Общественно-политические движения в России в пореформенное время (60-70 года XIX века)

В 60-80-е гг. XIX века ведущие позиции в общественном и револю­ционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И.Герценым и Н.Г.Чернышевским, ставшими родоначальниками теории “русского со­циализма”- своеобразного синтеза учения западно-европейских социали­стов (Ш.Фурье, П.Ж.Прудон, А.Сен-Симон, Д.Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, Н.П.Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борь­бы. В этой связи отмечают три течения в народничестве. Бунтарское или анархистское. М.А.Бакунин (1814-1876) предложил свою модель без государствен­ного социализма, которая основывалась на федерации построенных "снизу вверх" свободных организаций: рабочие ассоциации, обшины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую револю­цию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе со­циализма. Пропагандистское. П.Л.Лавров (1823-1900) поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров - интеллигентов. Они долж­ны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революци­онному выступлению. Заговорщическое. П.Н.Ткачев (1844-1885) полагал, что между народом и интеллиген­цией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодер­жавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борь­бу невозможно. По мнению Ткачева, самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуще­ствить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется т.н. "хождение в народ" для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восста­ния. К делу было привлечено в 37 губерниях 770 человек, из них 612 мужчин и 158 женщин. 215 человек были заключены в тюрьму и просидели большею частью по нескольку лет, а остальные были оставлены на свободе. Привлечены главные организато­ры движения. Неудача "хождение в народ" и попыток поднять крестьян на рево­люцию породила оживленные споры в среде народников. Они велись во­круг вопроса о путях дальнейшей борьбы. Народники пришли к убежде­нию о необходимости объединить свои силы. В 1876 г. возникает народническая организация "Земля и воля" (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, соз­данной в 1862 г: при участии Н.Г.Чернышевского для объединения рево­люционных сил и подготовки крестьянского восстания и разгромленной полицией в 1864 г. В 1879 г. в результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий "Земля и воля" распадается на. две организа­ции. Часть народников во главе с А.И.Желябовым, А.Д.Михайловым, С.Л.Перовской (так называемые "политики"), разочаровавшись в пропа­гандистской работе, объединяются в "Народной воле". Свою главную цель они видят в организации террора, направленного против царя и высших сановников государства. Террор рассматривался ими как основ­ное средство для "дезорганизации" самодержавия и поднятия авторитета революционной борьбы. "Деревенщики", возглавляемые Г.В.Плехановым, В.Н.Игнатовым, О.В.Аптекманом, решили продолжить пропаганду среди крестьян и соз­дали "Черный передел". К началу 1882 г. организация распалась на от­дельные кружки. Некоторые чернопередельцы во главе с Г.В.Плехановым перешли к научному социализму, другие - примкнули к "Народной воле", третьи - отошли от революционного движения. "Народная воля" в ближайшие два года произвела целый ряд круп­ных террористических актов, потрясших ту правительственную органи­зацию, которая тогда существовала. Важнейшей точкой деятельности этой группы народничества стало убийство Александра II 1 марта 1881 г. террористом И.И.Гриневицким. 1 марта 1887 г. было покушение на царя Александра III, в котором принимал участие и брат В.И.Ленина Алек­сандр Ульянов. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса. В пореформенный период, в условиях интенсивного развития про­мышленности, влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые по­пытки создать рабочие организации. В 1875 г. в Одессе возник "Южно­российский союз рабочих" (руководитель Е.О.Заславский), в 1878 г. в Петербурге - "Северный союз русских рабочих" (В.П.Обнорский, С.Н.Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организа­ции в этот период находились под сильным влиянием народников. В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный ха­рактер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблю­дается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих под­толкнули правительство к принятию целого ряда законов. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксист­ская организация создается в 1883 г., в Женеве Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич и др. В своих работах они вели идейно-теоритический спор с народниками, пропагандировали марксизм. В 80-е - начале 90-х гг. возникают марксистские кружки - Д.Благоева ("Партия социал-демократов"), П.В.Точисского ("Товарищество санкт-петербургских мастеровых"), М.Н.Бруснева ("Рабочий союз") в Петер­бурге, Н.Е.Федосеева в Казани.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: