Періодизація розвитку української культури та загальна характеристика періодів

Глубокий гуманистическое содержание украинской культуры, ее значение для творческого самосознания многих поколений украинского народа в национальном саморазвития и мировой цивилизации обусловили объекты ивне превращения ее в целостную систему духовного мира украинский Категория \"украинская культура как целостная система\" сравнительно новая С началом демократических преобразований в общественной жизни украинськог в народа и с провозглашением государственной независимости Украины, наша национальная культура начала постепенно рассматриваться и анализироваться учеными-культурологами как именно целостная полно водоворот ажае духовный мир украинского народа Да и сам украинский народ учеными теперь рассматривается как единое социально-этническое целое, возникшее, сформировалось и развивается в условиях суровой исторической о бьективности, без искусственного разделения его на \"восточников\" и \"западников\", украинский материковой Украины и украинской диаспоры (ближнего и дальнего зарубежья), украинская \"буржуазную\" и украинского \"пролет Арский \"нации тощot; та українську "пролетарську" нації тощо. Украинская культура также делится ими с такими же объективными критериями Однако, исходя из исторических факторов, следует отметить, что украинская культура всегда развивалась и функционировала как к единое целое, преодолевая на своем пути самые идеологические, политические, классовые, социальные, конфессиональные преграды тощо.

Первое тысячелетие новой эры для развития украинской культуры была полна рядом событий исторического значения: возникновение Киева - \"матери городов русских\"; объединение восточнославянских племен и обра ние дер ржавыми - Киевской Руси; победоносные походы русских князей и расширение государственных границ; небывалый подъем культуры от непосредственного общения с хазарами, половцами, Византией и другими народа мы и, наконец, принятие христианства Все это вместе поставило украинский народ и его культуру в один ряд с другими високорозвииутимы народами-и культурами Европы и миропи і світу.

Второй период развития украинской культуры приходится на время существования княжеского государства - Киевской Руси и Галицко-Вол ин-ского княжества Так его и именуем: украинская культура княжеской эпохи Государство Киевская Русь - мощная раннефеодальное военно-деспотическая империя, которая ничем не отличалась от империй Ка-роллингов и Меровингов, за исключением того, что она со времени своего возникновения взяла на себя роль покровителя, мецената и благотворителя культуры, стала ведущей материальной основой ее развитию А введение христианства приравняло Украинский к культурно-этических ценностей, которые и поныне в ановлять основу современной западной цивилизации Они обогатили сокровищницу духовной жизни украинского народа, вывели его культуру на широкие просторы мировой цивилизации, поставили в один ряд с найрозв инутишимы тогдашними культурамрами.

Третий период развития украинской культуры приходится на литовско-польскую эпоху в истории нашего народа После потери собственной государственности условия для развития украинской культуры были неодинаковыми в рез них регионах Украины Начиная буквально с конца монголо-татарского нашествия и до 1569 г (год Люблинской унии), украинские земли постепенно, от немногих к большинству, переходили под власть Велик ого княжества Литовского, которое переняло у нас многие черты административного устройства, основы юридического права и традицию летописания, что брали свое начало еще со времен Киевского государства Даже русская языков а стала здесь официальной и использовалась как средство внутреннего и внешнего общения Но, несмотря на это, условия для развития украинской культуры ухудшались вследствие ассимиляции украинским е литы, а заодно и потери ею политических влияний В Галичине господствующие позиции сразу после ее захвата Польшей перешли к польских феодалов, а во всех крупных городах - до католических колонистов-горожан Таким образом происходила ликвидация тех политических центров, вавколо которых кристализувалося и кипела культурная жизнье життя.

Четвертый период развития украинской культуры приходится на казацко-гетманской сутки, которая характеризуется новым историческим контекстом, обусловленным окончанием Освободительной войны в середине XVII в, с одной дного стороны, и постепенным ограничением, а затем и потерей автономии Украины в конце XVIII в, с другой Определяющим здесь является фактор национальной государственности, которая, просуществовав более 130 лет, все же и ки смогла существенно сформировать направленность, характер и интенсивность культурных процессов на Украинїні. Этот период украинской культуры вместе с тем оказался не менее сложным и драматичным за предыдущий относительно условий развития культуры Во-первых, после присоединения Украины к России царизм стал на путь ликвидации й традиционных государственно-политических институтов - полкового административного устройства, судебных органов, гетманата, постепенно заменяя их общеимперскими нормами и порядками.

Пятый период развития украинской культуры охватывает период в 150 лет, лет большой несвободы нашего народа - со времен разрушения Гетманщины и до начала XX в Его целесообразно условно разделить на три п подпериода: первый - конец XVIII - конец 50-х годов XIX в, что есть время ее становления как новейшей культуры с народным демократизмом и народным языком, второй - 60-90-е годы XIX в - время ее вхождения я в общеславянский и мировой культурный процесс, и третий - начало XX вв - время утверждения ее как великой национальной культуры мирового значения и резонанса Этот период в развитии украинской й культуры назовем периодом национально-культурного возрождения ярко в процессах создания новой национальной модели культуры украинский народ проявил себя в литературе, историософии, фольклорис ной, этнографии, театре, изобразительном искусстве, драматургии Доминирующая, формотворча роль в этом процессе принадлежала литературе Все виды новейшей культуры, основанные \"Энеида"Енеїдоюм И Котляревского, дальше развивалась параллельно с литературой, под ее непосредственным благотворным влиянием Именно она, новитвя украинская литература, первой среди других составляющих культуры, показывала, как надо решать сложные проблемы тогдашнего духовной жизни украинского общества, утверждала в его сознании оптимистическую веру в будущее Она, во-первых, напоминала о самобытном и яс воровал героическое прошлое своего народа, достойно удивления, восхваления и подражания, во-вторых, раскрывала и проявляла мощные потенциальные возможности его дорогого сокровища - разговорной речи, с которой украинская й народ получил право, образно говоря, на жизнь и бессмертие, и, в-третьих, показывала, как надо на основе народно-первозданных элементов (фольклора, быта, обычаев, верований, легенд, обрядовос е) создавать высокое профессиональное искусствтво.

Шестой подпериода характеризуется унаследованными от предыдущих подпериода взлетами и руинами в развитии украинской культуры, наличием как объективных, так и субъективных факторов, за которых украинский ка культура была поставлена??(и еще до сих пор находится) в условия борьбы за самосохранение и постоянного стремления к возрождению Трагизм ее феномена заключается в том, что она, как и в давние времена, уже третий была потеряла свою национальную духовную элиту Когда-то это была полонизация украинской шляхты или ее русификация Теперь - постоянное уничтожение духовной элиты на протяжении всего периода, от репрессий 20-30-х гг, от времени Расстрелянного возрождения и к репрессиям, которые осуществлялись в значительно более мягких формах, вплоть до конца 80-х гг Каждый раз потери национальной духовной элиты (особенно за три года третьей потери) х оч и не приводили к полному разрушению традиционной украинской культуры (особенно сильны в ней народные источники, питающиеся тяготением к подлинной народности в пайширшому смысле этого слова), а ле все же отодвинули ее на задний план мирового культурного прогресса, унижали, вызывали появление рис вторичности и провинциальностиності.

Седьмой период развития украинской культуры только начался и продолжается в новых исторических условиях Это - современный период, охватывающий период с конца 80-х гг и до сих Исторический Акт провозглашения независимости Украины (24 августа 1991) открыл новые горизонты перед украинской культурой, впервые получает возможность твориться и развиваться как единая национальная культура материка и зарубежья По ци х условий появились новые черты, новые характеристики, которые дают нам возможность с оптимизмом говорить о будущем нашей культуры: большое расширение границ творческой свободы художника, наличие богатейшего творческого дос виду и творческих сил, тенденция к консолидации национальных художественных школ, широкие и многообразные связи с искусством других народов т.д. Вместе с тем, в новую эпоху усиливаются устоявшиеся формы связи к ультура с народом, все отчетливее определяется в процессах развития украинской культуры широкий спектр поисков большей эстетической действенности культуры - содержательной, гуманной, эмоциональной Несмотря на все сложности как объективного, так и субъективного плана, постепенно заполняются \"белые\" и \"черные\" пятна в истории украинской культуры, выходят на всенародный виднокил ранее запрещенные и замалчиваемые ее страницы та замовчувані її сторінки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: