Новорожденность

3.3.1.1.1. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления

Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако, большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Новорожденными называют детей в течение первого месяца их жизни. Основная часть этого периода уходит на приспособление ребенка к новой окружающей среде и переход к независимому от матери осуществлению таких функций организма, как дыхание, терморегуляция, пищеварение и кровообращение. Дети с рождения наделены способностью непосредственно (через органы чувств) воспринимать воздействия окружающей среды и реагировать на них. Они видят, слышат, различают вкус и запах, чувствуют прикосновения, давление и боль. Новорожденные выборочно останавливают взгляд на том, что привлекает их внимание, и способны к научению. Однако они, еще только вступившие на долгий путь созревания, физически беспомощны и полностью зависят от взрослых (Г. Крайг, 2000).

К концу первого месяца жизни у ребенка появляются первые условные рефлексы. Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому (1984) говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе. На 3–4-й неделе, такая реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляется на 3–5-й неделе. Примерно в месяц появляется «комплекс оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – в общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество.

3.3.1.1.2. Возрастные новообразования

Функциональными новообразованиями периода новорожденности являются слежение и задержка внимания, обеспечивающие сенсорную, локализующую сторону формирования образа внешнего мира. Это значит, что внешний мир представлен ребенку лишь в ощущениях, отражающих отдельные свойства действительности, а не в восприятии, отражающем мир в целом.

Собственно младенчество

3.3.1.2.1. Функциональные линии развития младенца (8 мес. пренатального – 8 мес. постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева).

Таблица 35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: