

Шкала темперамента по У. Г. Шелдону

Висцеротония Соматотония Церебротония

1 . Расслабленность в осанке и движениях 1 . Уверенность в осанке и движениях 1 . Сдержанность манер и движений

2. Любовь к комфорту 2. Любовь к физическим нагрузкам и приключениям 2. Чрезмерная физиологическая реактивность

Висцеротония Соматотония Церебротония

3. Замедленные реакции 3. Энергичность 3. Повышенная скорость реакции

4. Любовь к пище 4. Потребность в движениях и удовольствие от них 4. Склонность к уединению

5. Социализация пищевой потребности 5. Потребность в доминировании 5. Склонность к рассуждениям, повышенный уровень внимания

6. Удовольствие от пищеварения 6. Склонность к риску 6. Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность

7. Любовь к компаниям, дружеским излияниям 7. Решительные манеры 7. Беспокойные движения глаз и лица. Самоконтроль мимики.

8. Социофилия (склонность к общественной жизни) 8. Храбрость 8. Социофобия (страх перед общественными контактами)

9. Приветливость со всеми 9. Агрессивность 9. Затруднения в установлении социальных контактов

10. Жажда похвалы и одобрения 10. Эмоциональная черствость, психологическая нечувствительность 10. Трудность приобретения новых привычек, избегание стандартных действий.

11 Ориентация на других людей 11 Клаустрофобия (боязнь замкнутых помещений) 11 Агорафобия (боязнь открытого пространства)

12. Эмоциональная стабильность 12.Отсутствие жалости и такта 12. Непредсказуемость поведения

13. Терпимость 13. Громкий голос 13. Тихий голос, боязнь вызвать шум

14. Безмятежная удовлетворенность 14. Спартанское безразличие к боли 14. Чрезмерная чувствительность к боли

15. Глубокий сон 15. Шумное поведение 16. Плохой сон, хроническая усталость

Висцеротония Соматотония Церебротония

16.Отсутствие взрывных эмоций и поступков 16. Внешний вид соответствует более пожилому возрасту 16.Юношеская живость манер и внешнего облика

17.Легкость в общении и выражении чувств 17.Объективное мышление, направленное вовне. Скрытность в чувствах и эмоциях 17.Концентрированное, скрытное и субъективное мышление

18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения 18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения 18. Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов

19. Потребность в людях в тяжелую минуту 19. Потребность в действиях в тяжелую минуту 19. Потребность в уединении в тяжелую минуту

20. Ориентация на детей и семью 20. Ориентация на юношеские цели и занятия 20. Ориентация на поздние периоды жизни

Завершая краткую характеристику конституциональных свойств, отметим еще одно важное следствие. Показано, что есть определенная связь между соматотипом и предрасположенностью человека к некоторым заболеваниям. Например, установлено, что некоторые конституциональные различия предшествуют возникновению туберкулеза легких. Как правило, эта болезнь характерна для людей с небольшим весом по отношению к росту (астенический или эктоморфный тип).

Инфаркт миокарда чаще встречается у людей с большим весом по отношению к росту (пикнический или эндоморфный тип). Но особенно ярко проявляется связь между типом телосложения и психическими заболеваниями, о чем говорилось выше.

Конституциональный подход, активно заявивший о себе в 20-40-е годы нашего столетия, тем не менее, не позволил вскрыть глубинные основания и связи, объясняющие взаимосвязь психических и соматических (телесных) свойств и тот или иной вид темперамента. Поэтому, не отвергая достижения этого подхода, следует рассмотреть и другие генотипические основания психических свойств. Таковым следует назвать нейродинамику человека.






Сейчас читают про: