Строение «образа самого себя»

Таким образом, на протяжении первого года жизни у ребенка постепенно складывается образ самого себя (Н. Н. Авдеева; М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова, 2000). На первом году жизни происходит становление и развитие трех линий отношений ребенка: к взрослым, предметному миру и к себе, при ведущей роли отношения к взрослому как к субъекту общения. В сфере отношения к взрослому зарождается активность младенца как предличностное образование. К трем месяцам жизни активность начинает проявляться в двух сферах отношений. В соответствии с тем, как складываются отношения со взрослыми – насыщены или не насыщены они положительными эмоциями, – формируется и отношение к себе – бодрое, радостное самоощущение или вялое, апатичное, и отношение к предметному миру – любознательное, оживленное или безразличное, пассивное.

В конце первого года жизни активность наблюдается во всех трех сферах отношений. Их взаимодействие осуществляется при опосредующей роли отношения к себе, которое становится главным стержнем личностного образования.

3.3.1.2.3. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка

Таблица 37

Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца

Возраст Формы познавательной и эмоциональной деятельности
4 месяца Ощупывание предмета В 3–4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния. После 3–4 месяцев он улыбается знакомым
5–6 мес. Ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является основой манипуляций с предметами
Второе полугодие Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Появление круговых реакций по Ж. Пиаже
7–8 мес. После 7 месяцев встречаются «соотносящие действия» В 7–8 мес. беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7–11 месяцами появляется так называемый «страх расставания».
10–11 мес. После 10-ти месяцев появляются первые функциональные действия. Эти функциональные действия не становятся еще предметными; переноса действий на другие предметы еще не происходит
1 год К концу первого года ребенок включается в достаточно сложные игры-действия К концу года жизни ребенок стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

На протяжении младенческого возраста наблюдается наряду с познавательным и эмоциональное развитие. Эта линия развития непосредственно зависит от общения со взрослым. Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие (гуление, лепет, появление первых слов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: