Украинская культура как целостная система

Категория «украинская культура как целостная система» сравнительно новая. С началом демократических преобразований в общественной жизни украинского народа и с провозглашением государственной независимости Украины, наша национальная культура начала постепенно рассматриваться и анализироваться учеными-культурологами как именно целостная система, наиболее полно выражает духовный мир украинского народа. Да и сам украинский народ учеными теперь рассматривается как единое социально-этническое целое, которое возникло, сформировалось и развивается в условиях строгой исторической объективности, без искусственного разделения его на «восточников» и «западников», Украинский материковой Украины и Украинской диаспоры (близкого и дальнего зарубежья), украинского «буржуазную» и украинского «пролетарскую» нации подобное. Украинская культура также делится ими по таким же объективным критериям. Однако, исходя из исторических факторов, следует отметить, что украинская культура всегда развивалась и функционировала как единое целое, преодолевая на своем пути самые идеологические, политические, классовые, социальные, конфессиональные и тому подобные препятствия. Что же мы сегодня понимаем под категорией «украинская культура как целостная система»? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что:

во-первых, украинскую культуру сегодня следует рассматривать как единое целое это можно понять читая новости в Украине, вытворенное в области материального и духовного производства гением нашего народа как в материковой части, так и за ее пределами, то есть в Украине и в ближнем и дальнем зарубежье;

во-вторых, целостная система культуры включает в себя объективную оценку идейно противоположных течений и направлений в ней. Ведь в создании украинской культуры, как и культуры любого другого народа, участвовали все классы, все социальные слои общества;

в-третьих, отказ от подхода к изучению украинской культуры как замкнутого социального организма. Украинская культура, как оригинальная и своеобразная система, самоутверждаясь, на всех этапах развития была включена в сферу межнационального духовного синтеза и взаимодействия, в региональный и мировой культурный процесс. Итак, для украинской культуры жизненно важным и необходимым является как то общее, что было ею заимствовано в других культурах и, прижившись на ее национальной почве, в полной мере служит нашему народу, так и свое, национальное, своеобразное, вытворенное в процессе его исторического развития. Целостность культуры в данном случае означает рассмотрение и оценку национально-своеобразного в органическом, эзотерическом (глубинном) взаимосвязи его с общечеловеческим;

в-четвертых, объективно обусловлена ​​неравномерность развития культуры, отсутствие прямолинейного, одновременного прогресса всех ее видов, отраслей и направлений не могут служить обоснованием предоставления преимущества в изучении и анализу той или иной ее составляющей. Это недопустимо, хотя, иногда случалось и такое. На определенных этапах исторического развития украинской культуры на передний план выдвигались то ее самодеятельно-фольклорные жанры, то художественная литература, то общественно-политическая, религиозно-философская мысль. В последние десятилетия ведущие позиции в культуре занимают естественно-технические науки, от развития которых отстают гуманитарные науки, отдельные виды профессионального творчества (кино, телевидение и т.д.). Но это отнюдь не означает того, что внимание в культуроведения может преобладать при рассмотрению и изучении какой-то одной части культуры, которая именно сегодня вышла в своем развитии на передний план. Это и будет недопустимым нарушением основополагающих принципов анализа культуры как целостной системы;

и, в-пятых, целостный подход к культуре предполагает такой анализ, когда во внимание в равной степени берется непрерывность ее развития, все его периоды. Учет невероятностей, взлетов и спадов духовной жизни в Украине должен лежать в основе целостного подхода к определению и анализу периодов развития нашей культуры. Украинский культурный процесс, несмотря на известные истории определенные преграды, даже после Батыева нашествия, возрождался вновь и уже начиная с XIV в., развивался по восходящей вплоть до XVIII в., То есть к ликвидации украинской автономии, и далее: в период неволи, преследований и запретов (конец XVIII-конец XIX в.), активного оживления (начало XX в.), которое заканчивается послеоктябрьским ренессансом (20-е годы XX в.) трагедией в тисках сталинщины (30-е – середина 50-х годов); скованностью во времена стагнации; современный процесс возрождения. Такой подход к периодизации учитывает подъемы и спады культурного процесса в Украине и обеспечивает, в свою очередь, целостный подход к украинской культуре как к единому целому духовному миру нашего народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: