Основні концепції культури, їх сутність

Истоки и закономерности развития культуры были предметом исследования многих ученых, которые и предложили различные теории обстоятельных среди них есть эволюционистская, антропологическая, или функциональная, социологическая, историко-материалистическая, теологические теории и теория циклического круговорота. -Эволюционистская теория культуры изложена в трудах американского ученого Л Моргана и английского историка Е Тейлора Ее возникновение связано с обобщением эмпирических этнографических материалов и определению закономерностей развития истории культуры. Сущность эволюционистской концепции культуры заключается в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и родства потребностей различных народов в формировании культуры. Анализируя культуре первобытного общества, Е. Тейлор пришел к выводу, что развитие того или иного народа происходит прямолинейно, от простого к сложному. Л. Морган в развитии общества выделяет следующие основные стадии: дикость, варварство, цивилизацию. На разных ступенях развития народы живут отдельно и, соответственно, создают собственную культуру. Но усиление контактов между государствами, сближение народов, обмен достижениями культуры предопределяет общность культурных ценностей и усвоения их человечеством. Ведущая идея эволюционизма - это прямолинейность культурного прогресса и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии развития. -Антропологическая, или функциональная, концепция культуры представлена в трудах выдающегося английского этнографа и социолога Б.К. Малиновского (1884-1942), французского этнолога и социолога К. Леви-Строса (1908-1991), американского этнографа А. Кребера (1876-1960) и многих других. Суть этой концепции заключается в том, что возникновение и развитие культуры связывается с потребностями человечества. При этом каждая культура остается целостной, любая традиция или обычай (верования) выполняют важную для культуры функцию, каждый элемент культуры является незаменимым. Б.К. Малиновский потребности, которые обусловили возникновение культуры, делит на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение рода и обеспечения его жизнедеятельности, им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные потребности направлены на изготовление и совершенствование орудий труда. Им отвечает развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости сплочения и объединения людей,в нужде авторитета. Удовлетворению этих потребностей соответствует политическая организация общества. Различие между культурами обусловлена различными способами удовлетворения потребностей. -Социологическая концепция культуры представлена в трудах многих ученых, в частности П. Сорокина (1889-1968), Г. Маркузе, Т. Адорно и др. Сущность социологической концепции заключается в том, что культура рассматривается как целостное образование, сложная иерархическая система культурных и социальных систем. Так, известный социолог культуры Питирим Сорокин (российский ученый-эмигрант, впоследствии - президент американской социологической ассоциации) сформулировал теорию суперсистем культуры. Он выделил три основных типа культуры, лежащие в основе суперсистемы. Среди них чувственный тип, для которого свойственно чувственное восприятие окружающего мира; ідеаціональний тип, для которого характерен рациональный подход к действительности; и идеалистический тип, что основывается на інтуїтивістському методе познания. Каждая форма культурного суперсистемы, в частности язык, искусство, мораль, религия, философия и т.д., имеет свою первооснову, которая составляет материальное и идеальное начала. Именно эти начала определяют тип культуры и соответствующий ему мировоззрение. Культурную систему П. Сорокин рассматривает как выходной и решающий фактор социального развития. "Именно культурный фактор, - пишет он, - осуществляет определяющее влияние на появление существование и структуру социальных групп (систем), а не наоборот..." -Широкое ра спространение получила марксистская концепция культуры (историеко – материалистическая концепція). Ее основоположниками были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Она основывается на принципе, что определяющим в происхождении и развитии культуры является материально-преобразующая общественная деятельность людей, которая направлена прежде всего на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование высококультурной человека как общественного субъекта деятельности. В системе культуры марксизм выделяет два уровня: материальной и духовной культуры. Особенностью материальной является то, что она не равнозначна производству и материально-созидательной деятельности людей. Материальная культура характеризует деятельность людей с точки зрения ее влияния на развитие человека, выявление того, в какой степени эта деятельность способствует развитию одаренности и творческих способностей человека, насколько она реализует ее сущностные силы, способствует совершенствованию человека. Духовная культура направлена на превращение духовного мира человека и его социального бытия. Ее ценности существуют не только в опредмеченій форме, но и в различных видах деятельности, которые связаны с процессом духовного производства (игра актера на сцене или в кино, лекция преподавателя вуза или урок учителя в школе, деятельность художника или писателя и т.д.). Для духовных ценностей свойственна долговечность существования. Материальные ценности обусловлены уровнем удовлетворения потребностей (скажем, потребность в пище, одежде, бытовых условиях и т.д.). В духовной сфере, например, насыщение знаниями, эстетическими ценностями не знает никаких границ. Беспредельность потребления духовных ценностей обусловлена прежде всего познавательной, нравственной, эстетической, творческой деятельностью людей. Первое место в духовной культуре занимает творческая деятельность. -Среди культурологических теорий заметное место занимают теологические концепции культуры. Основная суть этих концепций сводится к рассмотрению религии как базовой основы развития культуры. Так, по мнению немецкого богослова С. Пуфендорфа, культура - это промежуточное звено между Богом и человеком. Ее развитие происходит по воле Всевышнего. Будучи зависимой от Бога, культура влияет на природу человека и определяет ее деятельность. -Основоположником концепции циклического развития культуры (или циклического кругооборота) считается итальянский философ Дж. Вико (1668-1744). Каждый народ, по мнению ученого, проходит цикл в своем развитии, который включает три эпохи: детство, или бездержавний период, где ведущая роль принадлежит жрецам; юность, для которой характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость человеческого рода, где отношения между людьми регулируются совестью и сознанием своего долга. Формой правления в этот период является монархия или демократическая республика. Достигнув высшей степени развития, человечество снова падает на нижней. Эпоху средневековья Веко трактует, например, как "второе варварство". -В конце XVIII в. формируется концепция романтического народничества, согласно которой ведущим началом в духовной культуре выступает фольклор, который определяет письменную культуру. Творцом культуры является простонародье, крестьянство: господствующие классы отодвигаются на второй план. Украинский романтизм имел значительное влияние на польский, русский, немецкий, французский культуры в XIX ст. С шестидесятых годов XIX в. происходит научное осмысление украинства, его специфики по сравнению с другими национальными культурами. Этнографы, историки, фольклористы (Г. Драгоманов, В. Антонович, Ф. Волк, И. Рудченко, О. Потебня, О. Русов, П. Житецкий, Г. Лысенко), опираясь на теории компаративистики (заимствования и взаимовлияния) и мифологической европейской школы, выделяют национально-специфические особенности культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: