double arrow

Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА.

В январе 1857 года Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенных сановников.

Начиная с конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от крепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должны были подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале 1859 года для суммирования и обработки проектов комитетов были созданы Редакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели - Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин, Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

19 февраля 1861г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете, Александр II издал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей", а также "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности которого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако сохранилась крестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания.

Помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьян надел земли. За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось по соглашению с помещиком право выкупа земли, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

Срок временнообязанных отношений установлен не был, за пользование землей временнообязанные несли повинности. Помещик являлся "попечителем" сельского общества, получал в нем права вотчинной полиции, мог требовать смены сельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года.

Крестьянская реформа 1861 года - буржуазная реформа, которая способствовала превращению России в буржуазную монархию. Однако она не разрешила социально-экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.

Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, в губернских земских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство - 38%.

Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянских собраний - органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования крестьянских ссудосберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. в селе было создано 12 тысяч земских школ.

Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом превращения феодальной монархии в буржуазную.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.

Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870 г.). Эта реформа имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами становились городские думы, а исполнительными - избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались "гласными". Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25-и лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы промышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управления было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение, образование.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.

Наиболее радикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которой были прогрессивные юристы - С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.

Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собой очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренному пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ.

Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочивания всего финансового дела. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения Госбанка и образования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась законом. В 1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассах Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были непоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налог русского феодального государства - подушная подать, не была реализована денежная реформа 1862г. и т.д.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.

Не были обойдены средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им автономию (предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности, непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутренней организации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий.

В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась "карательная" цензура - применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издательства.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава.

С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы было создание обученного резерва - запаса, а также образование военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: